Простые и эффективные процедуры позволили за последние годы сократить около тысячи бюрократических процессов

    В ходе видеоселекторного совещания под председательством Президента страны 7 апреля среди прочего было уделено внимание упрощению и расширению государственных услуг. В связи с этим определены очередные задачи.

    В частности, с 1 июля текущего года требование об утверждении элект­ронной подписи для 38 видов государственных услуг отменяется и будет осуществляться с помощью мобильного телефона. Требования к получению шести видов лицензий также отменены. Для населения и предпринимателей внедряется система электронного уведомления более чем по восьми услугам. Кроме того, отменяется порядок требования с населения и предпринимателей 32 видов документов и справок коммунальных организаций.

    - Как отметил Президент страны, обсуждение этих вопросов направлено на возвеличивание чести и достоинства человека, обеспечение благополучия народа, - сказал министр юстиции Республики Узбекистан Русланбек Давлетов. - Поставленная цель достигается посредством удобства и прозрачности каждой услуги, устранения бюрократических барьеров, расширения цифровизации. Например, за последние три года отменено 73 требования, что непосредственно оказало положительное влияние на жизнь 20 миллионов жителей и позволило им сэкономить до 300 млрд сумов.

    Если взять, к примеру, направление лицензирования, то создана новая элект­ронная система, которая открыта и понятна для каждого предпринимателя при получении государственных услуг. Кроме того, отменены 132 лицензии и разрешения. Сегодня все документы оформляются онлайн. Данная система будет развиваться и дальше.

    Президент страны подчеркнул необходимость обеспечения реализации новой пятилетней программы, утвержденной в сфере госуслуг, каждый пункт которой четко определяет ответственных исполнителей и сроки выполнения. В связи с этим разработана эффективная «дорожная карта».

    Еще один важный вопрос - сокращение времени (самый важный ресурс в XXI веке) оказания услуг. Население должно получать государственные услуги непосредственно в махалле, не выезжая в районный или областной центр. Это - важнейшее звено Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы.

    Правовые основы

    Среди наиболее приоритетных задач - либерализация экономики и политика защиты интересов предпринимателей. Не будет преувеличением, если скажем, что критерии в этом отношении разра­батываются поэтапно и применяются последовательно.

    По данным Всемирного банка, в настоящее время 31 процент рабочего времени руководителей крупных предприятий и 26 процентов повседневной деятельности руководителей малых предприятий в Узбекистане тратится на решение бюрократических вопросов, взаимодействие с государственными ведомствами и органами местной власти.

    По мнению сотрудников Министерства юстиции, это время можно использовать более эффективно, например, для расширения производства, повышения эффективности работы и увеличения доходов предприятий.

    Важным документом в решении задач подобного характера стал Указ Президента «О мерах по кардинальному совершенствованию лицензионных и разрешительных процедур» от 24 августа 2020 года.

    - При разработке данного документа проанализированы все лицензионные виды деятельности и разрешительные документы совместно с соответствующими компетентными органами, - рассказывает начальник управления Министерства юстиции РУз Бунёд Азизов. - Изучение и анализ показали, что в административных процедурах все еще имеет место бюрократическая формальность, а внедрение информационных технологий в сфере не на должном уровне.

    Согласно Указу с 1 января 2021 года сокращено около тысячи определенных бюрократических процессов. В частности, отменены и переведены на альтернативный метод регулирования 68 лицензируемых видов деятельности и 34 разрешения. Из них отменены 36 лицензионных видов деятельности и 10 разрешений, 16 лицензионных видов деятельности и 11 разрешений - путем объединения, еще 16 лицензионных видов деятельности и 13 разрешений - переведены в уведомительный порядок. В результате субъектами предпринимательства сэкономлено почти 125 млрд сумов в год: эти средства оставлены в их распоряжении.

    Другой аспект: процессы лицензирования, разрешения и уведомления осуществляются полностью в элект­ронном формате через информационную систему «Лицензия». Облегчены бизнес-­процессы и административные процедуры за счет дальнейшего сокращения и упрощения 115 лицензионно-­разрешительных процедур, а также сокращения сроков оформления документов по 14 видам деятельности. Срок начала деятельности сокращен до 30 дней для лицензий и до 20 дней - для разрешений.

    С 14 июля 2021 года введен в действие Закон «О лицензировании, разрешительных и уведомительных про­цедурах». Согласно документу около ста законодательных актов в области лицензирования и регулирования утратили свою силу.

    Другим важным аспектом закона является то, что введен новый (упрощенный) механизм осуществления деятельности через уведомления компетентного органа, которого до сих пор не существовало. Установлены четкие ограничения: в каких случаях лицензия и разрешительные документы могут быть отменены судом, а в каких - компетентным органом.

    Деловой климат улучшается

    Процедуры выдачи лицензий и разрешений регламентированы примерно 200 нормативно-правовыми актами. Их использование, поиск доставляли неудобства. На сегодня эти документы унифицированы и изложены в виде единых положений.

    В частности, согласно постановлению Кабинета Министров Респуб­лики Узбекистан от 21 февраля 2022 года через специальную электронную систему утвержден порядок лицензирования отдельных видов деятельности. В соответствии с постановлением Кабинета Министров от 22 февраля утвержден порядок выдачи некоторых документов разрешительного характера посредством специальной электронной системы. Еще одно постановление правительства, принятое 25 февраля, устанавливает порядок уведомления уполномоченного органа о начале или прекращении деятельности.

    - Эти документы стали важным шагом с точки зрения систематизации процедуры лицензирования, выдачи разрешений и уведомлений, - рассказывает заместитель начальника управления Министерства юстиции Жавохир Кулизода. - С 1 января 2021 года сокращено около тысячи ранее определенных бюрократических процессов. В них изложены общие правила лицензионных, разрешительных и уведомительных процедур.

    Примечательно, что особенности лицензирования, разрешительной и уведомительной деятельности, которые не отражены в единых положениях, обозначены в паспортах и документах, представляемых по каждому виду деятельности, как другие сведения (например, сроки рассмотрения заявления, выплачиваемые в связи с этим сборы и пошлины, требования и условия).

    Отменена практика приложения заявителем к заявлению заключения от других согласующих органов при подаче заявления на получение лицензии или разрешения. Лицензирующий орган сам получает по принципу «одно окно» соответствующие заключения от других органов через информационную систему «Лицензия». При несвоевременном предоставлении заключения считается, что получено положительное заключение. В этом случае ответственность за последствия лежит на органе, задержавшем заключение.

    Чтобы не допустить бюрократии в процессе лицензирования или разрешения, запрещено запрашивать документы, выходящие за рамки требований и условий, указанных в паспортах. Отныне не будет основанием для отклонения довод о нецелесообразности выдачи лицензии или разрешения по причинам, не указанным в настоящих положениях. В противном случае уполномоченный орган привлекается к административной ответственности.

    По этим документам 250 постановлений правительства признаны утратившими силу, а в 35 внесены изменения и дополнения.

    Абдурауф Коржовов.
    Экономический обозреватель.

    No date selected
    апрель 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    Use cursor keys to navigate calendar dates