По инициативе Президента Шавката Мирзиёева вопрос повышения качества дошкольного образования вошел в число приоритетных направлений государственной политики. Как отметил глава государства, сфера играет значимую роль в реализации широкомасштабных преобразований, направленных в первую очередь на повышение уровня благосостояния народа.
Образование - жизненно важное направление, которое лежит в основе всех созидательных реформ и комплексных преобразований. Их устойчивость в этом секторе обеспечивает экономический рост государства. А главная задача руководства страны - создать для подрастающего поколения такие условия, при которых они будут чувствовать заботу и внимание.
Не секрет, что ряд системных проблем в области подготовки детей к школе сохранялся в Узбекистане на протяжении долгого времени. За сравнительно небольшой период удалось реализовать немало проектов, направленных на обеспечение маленьких граждан качественными воспитанием и образованием.
В 2017-м образовано профильное министерство. Перед нами были поставлены важные задачи по разработке и практической реализации единой государственной политики в области дошкольного образования, совершенствования учебно-воспитательного процесса, укрепления материально-технической базы и расширения сети ДОО.
В рамках реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах сделано многое. В частности, усовершенствована нормативно-правовая база, внедрен эффективный механизм государственно-частного партнерства, расширена сеть дошкольных организаций, пересмотрен подход к подготовке педагогических кадров. Словом, созданы соответствующие условия для реализации потенциала детей, сформирована необходимая для этого среда.
Только цифры могут быть доказательством стремительного развития сферы. К примеру, до образования профильного министерства по республике действовало 5211 ДОО (27,7 процента). Тогда дошкольным образованием было охвачено чуть более 708 тысяч детей. В настоящее время в стране 27 609 ДОО, а охват составляет 1 895 148 детей. Примечательно, что солидную часть ДОО республики составляют негосударственные, а также образованные на основе ГЧП. Рост охвата дошколят стал возможен благодаря открытию новых детсадов, в том числе путем привлечения в сферу предпринимателей.
Прочной базой для претворения в жизнь смелых идей и проектов служат 83 нормативно-правовых документа. Среди них - Закон «О дошкольном образовании и воспитании», принятый 16 декабря 2019 года, где предусмотрены все критерии и правила, необходимые для развития системы ДО, внедрение государственных образовательных стандартов дошкольного образования, прописан профессиональный стандарт педагога ДОО, проработаны механизмы борьбы с коррупцией.
Еще на стадии разработки документа мы инициировали включение такого направления, как воспитание. Это важно для формирования в маленьких гражданах высокой духовности, повышенной ответственности и истинного патриотизма. А для определения приоритетных направлений реформирования системы ДО и поднятия на новый уровень процесса обеспечения равноправного доступа детей к качественным знаниям глава государства утвердил Концепцию развития системы дошкольного образования Республики Узбекистан до 2030 года.
С завершением Стратегии действий мы перешли на новый этап трансформаций. Так, 28 января глава государства подписал Указ, которым утверждена Стратегия развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы. В программном документе обозначен комплекс целей и задач, реализация которых позволит поднять качество получаемых дошкольниками воспитания и образования, укрепить материально-техническую базу детских садов, создав тем самым прочный фундамент для строительства третьего Ренессанса. Разработан также и проект Государственной программы по реализации Стратегии развития в «Год обеспечения интересов человека и развития махалли», в ходе открытого обсуждения которого поступило более 17 тысяч предложений от граждан.
Стратегия определяет прогрессивные тенденции на перспективу, ставит перед нами масштабные задачи. Так, особое внимание направлено на обеспечение преемственности и непрерывности реформ на основе принципа «От Стратегии действий - к Стратегии развития». В документе содержится семь приоритетных направлений и сто важных целей. Перед нами стоит ответственная миссия - построить поистине народное государство, где права и интересы человека ценятся превыше всего.
Основа прогресса в любой стране всегда базируется на системе просвещения. И, как подчеркивал Президент, оказываемое внимание воспитанию подрастающего поколения, вклад всех средств и сил в качество получаемых молодежью знаний служат повышению уровня благосостояния народа и процветания страны. Цель - создать равные условия для всех детей независимо от их возможностей. Ребята из разных социальных слоев должны иметь одинаковый доступ к дошкольному образованию.
Стратегией развития предусмотрено достижение ряда важных задач. Одна из них - увеличение уровня охвата дошкольным образованием с нынешних 67 до не менее 80 процентов.
Хочу отметить, что в последние годы нам также удалось добиться преемственности между дошкольным и школьным образованием. Так как нынешний уровень подготовки детей шестилетнего возраста требует необходимости пересмотра действующих методов и внедрения новых подходов, повышения квалификации и переподготовки кадров в системе дошкольного образования, 9 марта 2020-го Кабинетом Министров принято постановление «О мерах по дальнейшему развитию системы обязательной одногодичной подготовки детей к начальному образованию». Полностью охватить всех детей шестилетнего возраста подготовкой к школе планируется к 2025 году.
Среди целей Стратегии развития - поднятие на новый уровень качества обучения в системе дошкольного образования и внедрение усовершенствованной системы профессиональной подготовки и повышения мастерства работников детских садов. Планируется, что в 2022-2026 годах повышение квалификации пройдут свыше 160 тысяч педагогических кадров системы ДО. Важный пункт - совершенствование процессов в сфере на базе научно обоснованных подходов.
Перед работниками ДОО стоит задача организовать учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность удовлетворять свои потребности в знаниях и развивать имеющиеся способности, сохраняя индивидуальность. Современный воспитатель должен уметь создать условия для принятия ребенком самостоятельных решений, научить его правильно излагать мысли и выражать чувства. При этом важно, чтобы у малыша остались исключительно положительные эмоции и хорошие впечатления. А значит, особую актуальность приобретает внедрение в процесс подготовки дошколят передовых подходов и методик обучения и воспитания, а также ИКТ. На современном этапе развития это просто необходимо.
Важное место занимает использование педагогами современных развивающих технологий (ориентированных на специфику возраста и интересов детей), которые обозначены в Государственной учебной программе «Илк кадам». Продолжим работу над организацией предметно-пространственной среды, стимулирующей коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка.
Нельзя не согласиться с тем, что реформы в дошкольном образовании не ограничиваются лишь расширением сети ДОО и совершенствованием их материально-технической базы. Наряду с этим МДО активно работает над привлечением инвестиций, совершенствованием кадровой политики в сфере, подготовкой компетентных специалистов-воспитателей. Так, в соответствии с целями Стратегии развития мы продолжим работу по обеспечению целевого и эффективного расходования бюджетных средств в системе дошкольного образования, созданию необходимых условий для прозрачного осуществления финансовых процессов в сфере.
По инициативе Президента Шавката Мирзиёева Узбекистан вступает в новый этап развития согласно идее «От национального возрождения - к национальному прогрессу». Мы также приступили к формированию фундамента новой эпохи - третьего Ренессанса, характерными признаками которого являются духовность, стремление к просвещению, новым знаниям и высоким гуманистическим ценностям. И роль системы образования в этом процессе нельзя переоценить. Только образованное общество способно достичь устойчивого прогресса, реализовать структурные реформы.
В современном мире растет потребность в квалифицированных кадрах. В такой важный период нашей стране очень нужны профессионалы, кадры, стремящиеся к знаниям и постоянному совершенствованию навыков. А надлежащее обучение и воспитание детей раннего возраста - это значительный капитал в будущее.
Агриппина Шин.
Министр дошкольного образования Республики Узбекистан.