Продолжается курс на дальнейшую демократизацию и защиту законных прав граждан

    Референдум по Конституции Республики Узбекистан в новой редакции стал одним из главных политических событий года. Мероприятие проводилось в строгом соответствии с национальным избирательным законодательством и международными принципами.

    Как подчеркивают зарубежные эксперты, Узбекистан демонстрирует приверженность демократическим принципам, и прошедший референдум служит тому подтверждением. Отмечен высокий уровень организации избирательного процесса, а также созданные условия для эффективной деятельности наблюдателей и журналистов.

    - Важное значение в обеспечении проведения референдума на высоком организационном уровне с учетом требований национального законодательства имеет утверждение Центральной избирательной комиссией календарного плана подготовки и проведения референдума Республики Узбекистан по проекту Конституционного закона «О Конституции Республики Узбекистан» и последовательное его выполнение, - отметил накануне в ходе пресс-конференции председатель ЦИК РУз Зайниддин Низамходжаев. - Всего возможностью досрочного голосования, которое проходило с 19 по 26 апреля, воспользовались 611 320 граждан. На 55 участках референдума в 39 странах для наших сооте­чественников, проживающих за рубежом, были созданы все условия для голосования на референдуме. Из 19 722 809 граждан, внесенных в список избирателей, в том числе наших соотечественников, проголосовавших за рубежом на референдуме Респуб­лики Узбекистан, 16 миллионов 673 тысячи 189 получили бюллетени и проголосовали. Это 84,54 процента от общего числа избирателей на референдуме.

    Непосредственное наблюдение за процессами организации и проведения референдума проводили 383 международных наблюдателя. В частности, в нем приняли участие 14 авторитетных международных организаций: 184 наблюдателя от Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Всемирной ассоциации избирательных органов, Шанхайской организации сотрудничества, Межпарламентской ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств, Организации тюркских государств, Парламентской ассамблеи тюркских государств, Организации исламского сотрудничества и других международных организаций; 199 международных наблюдателей из 45 стран. Референдум освещали 964 представителя СМИ, в том числе 192 сотрудника 127 зарубежных изданий.

    Стоит отметить, что за последние несколько лет наблюдается рост числа иностранных и международных наблюдателей. Так, в Президентских выборах в 2016 году участвовали 555 иностранных наблюдателей, а на парламентских в 2019-м их количество составило 825. За выборами Президента в 2021-м следил в общей сложности 971 международный наблюдатель. Эти цифры свидетельствуют о том, что важные политические процессы в Узбекистане проходят в контексте кардинальных изменений и демократических реформ, в условиях новой политической среды, которая привлекает все большее внимание со стороны международного сообщества.

    При этом Центральной избирательной комиссией в процессе подготовки к референдуму Республики Узбекистан и его проведения также выявлены некоторые не влияющие на итоги референдума недостатки. В частности, наблюдались случаи, когда списки избирателей на некоторых участках референдума не были размещены на стенде для всеобщего ознакомления или не подписанные председателем и секретарем, а также не утверждены печатью комиссии, незрячим гражданам не был своевременно предоставлен трафарет на основе азбуки Брайля, а также когда в кабину для голосования попытались войти сразу все члены семьи.

    За ходом голосования 30 апреля следили международные и отечественные эксперты, политологи и правоведы. Так, на референдуме наблюдалось свободное волеизъявление каждого гражданина. При этом благодаря бдительности общественности и СМИ выявлялись и недостатки, которые обсуждались своевременно и в открытом формате. ЦИК и другие ответственные органы незамедлительно реагировали на случаи, о которых сообщалось в средствах массовой информации и соцсетях. Это в свою очередь свидетельствует о том, что избирательный процесс прошел прозрачно и под строгим контролем.

    - В процессе проведения референдума были отмечены некоторые недостатки, не влияющие на его результаты. Так, выявлены случаи, подлежащие детальному рассмотрению на участках референдума № 226 8-го Сырдарьинского областного округа референдума, № 651 10-го Ташкентского областного округа референдума и № 772 14-го Ташкентского городского округа референдума, - отметил З. Низамходжаев. - В частности, если ситуация в Сырдарьинской и Ташкентской областях выявлена в результате мониторинга Центральной избирательной комиссии, то в городе Ташкенте - через средства массовой информации. В свою очередь ЦИК и окружные комиссии совместно с соответствующими ведомствами ведут изучение по каждому из них. В целом, если учесть, что по республике вели деятельность 10 758 участков, то участки, на которых наблюдались недостатки в процессе референдума, не составляют и одной 0,1 процента.

    Впервые в истории Узбекистана более 43 тысяч представителей пяти действующих в стране политических партий и органов самоуправления граждан получили возможность непосредственного наблюдения за ходом референдума. Миллионы людей следили за процессом голосования посредством онлайн-трансляции с видеокамер, установленных на избирательных участках. Наряду с этим регулярно транслировались фоторепортажи, интервью и новостные сообщения журналистов напрямую с избирательных участков.

    Отдельное внимание наблюдатели обращают на созданные условия для работы журналистов. Так, в период подготовки к референдуму и на этапе его проведения в пресс-центре Центральной избирательной комиссии и ее подразделениях на участках была сформирована большая медиаплощадка. За все время подготовки и проведения референдума организованы пресс-конференции, брифинги, интервью, встречи. На мероприятиях председателей участковых комиссий по проведению референдума с информацией знакомили члены ЦИК, представители Верховного суда, Генеральной прокуратуры, министерств иностранных дел, юстиции, внутренних дел, цифровых технологий.

    * * *

    Для участия в избирательном процессе в республику также прибыли наблюдатели из зарубежных стран и от международных организаций. В их числе - миссия Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ). В нее вошли десять международных экспертов и 14 долгосрочных наблюдателей, базирующихся в Ташкенте. Накануне состоялась пресс-конференция, где миссией представлены предварительные выводы по итогам референдума в Узбекистане.

    Так, отмечена эффективная деятельность Центральной избирательной комиссии в пределах своих полномочий. Деятельность ЦИК была организована на основании соответствующих нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность комиссии. Центральная избирательная комиссия по проведению референдума по конституционной реформе и ее территориальные и участковые комиссии были обеспечены надлежащими ресурсами, средствами связи, другим необходимым. В ходе организации референдума Центральной избирательной комиссией на каждом этапе соблюдены установленные законом сроки его проведения, отмечено в предварительном отчете миссии Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека.

    БДИПЧ ОБСЕ также подчеркнуло весомую работу, осуществленную в стране по повышению активности лиц с инвалидностью в процессе голосования. Для создания соответствующих удобств каждый избирательный участок был оснащен пандусами для свободного их передвижения, для незрячих голосующих создана возможность голосования на азбуке Брайля, обеспечен сурдоперевод в ходе проведения мероприятий с участием лиц с инвалидностью.

    Таким образом, граждане с ограниченными возможностями выполнили свой конституционный долг. Для тех, кто по каким-либо причинам не смог в этот день прийти на избирательный участок, члены участковых комиссий навестили лиц с инвалидностью и обеспечили их активное участие в референдуме. Также около 90 процентов агитационных мероприятий, за которыми следили наблюдатели БДИПЧ ОБСЕ, были доступны для лиц с ограниченными возможностями. В некоторых видеороликах использовался язык жестов.

    Также наблюдатели приветствовали предложенные поправки, которые будут способствовать укреплению гендерного равенства, увеличению социальных обязательств государства перед гражданами и уязвимыми группами населения. Отмечено, что процесс конституционной реформы был достаточно длительным и значительное количество предложений принято во внимание. Однако некоторые указали на отсутствие дебатов по ряду спорных вопросов.

    Таким образом, можно отметить: референдум по Конституции Респуб­лики Узбекистан в новой редакции прошел на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, что в очередной раз продемонстрировало стремление Узбекистана двигаться исключительно по демократическому пути развития. При этом рекомендации международных наблюдателей и своевременное выявление недостатков будут способствовать дальнейшему совершенствованию избирательного процесса.

    Подготовила
    Евгения Юн.
    «Правда Востока».

    Фото Музаффара Абдуллаева.

    No date selected
    март 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
    Use cursor keys to navigate calendar dates