На основе постановления Президента «О мерах по реализации проекта «Строительство кольцевой надземной линии метрополитена в городе Ташкенте» от 19 мая 2017 года началась реализация огромного проекта, которого еще не было в истории транспортной системы страны.

Метро - удобный, безопасный и быстрый вид транспорта. Для его строительства необходимы значительные средства, опытные специалисты и, конечно, современное оборудование, обеспечивающее эффективное использование метрополитена. Поэтому при реализации такого крупного проекта экономические возможности государства должны быть соответствующими. У нашей страны такой потенциал есть, о чем свидетельствует эстакада надземного метро.

Первая часть линии, состоящая из семи станций протяженностью 11,5 километра, соединяющая надземные станции «Дустлик-2» и «Куйлюк», запущена в августе 2020 года. От первой станции до последней можно доехать за 19 минут. Маршрут обслуживает 46 тысяч пассажиров в день.

В декабре того же года была открыта Сергелийская ветка от Чиланзарской линии протяженностью 6,3 километра. Таким образом, надземное метро, построенное и введенное в эксплуатацию в столице, стало удобным и главным видом транспорта, что делает далекое близким, а трудное - легким. И тот факт, что сегодня наблюдается большой поток пассажиров, свидетельствует: данные проекты полностью оправдывают себя.

В начале февраля этого года Президент ознакомился с ходом созидательной работы, проводимой в Ташкентском метрополитене, и оценил ее важность: «За последние годы мы накопили опыт и в этой сфере. Построено семь станций метро на Куйлюкском направлении и пять станций в Сергели. Если раньше Ташкентским метрополитеном пользовались 240 тысяч пассажиров, то сегодня их количество превысило 600 тысяч. Наш план - миллион пассажиров. Если бы не начали это в свое время, в городском транспорте мог произойти коллапс».

Согласно проекту, на втором этапе строительства надземного кольцевого метрополитена планируется построить новую надземную линию метро от Куйлюка до Сергели и соединить ее с Сергелийской линией. Первоначально установлено, что будет построена линия протяженностью 8,5 километра, состоящая из пяти новых станций, от Куйлюка до массива Строителей в Сергели. После завершения строительства еще двух станций на этой линии общая ее протяженность на втором этапе достигнет почти 12 километров.

Глава государства, ознакомившись 6 июня 2022 года с ходом строительства второго этапа надземного кольцевого метро Ташкента, отметил, что особое внимание следует уделить его прочности, необходимости увеличения современных и электронных услуг для людей в метро и на станциях. Строители АО «Узбекистон темир йуллари» также придают большое значение реализации данного крупного проекта по всесторонне продуманному плану. Главное - в соответствии с международными требованиями.

Все работы в процессе строительства на расстоянии между 8, 9 и 10-й станциями (начиная с 7-й на Куйлюкском рынке и проходя через Мирабадский и Сергелийский районы) завершены. Важной их частью является 8-я станция, которая расположена на массиве Куйлюк-1. С правой стороны дороги жилые многоэтажки, а с левой - махалли с частным сектором. Жители довольны быстрым запуском станции метро на этом участке, где огромная потребность в доступной и безопасной транспортной системе.

Станция двухэтажная. Внизу в общей сложности 28 комнат, среди которых специальное помещение для электроснабжения, системы связи и пожарной безопасности, а также медицинский пункт, комнаты для рабочего персонала и кассы. Общая длина перрона - 105 метров.

Между станциями «Куйлюк-4» и «Куйлюк-5» расположена 9-я станция надземного метро. Здесь тоже завершаются строительные и отделочные работы. Внизу готовы к эксплуатации служебные и технические помещения. При строительстве перрона, как и на других станциях, использовался современный прочный местный мрамор. А при возведении кровельной части применялись стройматериалы, подходящие для климата города, защищающие пассажиров от жары и холода. Порталы также изготовлены из стилизованного отделочного материала с изысканным дизайном. Окрестность благоустроена, высажены декоративные деревца.

Такая же работа проведена на всех станциях. Каждая - просторная и светлая, со своим неповторимым архитектурным интерьером. К услугам пассажиров современные лифты и эскалаторы. Оборудованные современными технологиями турникеты позволяют быстро и удобно осуществлять оплату за проезд.

Ведется интенсивная работа и на участке от массива Строителей до станции «Кипчак», который тоже является неотъемлемой частью проекта протяженностью 3,8 километра. К строительным работам привлечены более ста современных машин и агрегатов и около 1270 квалифицированных инженеров и рабочих. На контроле их деятельность по строгому соблюдению требований охраны труда. Необходимые стройматериалы доставляются на объект в срок. Качество работ контролируется Государственной инспекцией архитектурно-строительного надзора и инспекцией «Уздавтемир-йулназорат». Таким образом, данный участок линии метро будет запущен в ближайшие месяцы.

- С вводом в эксплуатацию надземной линии метро от массива Строителей до станции «Кипчак» время в пути составит 15 минут, - рассказывает заместитель начальника ГУП «Тошкент метрополитени» Сойибжон Жураев. - Данная линия будет обслуживать около 40 тысяч пассажиров в день. А значит, сократится потребность в личном транспорте, не будет пробок. В частности, количество автомобилей, ежедневно движущихся в направлении Куйлюк - Сергели, уменьшится до 32 тысяч, а транспортный поток - на 12 процентов.

Еще один аспект: с завершением данного этапа строительства общее количество станций в Ташкентском метрополитене достигнет 50. Число пассажиров, ежедневно пользующихся услугами метро, увеличится до 650 тысяч. Будет создано 245 рабочих мест.

Меры по повышению уровня использования метрополитена разработаны Ташкентским государственным транспортным университетом совместно с зарубежными специалистами. В частности, предусмотрено открытие дополнительных маршрутов общественного транспорта и подключение их к станциям метро, где наблюдается малое число пассажиров, увеличение количества вагонов поездов до пяти и сокращение интервала движения.

В результате значительно сократится стоимость проезда в метро и общественном транспорте и время их ожидания. До 97 тысяч уменьшится количество автомобилей, въезжающих в город, соответственно и пробки на главных улицах (до десяти процентов).

Абдурауф Коржовов.
Рустам Хайдаров.