Принцип прозрачности в земельных отношениях

    Страна в фокусе 25 июля 2021 766

    Президент Республики Узбекистан 8 июня текущего года подписал Указ «О мерах по обеспечению равенства и прозрачности в земельных отношениях, надежной защите прав на землю и превращению их в рыночный актив». Документ особо важен тем, что обеспечивает равенство, прозрачность и рыночные отношения в сфере и служит надежной гарантией прав собственности.

    Данным Указом определены меры, направленные на ускорение работы по превращению земли в рыночный актив, определению ее экономической ценности и включению в финансовый оборот, а также на усиление государственного и общественного контроля в сфере ее выделения и использования.

    Земельные отношения - совокупность отношений, возникающих между субъектами земельного права по поводу владения, пользования и распоряжения землей, включая ее куплю-продажу, сдачу в аренду, организацию использования и так далее.

    Выделение земельных отношений в отдельную сферу является объективным историческим процессом, обус­ловленным особым значением земли, ее функциональным многообразием и ограниченностью как природного ресурса. Государство объединяет, представляет и защищает интересы субъектов земельных правоотношений (все участники этих отношений наделены земельными правами и обязанностями, преду­смотренными земельным законодательством).

    В последние годы в рамках Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах проводится ряд реформ, направленных на введение равного для всех, прозрачного и основанного на рыночных принципах порядка выделения земельных участков, обеспечение стабильности в имущественных и правовых отношениях, связанных с землей, защиту участков, гарантию имущественных прав собственников земли, а также введение ее в свободное обращение как объекта гражданско-правовых отношений путем установления экономической ценности земли.

    В частности, в Государственной программе «Год поддержки молодежи и укрепления здоровья населения» на 2021-й год также определены меры по дальнейшему совершенствованию реформ земельных отношений в сельском хозяйстве, внедрению современных и прозрачных механизмов преобразования земель в рыночные активы и предоставления участков в пользование на правах аренды.

    Так, с 1 августа 2021 года вводится порядок предоставления участков частному сектору - на праве собственности и аренды, государственным органам, учреждениям, предприятиям, органам самоуправления граждан - на праве постоянного пользования, а также земель сельскохозяйственного назначения - только на праве аренды по итогам открытого электронного конкурса, в котором могут участвовать все виды сельскохозяйственных товаропроизводителей, а его результаты утверждаются решением Совета Министров Респуб­лики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента.

    С этой же даты прекращаются полномочия местных органов государственной власти районов и городов по определению, признанию, изменению, отмене прав на участки, переводу орошаемых земель в категорию неорошаемых или другую, и неорошаемых сельскохозяйственных земель - в другую категорию, предоставлению земель для коллективного садоводства, виноградарства и бахчеводства, а также ведения подсобного сельского хозяйства. Также органам государственной власти запрещается выступать с инициативой прямого выделения земельных участков или устанавливать льготы и исключения иным образом.

    Вместе с тем в пункте 3 Указа установлено, что «с 1 августа 2021 года, в порядке исключения, Кабинет Министров вправе предоставлять напрямую земельные участки в аренду только в следующих случаях:

    • государственным научно-­иссле­довательским и образовательным учреж­дениям для реализации научных исследований и испытательных экспериментов в сфере сельского хозяйства - по предложению Министерства сельского хозяйства;
    • агропромышленным кластерам - по предложению Министерства сельского хозяйства, Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей при депонировании денежных средств в размере двукратной нормативной стоимости земельного участка;
    • для реализации крупного инвес­тиционного проекта, определяемого путем отбора наилучшего предложения, стоимостью в эквиваленте не менее 10 миллионов долларов (увеличивается в зависимости от размера земельного участка) - при первоначальном размещении на специальный расчетный счет средств, равных не менее 10 процентам от стоимости проекта;
    • предприятиям с участием иностранных инвестиций, международным объединениям и организациям, иностранным юридическим и физическим лицам - с оплатой по рыночной стоимости за получение права аренды (за исключением международных объединений и организаций)».

    При этом приняты во внимание вопросы социальной защиты. Так, в пункте 5 Указа Министерству финансов поручено внести в Кабинет Министров порядок, предусматривающий полную или частичную компенсацию расходов выкупа земельных участков через элект­ронный онлайн-аукцион лицам, подлежащим особой социальной защите, а также лицам, земельные участки которых были изъяты для государственных и общественных нужд.

    Естественно, требуется внесение изменений в правовую базу самого земельного законодательства. В связи с этим пунк­том 6 Указа поставлена задача в месячный срок внести в Законодательную палату Олий Мажлиса проекты законов «О внесении изменений и дополнений в Земельный кодекс Респуб­лики Узбекистан в связи с совершенствованием порядка выделения земельных участков и пользования ими», «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием системы ведения учета земли и государственных кадастров» и «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О приватизации земельных участков несельскохозяйственного назначения».

    В соответствии с документом будут созданы Республиканский совет по раннему выявлению нарушений законодательства о земле и координации деятельности, направленной на их предотвращение, а также его территориальные советы на местах. Они станут координировать предложения по выявлению и устранению проблем, возникающих при применении актов земельного законодательства, в том числе по совершенствованию данных нормативно-правовых актов, изучать передовой зарубежный опыт в сфере рационального использования земель и внедрять его с учетом национальных особенностей, регулярно вести мониторинг состояния соблюдения законодательных актов о земле, формировать единую правоприменительную практику в сфере.

    В целом реализация задач, определенных в Указе, выведет на новый уровень начатые реформы по повышению благосостояния народа путем рационального использования земель и предотвращению коррупционных проявлений в земельных отношениях. В результате в сфере будет создана прозрачная и действенная система.

    Максудбек Саидов.
    Заместитель председателя Ташкентского городского суда - председатель судебной коллегии
    по экономическим делам Ташкентского городского суда.

    No date selected
    декабрь 2025 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
    Use cursor keys to navigate calendar dates