Вместе с тем несоответствие в полной мере производимой сельскохозяйственной продукции международным стандартам и требованиям безопасности, неправильно организованные взаимоотношения между производителями пищевой продукции и экспортерами препятствуют росту экспортного потенциала страны и продвижению на новые рынки.

В Узбекистане развитие сельского хозяйства всегда играло важную роль как в экономическом, так и социальном плане. От наращивания производственного и экспортного потенциала сельскохозяйственного сектора во многом зависит благосостояние населения, рост экономики и насыщение потребительского рынка. Кроме того, в республике имеется большой потенциал для получения более высокой добавленной стоимости за счет увеличения переработки. 

Анализ выявленных сравнительных преимуществ Узбекистана свидетельствует о том, что наша страна больше специализируется на производстве плодоовощной продукции, чем многие мировые производители, что указывает на наличие в стране потенциала для расширения экспорта как на традиционные рынки России и стран Центральной Азии, так и новые европейские. Однако доступ к последним потребует улучшения стандартов качества и безопасности плодоовощной продукции и систем ее сертификации. Как известно, государственная политика направлена на дальнейшую диверсификацию и модернизацию сельского хозяйства. Кроме того, в секторе плодоовощеводства государство содействует ориентированному на рыночную экономику развитию частного сектора путем расширения доступа к финансированию и передовым технологиям, особенно в части повышения экспортного потенциала.

Но, как подчеркнуто в вышеупомянутом постановлении, имеются определенные проблемы, которые препятствуют росту экспортного потенциала страны и продвижению на новые рынки. В связи с этим данный документ приобретает особую актуальность.

Вопросам, связанным с продовольственной безопасностью, в Узбекистане уделяется пристальное внимание. Как результат только за последние три года наша страна увеличила экспорт продовольствия в три раза - с 570 млн до 1,5 млрд долларов. В 2019 году поставки сельхозпродукции выросли в два раза по сравнению с 2017-м. За год выращено 10 млн тонн овощей, 17 млн тонн различных сельхозкультур, а также 2,5 млн тонн мясной продукции. По Индексу продовольственной безопасности, по версии аналитического агентства The Economist Intelligence Unit, в 2019 году Узбекистан поднялся на девять позиций в сравнении с 2018 годом и занял 71-е место в мире. Однако более полное продвижение на внешний рынок продукции данного сегмента затрудняется в связи с недостаточным соответствием международным стандартам и требованиям безопасности. Да и полновесного контакта между производителями и экспортерами не наблюдается. А это все отражается на географии поставок. Но в решении данных проблем глава государства держит ситуацию под личным контролем. Об этом свидетельствует и то, что в ходе своих посещений регионов руководитель страны в плотном графике всегда находит время для визита на предприятия, производящие продовольственную продукцию. Президент всегда подчеркивает значимость наличия производственной цепочки. Анализ и скрупулезный подход позволяют обойти острые углы в таком важном внутриполитическом вопросе, как продовольственная безопасность. В то же время при принятии документов всегда учитывается реальное положение дел на местах, мнение участников процесса, фермеров, переработчиков, экспортеров.

Вышеуказанным постановлением главы государства на Министерство сельского хозяйства возлагаются дополнительные задачи по созданию взаимовыгодных отношений между производителями, переработчиками и продавцами на основе создания стратегий и современной модели развития, дабы конкурентоспособность вкупе с диверсификацией составляла основу результативности и эффективности.

- Благоприятный климат для развития сельскохозяйственного производства - огромный потенциал сырьевой базы, а также центральное расположение в регионе ЦА создает условия для диверсификации регионального экспорта и роста объемов производства продукции пищевой промышленности, - говорит начальник управления Министерства сельского хозяйства Акмаль Ишниязов. - На сегодня в пищевой промышленности республики функционирует более 12 тысяч предприятий различных форм собственности, в том числе более 100 крупных. Уровень использования их производственных мощностей в среднем остается невысоким. Это свидетельствует о незадействованном резерве в увеличении объемов производства продовольственной продукции с высокой добавленной стоимостью. Причиной сложившейся ситуации является отсутствие действенной кооперационной связи между изготовителями сельхозпродукции и перерабатывающими предприятиями, а также морально устаревшие технологии производств. Недос­таточная степень углубленной переработки сырья и технологий, неразвитость маркетинга, логистики и кооперации в сфере производства сельхозпродукции и ее переработки приводят к низкому качеству выпускаемого товара, что в среднесрочной перспективе создает угрозу снижения конкурентоспособности продукции пищевой отрасли и потери рынка производителям.

Как показывает международный опыт, в США, Европейском союзе, Канаде, Новой Зеландии, Нидерландах, России и Азербайджане функции по обеспечению продовольственной и пищевой безопасности осуществляется единым органом. Исходя из международного опыта и учитывая важность данной отрасли принято вышеупомянутое постановление Президента. Согласно ему функции по повышению уровня конкурентоспособности пищевой отрасли путем оказания финансовых и других мер поддержки, в частности, создания условий для взаимовыгодных отношений между предприятиями, производителями и субъектами предпринимательства, перерабатывающими фрукты, овощи, мясо, молоко и другие сельскохозяйственные продукты питания возлагаются на Министерство сельского хозяйства. Министерство в свою очередь ставит перед собой цель - определение направлений дальнейшего развития пищевой промышленности, исходя из стратегических целей развития Узбекистана. Это - улучшение продовольственной безопасности страны, повышение конкурентоспособности национальной продукции на внутреннем и внешнем рынках, обеспечение финансовой устойчивости товаропроизводителей, сбалансированное развитие регионов и повышение эффективности использования ресурсов.

Сегодня, когда в результате пандемии коронавируса экономики многих стран переживают трудные времена, вопросы продовольственной безопасности приобретают большую актуальность. Данное постановление главы государства станет новой точкой отсчета в развитии пищевой промышленности.