Каждый из экспонатов - результат многолетних раскопок. Велись они лучшими специалистами страны - археологами, искусствоведами, историками, архитекторами, химиками-реставраторами, этнографами. А с недавних пор к работе в составе Узбекистанской искусствоведческой экспедиции (УзИскЭ) и Тохаристанской экспедиции привлечены коллеги из Японии.

Первая в этом году отмечает юбилей - 60 лет. За это время она успела вписать свое название в современную историю. В составе УзИскЭ многие годы работали такие известные ученые Узбекистана, как Г. Пугаченкова, которая ее и основала, Э. Ртвеладзе, Б. Тургунов, А. Сагдуллаев, В. Хакимов, супруги Луневы и многие другие. Только наиболее интересных, неповторимых и доселе невиданных находок в коллекции УзИскЭ к настоящему времени - более двух тысяч. Дело ведется не зря, об Узбекистане говорят за рубежом, нами интересуются, хотят взаимодействовать. Договор о научном сотрудничестве, заключенный между Университетом Сока в Токио и институтом - яркое свидетельство того глубокого интереса, какой проявляет к исследованиям УзИскЭ мировое сообщество.

В свою очередь международная Тохаристанская археологическая экспедиция создана ровно два десятка лет назад на базе отдела истории искусств НИИ искусствознания и УзИскЭ академиком, доктором исторических наук Эдвардом Ртвеладзе. А на основании международных договоров о совместных работах приступила к раскопкам Международная узбекско-российская Тохаристанская археологическая экспедиция, в которой сейчас задействованы коллеги из Франции, США, Южной Кореи и Японии, изучающие древнюю и средне­вековую культуру края.

В коллекции представлены большие керамические сосуды, в которых в древности хранили воду и пищу - хум и хумча. Обнаружили их в ходе раскопок памятника Кампыртепа в Сурхандарьинской области. Это бывшая крепость конца IV-III веков до н.э. Ее раскопки начала УзИскЭ под руководством Э. Ртвеладзе в 1982 году и плодотворно ведет их по сей день. Даже трех десятилетий усердной работы не хватило, чтобы раскрыть все секреты этих загадочных мест. Именно здесь впервые в мировой практике удалось выявить всю планировку античного города, функциональное назначение отдельных помещений и зданий. Специалисты обнаружили высококачественную керамику, украшения, монеты и надписи на фрагментах стенок сосудов. Все это - свидетельства высочайшего культурного развития.

Также заметное место в собраниях Государственного музея истории Узбекистана занимают памятники археологии, нумизматики и этнографии, найденные на территории Сурхандарьинской области. Известно, что в эпоху бронзы там как раз и возникли первые центры земледельческого населения с развитым ремесленным производством. Эту хозяйственно-культурную форму характеризует изобретение гончарного круга и последующие за ним открытия, новые виды творчества. Классическими являются поселения городского типа: Сапаллитепа, Джаркутан, Моллалитепа и другие.

Наиболее широко в ГМИ представлены материалы из первого. Это план реконструкции, фотографии раскопок, производившихся экспедицией Института археологических исследований Академии наук Узбекистана, керамические сосуды - горшковидные, приземистой и вытянутой формы, с шаровидным туловом, конической формы миски, изготовленные на гончарном круге.

В кушанский период на территории Сурхандарьинской области получила развитие городская цивилизация, тогда же возникли крупные поселения. Благодаря труду археологов музей обогатился коллекциями керамической посуды разных периодов, бронзовых изделий, терракотовых статуэток, образцами керамических труб древнейшего водопровода, снабжавшего водой группу поселений, расположенных к востоку от Амударьи (Фаязтепа, Курган и другие). Здесь же - греко-бактрийские и кушанские медные и серебряные монеты с именами Селевка, Антиоха I, Канишки I и других правителей с I в. до н.э. до I в. н.э.

Еще одним из интересных памятников кушанского периода является буддийский храмово-монастырский комплекс I-III веков новой эры в Фаязтепе (район Термеза). В музее хранятся фрагменты художественных изделий, вырезанных из мергелистого известняка. Прекрасно сохранилась алебастровая голова Будды. Уникальна и найденная в 1972 году в Фаязтепе каменная скульптурная группа из известняка, изображающая основателя этого учения, сидящего под священным деревом бодхи, и двух стоящих по сторонам от него учеников-монахов.

На Каратепе найдены глиняно-ганчевые голова и скульптуры Будды, других лиц, фрагменты капители колонны и фриза из белого известняка в виде скульптуры Будды, а также керамических штампов с изображением пиршества и бога Солнца - Гелиоса, керамический кувшин, черепки подобных сосудов и многое другое. Все находки датированы III-IV вв. н.э.

А на холме Малый Чингиз близ Термеза выявлены остатки древней крепости греко-бактрийского и кушанского периодов, которая защищала находившуюся здесь более двух тысяч лет назад речную переправу через Амударью. Участниками экспедиции на городище собраны изделия из бронзы и железа, датированные концом ХII - началом ХIII веков. Особый интерес вызывают бронзовые орнаментированные подносы - яркое свидетельство высокого уровня развития художественной культуры наших народов.

Сотрудники музея приняли участие в работах экспедиции, организованной Институтом искусствознания Академии наук и проводившей раскопки цитадели городища Шухроб-курган. В результате фонды пополнились образцами керамических изделий, терракотовых статуэток, монет, украшений, стеклянных, бронзовых и железных предметов, изделий из камня и кости (всего около 300 неповторимых старинных объектов).

Из них особую ценность представляют материалы, найденные академиком Галиной Пугаченковой, из раскопок Халчаяна в Сурхандарье (Денау). Тут исследователей ждали затерянные руины крепостных сооружений, дворцовых, жилых и общественных зданий. Интересны скульптуры, относящиеся к I веку до н.э. - I веку н.э., с условными названиями «Правитель на троне», «Статуя правителя», «Бактрийская богиня», «Музыканты», «Всадник», «Голова скомороха». Ценителей красоты и знатоков древнего искусства определенно очарует выразительно разработанная лепка.

Здесь же можно наблюдать воспроизведение реконструкций интерьера и внешнего вида царского дворца в Халчаяне. Такого не увидеть ни в одном историческом фильме, столько деталей не проработано и в письменных источниках.

Другой, наиболее полно представленный экспонатами памятник, - Дальверзинтепа (III-II вв. до н.э. - VI-VIII вв. н.э.). Как предполагают ученые, там находился один из главных городов могущественной Кушанской империи, возможно, первая столица царства. Находками мирового значения явились буддийская скульптура и уникальные образцы настенной живописи из храма бактрийской богини. В коллекции экспонируются фрагменты архитектурного декора, некогда украшавшие здания Дальверзина.

Среди найденных на городище богатств последнего времени - медная печать кушанского императора Вимы Кадфиза, одного из сыновей основателя династии. На обеих сторонах - мужские изображения. Эта печать государя исключительно уникальна и пока что она - единственная находка за все годы изучения истории памятников Кушанской империи в Узбекистане.

Среди найденных керамических изделий выделяются кубки, которые появлялись на столах во время пиров. Обнаружены также керамические курильницы, ритуальные сосуды, использовавшиеся в различных церемониях. Уникальным экспонатом является простой по виду и достаточно грубый двуручный кувшин, в котором хранился знаменитый «Дальверзинский клад», включавший в себя 115 золотых предметов II-III веков нашей эры. Слитки, брусочки с надписями, обозначавшими весовые данные, ювелирные заготовки, украшения (в том числе пекторали - круглые обручи с геммой, на которой изображен Геракл). Находка - открытие мирового значения, которая, помимо материальной, представляет огромную научную и культурную ценность.

Также в музее хранятся и экспонируются стеклянные медальоны из дворца термезских правителей с изображением всадника, охотящегося с соколом. Большую ценность представляют два архитектурных панно, датируемые ХII-ХIII вв. н.э. На одном из них изображены два льва, на другом - мифическое существо.

Все это позволяет обоснованно судить о стиле, мастерстве, вкусах предков народов края, истории художественной культуры этих земель как яркого и самобытного явления античного периода, имевшего специфические черты.

Большинство представленных в коллекции предметов являют черты синтеза на местной почве традиций эллинистической, римской, персидской, индийской, бактрийской и согдийской культур. На протяжении веков они взаимодействовали друг с другом на землях Центральной Азии, игравших роль связующего моста между цивилизациями Востока и Запада.

Памятники, хранящиеся и экспонируемые в музее, - яркое свидетельство разнообразия и богатства материальной и духовной культуры народа Узбекистана на протяжении всей его многовековой истории. Они воспитывают у подрастающего поколения уважение к традициям, берущим начало в давние времена, на заре становления человеческой цивилизации.

Лариса Левтеева.
Кандидат исторических наук, ведущий сотрудник Государственного музея истории Узбекистана.