Рахима Абдураззаковна родилась в 1930 году в Ташкенте. Годы войны стали для нее серьезным испытанием - ей довелось пережить все тяготы военного и послевоенного времени. Несмотря на сложности, стремление к знаниям оставалось ее главным жизненным ориентиром.
После окончания школы она поступила в Ташкентское педагогическое училище, а затем - в Среднеазиатский государственный университет на факультет педагогики. Свою педагогическую деятельность начала учителем труда в школах Ташкента, параллельно преподавая в вечернем общеобразовательном учреждении.
Талантливый педагог, внимательный наставник и надежный товарищ, Р.А. Мавлонова принадлежала к числу тех, кто составляет золотой фонд педагогической науки Узбекистана. Любовь к профессии учителя начального образования привела ее к необходимости проведения научных исследований в области развития национальной педагогики начального образования.
Богатый практический опыт и глубокое понимание методики преподавания позволили ей в 1967-м защитить кандидатскую диссертацию на тему «Взаимодействие школы и семьи в трудовом воспитании». С 1959 по 1974 годы Рахима Абдураззаковна занималась научно-педагогической деятельностью в Научно-исследовательском институте педагогических наук Узбекистана имени Кари-Ниязи, где прошла путь от ассистента и младшего научного сотрудника до старшего научного сотрудника и заведующей отделом, добиваясь высоких результатов.
В 1960-1970-е разработка вопросов обучения и развития вышла на новый уровень. Психолого-педагогические эксперименты, проводившиеся в школах, способствовали постановке вопроса о целесообразности применения принципов развивающего и воспитывающего обучения в начальных классах. Это подготовило педагогическую общественность к реформированию школы в 1970-1980-е годы, внедрению четырехлетнего начального образования и открытию научно-исследовательской лаборатории по начальному образованию.
Р.А. Мавлонова исследовала структуру и закономерности функционирования методической системы обучения, уделяя особое внимание дидактике и методике начального обучения. Эти вопросы рассматривались ею как широкие и перспективные психолого-дидактические проблемы, что способствовало преодолению ранее существовавшей изолированности начального обучения от систематического обучения на средней и старшей ступенях школы. Она стала одним из инициаторов создания нового типа школы с началом обучения с шестилетнего возраста.
Профессор Мавлонова зарекомендовала себя как умелый организатор и самоотверженный руководитель. При ее непосредственном участии и под ее руководством была разработана экспериментальная учебная программа по подготовке шестилетних детей к школе, открыты подготовительные классы при общеобразовательных школах. За эту деятельность в 1974 году ей было присвоено звание «Заслуженный учитель Узбекистана», а в 2007-м награждена орденом «За великие заслуги».
Научное наследие Рахимы Абдураззаковны обширно. В центре ее внимания находились вопросы педагогики и методики начального обучения, а также дидактика высшей школы. В возглавляемом ею отделе разрабатывались учебные программы по предметам, создавались учебники и методические пособия, распространялся передовой педагогический опыт. Общий объем ее научно-теоретических и научно-практических трудов превысил 360 печатных листов. Итогом многолетней научной деятельности стало присуждение ученой степени доктора педагогических наук. В 1990 году она защитила докторскую диссертацию «Теория и практика начального образования в Узбекистане».
Профессор Рахима Мавлонова является автором фундаментальных монографий, среди которых «Трудовое воспитание учащихся начальных классов», «Взаимодействие школы и семьи в трудовом воспитании детей». Ее методические пособия - «Развитие начального образования в Узбекистане», «Методика трудового обучения», а также учебники «Уроки труда для 1-4 классов» - оказали значительную помощь учителям.
Важное место в ее жизни занимала общественная деятельность. Она на протяжении многих лет работала секретарем специализированного ученого совета по присуждению ученых степеней кандидата и доктора педагогических наук, заместителем председателя совета, председателем методического совета отделения «Начальное образование» при Республиканском учебно-методическом центре Министерства народного образования Республики Узбекистан, а также выполняла другие общественные обязанности.
С 1975 года и практически до конца жизни Рахима Абдураззаковна работала в Ташкентском государственном педагогическом университете имени Низами. В 1975-1984 годы она занимала должность декана факультета «Педагогика и психология».
В 1960-е годы в Ташкенте при участии ведущих ученых был проведен симпозиум на тему «Обеспечение единства обучения и воспитания в начальных классах». В нем приняли участие известные ученые из различных постсоветских республик - Зверев, А. М. Пышкало, Моро, Савельева, Я. Керимов, Измайлов, Львов и другие. Гости высоко оценили работу, проводимую под руководством Р. Мавлоновой и ее коллег.
Положительные отзывы прозвучали и на симпозиуме 1964 года в Тбилиси. Академик Ш. Амонашвили привел деятельность узбекских педагогов в качестве примера для других. Заведующий кафедрой Научно-исследовательского института педагогики Министерства народного образования Украины, доктор педагогических наук, профессор Д. М. Тарнопольский в письме Р. Мавлоновой отмечал: «Ваши учебники - единственный опыт подобной литературы, опубликованной в нашей стране».
Профессор Научно-исследовательской академии в Москве Ирина Георгиевна Майорова, оценивая учебник «Труд», писала, что аналогичных по уровню и содержанию работ в тот период практически не существовало. Высокую оценку получил и учебник по труду «Мехнат» для 1-3 классов, использовавшийся учителями московских школ.
Возглавляя кафедру «Педагогика начального образования и методика воспитательной работы», Рахима Абдураззаковна руководила рядом научных грантов:
- 2002-2005 годы - «Теоретические и практические основы совершенствования подготовки учителей начальных классов как ключевых фигур системы непрерывного образования»;
- 2006-2008 годы - «Методика воспитательной работы»;
- 2006-2009 годы - «Создание концепции воспитания».
Ею создана научная школа, более 60 учеников защитили кандидатские и докторские диссертации и получили признание в других странах. Сегодня ее ученики продолжают научные исследования, следуя примеру своего наставника. Бесценные труды ученого отмечены орденом «За выдающиеся заслуги», а также она носила звание ветерана педагогического труда и отличника народного образования.
Рахима Абдураззаковна Мавлонова навсегда останется примером достойной и благородной жизни, полностью посвященной просвещению народа.
Гайрат Шаумаров.
Доктор психологических наук,
профессор,
академик Академии наук Узбекистана.
Фото из архива.








