К сожалению, ныне у многих современных юношей и девушек пропадает интерес к чтению. Помню, в школьную пору с несколькими любителями книг успевали прочитать почти всю литературу в библиотеке. Это была своеобразная интеллектуальная гонка. Между страницами оставляли закладку: «Книга прочитана (тем-то в такой-то день)». Увидев надпись, другой ученик хотел опередить ровесника. После прочтения также оставлял свою заметку в книге и хвастался друзьям. Детское увлечение в то время оценивалось тем, были ли события в книге интересными или нет. Во всяком случае книгу читали. Иногда какая-то страница могла быть порвана. А мы склеивали, бережно хранили этот источник знаний и продолжали читать.
Помните? В то время книги издавались тиражами в сотни тысяч экземпляров, почитались их авторы.
В древности наши предки проводили чтения газелей Навои, Бедиля, Физули, Машраба. Если сейчас организовать такие поэтические вечера в университетах с углубленным изучением литературоведения, то сколько студентов могли бы прочитать наизусть газели выдающихся поэтов?
Однако среди них обязательно найдутся те, кто презентует свои авторские книги. Это уже стало нынешней «модой» в сфере.
Конечно, необходимо поддерживать талантливую молодежь.
За последние пять лет в стране осуществляются реформы по возвышению национальной литературы, пропаганде культуры чтения среди молодого поколения. Проходят интеллектуальные соревнования по чтению книг в рамках реализации пяти важных инициатив Президента Республики Узбекистан. Так, в качестве поощрения в конкурсе «Ёш китобхон» юным читателям-победителям вручают автомобили.
Сегодня количество публикаций выросло в геометрической прогрессии. Но среди них найдется малое количество литературных изданий. Почти все газеты и журналы испытывают экономические трудности. Во второй половине года некоторые из них уже не выпускаются.
Интересно, а почему не читают газеты и журналы в стране, где читают книги? Разве это не нужно тем, кто интересуется современной узбекской или мировой литературой? Парадокс... Читателю необходимы только произведения в учебных пособиях или классическая литература? Разве учителя и специалисты соответствующей области не нуждаются в современных произведениях? На мой взгляд, важные реформы в данном направлении должны начаться с увеличения тиража определенных изданий.
В детстве увлекался чтением сказок и романов из личной библиотеки дяди, а затем возвращал их по его настоянию. Иначе он ругал меня. Все равно не вернул поэмы «Лейли и Меджнун», «Фархад и Ширин». Произведения опубликованы в 1958 году. Художник так красочно изобразил всю историю в картинах, что невозможно не представить пленительную красоту Лейли и Ширин, не окунуться в ту пору.
Конечно, в то время информация не лилась таким большим потоком, как сейчас. Прилавки тоже не изобиловали востребованными произведениями. Однако нельзя было не любить книги, не чувствовать их особенный запах. Чтение так завораживает, что невозможно не полюбить Лейли, как безумец Меджнун, или не совершать героические поступки ради Ширин, как Фархад. Царила необыкновенная атмосфера, позволяющая проникнуться произведением, вдохновиться и напитаться душевным теплом.
Современное издание поэм великого предка является наиболее совершенным и полностью включает в себя не указанные ранее детали. Однако возникает вопрос: читает ли нынешнее поколение эти книги? Интересуется ли выдающимся Навои? Или ограничивается краткой информацией о нем?
Для взрослых и детей выпускаются лучшие образцы отечественной классической литературы. Осталось научиться читать их с любовью.
Собир Унар.
Писатель, член Союза писателей Узбекистана.
Фото Тимура Кайсарова.