Противодействие легализации преступных доходов: опыт Республики Узбекистан

    Безопасность 26 апреля 2023 2267

    Республика Узбекистан последовательно и безоговорочно осуждает легализацию преступных доходов во всех ее формах и проявлениях, привержена международному сотрудничеству, является участником всех основных универсальных международно-правовых документов в сфере противодействия отмыванию денег/ финансированию терроризма (ПОД/ФТ).

    Узбекистан принимает значительные усилия для выявления, понимания и оценки своих рисков ОД/ФТ и выработки мер для их минимизации.

    В стране осуществляется последовательная работа по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

    В частности, на основе норм и принципов международного права принято около 100 законодательных и подзаконных актов, сформирована прочная правовая и институциональная база в данной сфере. Также с более чем 20 авторитетными международными организациями реализуются практические меры, направленные на укрепление сотрудничества.

    Современные угрозы, в первую очередь усиливающийся рост торговли оружием, наркотиками и людьми, а также трансграничных незаконных финансовых операций ставят новые задачи по раннему предупреждению и пресечению фактов легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения.

    Концепция совершенствования уголовного и уголовно-процессуального законодательства Республики Узбекистан от 14 мая 2018 года поставила перед государственными институтами задачу дальнейшей либерализации уголовной политики.

    В соответствии с документом проводится инвентаризация уголовного законодательства на предмет его унификации и приведения в соответствие с передовыми международными стандартами и зарубежными практиками, в том числе и по транснациональным преступлениям, каковым и является легализация преступных доходов.

    Со дня принятия Закона Республики Узбекистан «О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» от 26 августа 2004 г. в стране планомерно создавалась государственная система противодействия легализации преступных доходов, которая должна была соответствовать современным международным стандартам.

    Закон дал такое определение данному преступлению: «легализация доходов, полученных от преступной деятельности, - уголовно наказуемое общественно опасное деяние, представляющее собой придание правомерного вида происхождению собственности (денежных средств или иного имущества) путем ее перевода, превращения или обмена, а равно сокрытие либо утаивание подлинного характера, источника, местонахождения, способа распоряжения, перемещения, подлинных прав в отношении денежных средств или иного имущества либо его принадлежности, если денежные средства или иное имущество получено в результате преступной деятельности».

    По смыслу действующей статьи 243 Уголовного кодекса Республики Узбекистан легализацией доходов является придание правомерного вида происхождению собственности, полученной в результате преступной деятельности, путем придания правомерного вида происхождению собственности (денежных средств или иного имущества), сокрытия либо утаивания подлинного характера, источника, местонахождения, способа распоряжения, перемещения, подлинных прав в отношении денежных средств или иного имущества либо его принадлежности.

    В проекте новой редакции Уголовного Кодекса Республики Узбекистан предусматривается альтернативность наказания - штраф или лишение свободы, включение таких квалифицирующих признаков как легализация в особо крупном размере, отмывание группой лиц, «профессиональная» легализация.

    В Узбекистане существуют следующие меры по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения:

    контроль, осуществляемый специально уполномоченным государственным органом;

    внутренний контроль;

    меры по надлежащей проверке клиентов;

    меры по выявлению, оценке и снижению рисков.

    Действие мер ПОД/ФТ/ФРОМУ распространяется на:

    граждан Республики Узбекистан;

    иностранных граждан и лиц без гражданства;

    юридических лиц, их филиалы и представительства, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом на территории Республики Узбекистан и за ее пределами в соответствии с международными договорами Республики Узбекистан;

    а также на государственные органы, осуществляющие контроль на территории Республики Узбекистан за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом.

    Специально уполномоченным государственным органом по вопросам ПОД/ФТ/ФРОМУ является Департамент по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан Департамент формирует перечень лиц, участвующих или подозреваемых в участии в террористической деятельности или распространении оружия массового уничтожения. Перечень формируется на основании сведений, предоставляемых компетентными органами Республики Узбекистан, а также сведений, полученных по официальным каналам от компетентных органов иностранных государств и международных организаций.

    Немаловажно отметить, что Стратегия развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы в подходах к глобальным проблемам, обозначенным исходя из национальных интересов, так или иначе, затрагивает вопросы ПОД/ФТ.

    Помимо этого, утвержденная Главой нашего государства в июне 2021 года «Стратегия развития национальной системы Республики Узбекистан ПОД/ФТ/ФРОМУ», является свидетельством непрерывности и системности организованной у нас в стране борьбы с этим злом.

    Приоритетными направлениями Стратегии, направленных на улучшение национальной системы ПОД/ФТ/ФРОМУ также являются:

    минимизация рисков, выявленных на национальном уровне в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, и дальнейшее укрепление государственной политики;

    дальнейшее повышение эффективности деятельности государственных органов по раннему предупреждению преступлений в данной сфере, усиление ответственности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом;

    дальнейшее развитие сотрудничества и налаживание системного диалога с международными организациями и зарубежными государствами;

    широкое внедрение современных информационных технологий в формирование единой системы всех статистических данных в сфере, сбор, обработку, анализ данных и их использование, а также повышение эффективности обмена данными;

    повышение профессионального мастерства работников государственных органов, задействованных в данной сфере, а также обучение и переподготовка работников организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

    Предусматривается достижение следующих результатов в рамках Стратегии:

    будет обеспечена имплементация международных стандартов в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в законодательство и правоприменительную практику, а также усовершенствована национальная система;

    будут устранены недостатки в законодательных актах в рамках исполнения международных обязательств в данной сфере, а также повышена эффективность выполнения рекомендаций международных организаций;

    будет достигнуто дальнейшее укрепление национальной системы, а также обеспечена стабильность финансового сектора;

    будут улучшены показатели республики в международных рейтингах и индексах.

    И, в Ташкентском государственном юридическом университете в рамках таких образовательных и научных программ, как «Уголовное право», «Криминология», «Международное право», «Международное уголовное право» и других, до студентов доводятся основные требования в деле борьбы и противодействию легализации преступных доходов.

    В частности, в рамках научной дисциплины «Уголовное право» студентам 2-3 курсов (бакалавриата) доводятся значение и содержание преступлений против экономики, порядка управления, транснациональной преступности. Магистры Университета в свою очередь, обучаются вопросам правильной квалификации и привлечений виновных лиц к ответственности за совершение преступлений, связанных с ПОД/ФТ.

    Следует отметить, что в следующем учебном году предполагается введение новой учебной дисциплины по вопросам ПОД/ФТ.

    ТГЮУ член Международного сетевого института (МСИ) в сфере ПОД/ФТ.

    МСИ - это современный научно-образовательный консорциум, объединяющий университеты, научные и образовательные центры Российской Федерации, государств-участников Содружества Независимых Государств и Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма.

    Международный учебно-методический центр финансового мониторинга (МУМЦФМ) обеспечивает координацию деятельности, информационную и методическую поддержку МСИ.

    Профессорско-преподавательский состав ТГЮУ ежегодно участвует в мероприятиях Центра, повышает свою квалификацию.

    Студенты ТГЮУ в течение 2021 и 2022 годов принимают активное участие в Международной Олимпиаде по финансовой безопасности (участниками которой являются сотни студентов из России, стран БРИКС и ШОС). В течение этих лет студенты Университета занимают призовые места по направлению «Юриспруденция».

    Фарход Фазилов,

    доцент Ташкентского государственного

    юридического университета.

    No date selected
    декабрь 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
    Use cursor keys to navigate calendar dates