В выступлении Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева особое значение приобрели вопросы обеспечения системной координации деятельности в рамках ОТГ и повышения эффективности ее работы.
С этой целью Главой нашей страны предложено проведение институциональных реформ в Организации, в которых важная роль отводится созданию комитетов на уровне министров по приоритетным направлениям взаимодействия тюркских государств, включение в их состав экспертов и ученых, кардинальному повышению значимости Секретариата ОТГ, а также усилению контроля за принимаемыми решениями путем вовлечения Совета старейшин в данный процесс.
То внимание, которое уделил Шавкат Мирзиёев данному вопросу, неслучайно. За относительно короткий период последних лет были сделаны важные шаги для развития сотрудничества между тюркскими странами и укрепления Организации.
Так, встречи на высшем уровне структурировались в Совет сотрудничества тюркоязычных стран, который в 2021 году преобразован в полноценную Организацию.
Участниками объединения создана солидная институциональная архитектура. Учреждены Международная организация тюркской культуры (ТЮРКСОЙ) и Тюркская академия, Фонд тюркской культуры и наследия, Парламентская ассамблея тюркоязычных государств (ТюркПА).
Также при Организации действуют четыре рабочие группы, занимающиеся вопросами торгово-экономического сотрудничества, улучшения инвестиционного климата, развития предпринимательства и туризма. Созданная на базе Делового совета Тюркская торгово-промышленная палата способствуют росту товарооборота между тюркскими странами.
Кроме того, принятые многочисленные документы по межгосударственным отношениям между тюркскими государствами составили реальную основу отношений во всех сферах, от политики до экономики, культуры, науки и образования.
Так, например, на предыдущих саммитах за последние три года, только Узбекистаном было выдвинуто более 30 конкретных инициатив, направленных на дальнейшее развитие многопланового сотрудничества в рамках ОТГ, из которых более 20 уже реализованы к настоящему моменту.
Тем самым, следует отметить, что Организация тюркских государств прошла начальный этап своего становления в качестве эффективной и многопрофильной международной организации. Сегодня она представляет собой многофункциональную организацию, нацеленную на решение задач по развитию сотрудничества в торгово-экономической, транспортной, культурной, научно-технической, образовательной и других областях. В этих условиях настало время перехода к более качественному этапу взаимодействия и тесной интеграции тюркских государств.
С этой точки зрения, одним из наиболее актуальных вопросов сегодня становится институциональная составляющая дальнейшего развития ОТГ. В этой связи, выдвинутые Главой Узбекистана инициативы формируют благоприятные условия для качественной перестройки Организации, ее постепенной трансформации, эволюции и выхода на новый уровень.
В данном контексте, озвученные Президентом Узбекистана институциональные преобразования, вне всякого сомнения, будут способствовать повышению эффективности реализации возложенных на ОТГ задач. Создание отдельных комитетов по приоритетным направлениям позволит в большей степени сконцентрировать деятельность Совета глав государств Организации на рассмотрении узловых, стратегических задач политического и экономического взаимодействия.
Здесь нужно особо подчеркнуть, что гарантией их достижения становится совершенствование системы контроля исполнения принятых решений, придание им обязательного характера. От уровня их реализации зависит результативность работы всей Организации, а также состояние многостороннего сотрудничества. Исходя из этого, привлечение Совета старейшин к процессу контроля следует рассматривать как не просто дополнение институциональной основы ОТГ, но как необходимое условие позитивного развития механизмов управления процессами принятия решений.
Вместе с тем изменившаяся геополитическая ситуация, которая ежедневно создает новые дилеммы, требует качественной перестройки работы непосредственно Секретариата ОТГ и усиление его роли в процессах дальнейшего устойчивого развития Организации. Залогом успеха для решения данного вопроса, несомненно, может стать повышение статуса Секретариата как единого координирующего органа. При этом весомым инструментом для содействия данной цели могла бы стать выработка Секретариатом на научно-практической основе конкретных рекомендаций для соответствующих структур ОТГ в отношении создания и путей реализации многостороннего сотрудничества в различных сферах деятельности.
В целом, выдвинутые Президентом Узбекистана инициативы позволяют расширить форматы многоаспектного сотрудничества в рамках ОТГ, укрепляя ее институциональный и практической потенциал. Институциональные реформы в Организации следует рассматривать как благоприятную возможность облегчения и ускорения процесса принятия решений для формирования эффективного механизма взаимодействия в рамках ОТГ.
Алексей Кустов,
главный научный сотрудник
Института стратегических и межрегиональных исследований
при Президенте Республики Узбекистан.