Узбекистан принимает значительные усилия для выявления, понимания и оценки своих рисков ОД/ФТ и выработки мер для их минимизации.
В стране осуществляется последовательная работа по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
В частности, на основе норм и принципов международного права принято около 100 законодательных и подзаконных актов, сформирована прочная правовая и институциональная база в данной сфере. Также с более чем 20 авторитетными международными организациями реализуются практические меры, направленные на укрепление сотрудничества.
Современные угрозы, в первую очередь усиливающийся рост торговли оружием, наркотиками и людьми, а также трансграничных незаконных финансовых операций ставят новые задачи по раннему предупреждению и пресечению фактов легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения.
Концепция совершенствования уголовного и уголовно-процессуального законодательства Республики Узбекистан от 14 мая 2018 года поставила перед государственными институтами задачу дальнейшей либерализации уголовной политики.
В соответствии с документом проводится инвентаризация уголовного законодательства на предмет его унификации и приведения в соответствие с передовыми международными стандартами и зарубежными практиками, в том числе и по транснациональным преступлениям, каковым и является легализация преступных доходов.
Со дня принятия Закона Республики Узбекистан «О противодействии легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения» от 26 августа 2004 г. в стране планомерно создавалась государственная система противодействия легализации преступных доходов, которая должна была соответствовать современным международным стандартам.
Закон дал такое определение данному преступлению: «легализация доходов, полученных от преступной деятельности, - уголовно наказуемое общественно опасное деяние, представляющее собой придание правомерного вида происхождению собственности (денежных средств или иного имущества) путем ее перевода, превращения или обмена, а равно сокрытие либо утаивание подлинного характера, источника, местонахождения, способа распоряжения, перемещения, подлинных прав в отношении денежных средств или иного имущества либо его принадлежности, если денежные средства или иное имущество получено в результате преступной деятельности».
По смыслу действующей статьи 243 Уголовного кодекса Республики Узбекистан легализацией доходов является придание правомерного вида происхождению собственности, полученной в результате преступной деятельности, путем придания правомерного вида происхождению собственности (денежных средств или иного имущества), сокрытия либо утаивания подлинного характера, источника, местонахождения, способа распоряжения, перемещения, подлинных прав в отношении денежных средств или иного имущества либо его принадлежности.
В проекте новой редакции Уголовного Кодекса Республики Узбекистан предусматривается альтернативность наказания - штраф или лишение свободы, включение таких квалифицирующих признаков как легализация в особо крупном размере, отмывание группой лиц, «профессиональная» легализация.
В Узбекистане существуют следующие меры по противодействию легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения:
контроль, осуществляемый специально уполномоченным государственным органом;
внутренний контроль;
меры по надлежащей проверке клиентов;
меры по выявлению, оценке и снижению рисков.
Действие мер ПОД/ФТ/ФРОМУ распространяется на:
граждан Республики Узбекистан;
иностранных граждан и лиц без гражданства;
юридических лиц, их филиалы и представительства, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом на территории Республики Узбекистан и за ее пределами в соответствии с международными договорами Республики Узбекистан;
а также на государственные органы, осуществляющие контроль на территории Республики Узбекистан за проведением операций с денежными средствами или иным имуществом.
Специально уполномоченным государственным органом по вопросам ПОД/ФТ/ФРОМУ является Департамент по борьбе с экономическими преступлениями при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан Департамент формирует перечень лиц, участвующих или подозреваемых в участии в террористической деятельности или распространении оружия массового уничтожения. Перечень формируется на основании сведений, предоставляемых компетентными органами Республики Узбекистан, а также сведений, полученных по официальным каналам от компетентных органов иностранных государств и международных организаций.
Немаловажно отметить, что Стратегия развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы в подходах к глобальным проблемам, обозначенным исходя из национальных интересов, так или иначе, затрагивает вопросы ПОД/ФТ.
Помимо этого, утвержденная Главой нашего государства в июне 2021 года «Стратегия развития национальной системы Республики Узбекистан ПОД/ФТ/ФРОМУ», является свидетельством непрерывности и системности организованной у нас в стране борьбы с этим злом.
Приоритетными направлениями Стратегии, направленных на улучшение национальной системы ПОД/ФТ/ФРОМУ также являются:
минимизация рисков, выявленных на национальном уровне в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, и дальнейшее укрепление государственной политики;
дальнейшее повышение эффективности деятельности государственных органов по раннему предупреждению преступлений в данной сфере, усиление ответственности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом;
дальнейшее развитие сотрудничества и налаживание системного диалога с международными организациями и зарубежными государствами;
широкое внедрение современных информационных технологий в формирование единой системы всех статистических данных в сфере, сбор, обработку, анализ данных и их использование, а также повышение эффективности обмена данными;
повышение профессионального мастерства работников государственных органов, задействованных в данной сфере, а также обучение и переподготовка работников организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.
Предусматривается достижение следующих результатов в рамках Стратегии:
будет обеспечена имплементация международных стандартов в сфере противодействия легализации доходов, полученных от преступной деятельности, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения в законодательство и правоприменительную практику, а также усовершенствована национальная система;
будут устранены недостатки в законодательных актах в рамках исполнения международных обязательств в данной сфере, а также повышена эффективность выполнения рекомендаций международных организаций;
будет достигнуто дальнейшее укрепление национальной системы, а также обеспечена стабильность финансового сектора;
будут улучшены показатели республики в международных рейтингах и индексах.
И, в Ташкентском государственном юридическом университете в рамках таких образовательных и научных программ, как «Уголовное право», «Криминология», «Международное право», «Международное уголовное право» и других, до студентов доводятся основные требования в деле борьбы и противодействию легализации преступных доходов.
В частности, в рамках научной дисциплины «Уголовное право» студентам 2-3 курсов (бакалавриата) доводятся значение и содержание преступлений против экономики, порядка управления, транснациональной преступности. Магистры Университета в свою очередь, обучаются вопросам правильной квалификации и привлечений виновных лиц к ответственности за совершение преступлений, связанных с ПОД/ФТ.
Следует отметить, что в следующем учебном году предполагается введение новой учебной дисциплины по вопросам ПОД/ФТ.
ТГЮУ член Международного сетевого института (МСИ) в сфере ПОД/ФТ.
МСИ - это современный научно-образовательный консорциум, объединяющий университеты, научные и образовательные центры Российской Федерации, государств-участников Содружества Независимых Государств и Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма.
Международный учебно-методический центр финансового мониторинга (МУМЦФМ) обеспечивает координацию деятельности, информационную и методическую поддержку МСИ.
Профессорско-преподавательский состав ТГЮУ ежегодно участвует в мероприятиях Центра, повышает свою квалификацию.
Студенты ТГЮУ в течение 2021 и 2022 годов принимают активное участие в Международной Олимпиаде по финансовой безопасности (участниками которой являются сотни студентов из России, стран БРИКС и ШОС). В течение этих лет студенты Университета занимают призовые места по направлению «Юриспруденция».
Фарход Фазилов,
доцент Ташкентского государственного
юридического университета.