Фото Музаффара Абдуллаева.
Но много ли мы знаем о том, как общество пришло к потребности в ИКТ, почему роль искусственного интеллекта растет изо дня в день и по какой причине информационные технологии занимают первые позиции в рейтингах самых востребованных направлений обучения среди современной молодежи?
Сегодня мир находится на этапе четвертой промышленной революции, которая изменила не только подходы к организации производства, но и в целом всю нашу жизнь. Человечество стало понимать: чтобы достичь прогресса, необходимо осваивать современные технологии. Искусственный интеллект, роботизация, 3D-печать, виртуальная и дополненная реальность, био- и нейротехнологии - все это не просто научные термины, а часть повседневной жизни. Интерактивная доска в университете, мобильное приложение для онлайн-платежей, транспортная карта и ряд других привычных для нас вещей - продукты той самой революции.
Что же послужило толчком для такой коренной трансформации? Причин много. Главная - стремление человека к комфортной и благополучной жизни. А это возможно лишь благодаря развитой экономике. Отсюда и возникает потребность в технологиях, которые одновременно облегчают людям жизнь, при этом служат двигателем экономического прогресса.
Четвертая промышленная революция подразумевает автоматизацию абсолютно всех процессов и этапов производства, когда управление всеми процессами осуществляется в режиме реального времени и с учетом меняющихся внешних условий. Важную роль в становлении четвертой промышленной революции сыграли интернет-технологии, обеспечивающие коммуникацию между человеком и машиной.
Всемирный экономический форум прогнозирует: к 2027 году большая часть технологий четвертой промышленной революции станет обыденностью для жителей практически всех стран. При этом общество понимает, что внедрение в жизнь продуктов революции влечет необходимость правового урегулирования их использования и возникающих в связи с этим принципиально новых социальных отношений.
По мнению экспертов ряда рекрутинговых компаний, к 2025 году профессия юриста, как и ряд многих других специальностей, практически перестанет существовать в традиционной и привычной для нас форме. В отчете британских исследователей в области юриспруденции говорится о скором появлении новых концепций, среди которых IT-технологии, big data, проведение судебных процессов в онлайн-режиме. И эти тенденции тоже можно рассматривать как продукты четвертой промышленной революции.
Так или иначе процессы информатизации происходят во всех сферах, и правоведение не является исключением. Для подробного обсуждения этих вопросов Министерство юстиции организовало масштабное мероприятие, собравшее на единой площадке представителей авторитетных организаций, ведомств, институтов со всего мира.
Вчера в Ташкенте стартовал II Международный юридический форум «Tashkent Law Spring». Десятки спикеров в онлайн- и оффлайн-формате представляют свои доклады по разным темам.
В развитых и развивающихся странах возникает необходимость в выявлении тенденций в сфере права, которые происходят под воздействием цифровизации. Изучение этих процессов важно для прогнозирования дальнейшего развития отрасли, что в свою очередь будет напрямую влиять на уровень жизни населения, защиту прав и законных интересов каждого гражданина.
В повестке форума целый ряд актуальных вопросов. Среди них - развитие в XXI веке цифровых платформ, выступающих в качестве своеобразного моста между государством и обществом. Читатель понимает, что речь идет об электронном правительстве. Многие страны пришли к пониманию того, что вести диалог с народом можно при помощи информационных технологий. Практика показывает: постоянное взаимодействие власти с населением сильно влияет на уровень доверия граждан к государству.
Электронное правительство - это система организационно-правовых мер и технических средств, которая направлена на обеспечение деятельности госорганов по оказанию государственных услуг физическим и юридическим лицам путем применения ИКТ и обеспечения межведомственного взаимодействия. Это своего рода способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг. При такой системе информационные технологии обеспечивают минимизацию личного взаимодействия между сторонами.
Виртуальное общение государства с народом в Узбекистане за последние несколько лет получило широкое развитие. По-другому этот механизм называют концепцией «невидимого государства». Подразумевается, что государство может решать основную долю вопросов и проблем в онлайн-режиме. В этом контексте внедрение современных цифровых технологий имеет ключевое значение. Повышение уровня открытости и прозрачности деятельности госорганов, удовлетворенность граждан качеством работы чиновников, а также кардинальное уменьшение коррупционных рисков и доли теневой экономики - все это могут обеспечить ИКТ.
Первое из пяти приоритетных направлений развития Республики Узбекистан, определенных в Стратегии действий в 2017-2021 годах, подразумевает совершенствование государственного и общественного строительства, направленное на дальнейшее усиление роли парламента и политических партий в углублении демократических реформ и модернизации страны, реформирование системы государственного управления, развитие организационно-правовых основ государственной службы, совершенствование системы «Электронное правительство», повышение качества и эффективности государственных услуг, практическую реализацию механизмов общественного контроля, усиление роли институтов гражданского общества и средств массовой информации.
- Достижения научно-технического прогресса затронули все сферы жизни человека, и законотворчество не исключение, - говорит министр юстиции Республики Узбекистан Русланбек Давлетов. - В Узбекистане, к примеру, цифровизация позволила создать Единую электронную систему разработки и согласования проектов нормативно-правовых актов. Только в 2020 году через нее в электронной форме было согласовано свыше тысячи проектов документов. И это самый яркий пример того, насколько полезными могут быть цифровые технологии в государственном строительстве. Уже сегодня мы можем смело говорить о том, что в ближайшие десятилетия скорость адаптации законотворчества к новым технологиям станет ключевым аспектом обеспечения конкурентоспособности национальных юрисдикций.
Полезность технологий каждый ощутил в один из самых непростых периодов, с которыми сталкивалось человечество за последние столетия. Конечно же, речь идет о пандемии коронавируса. Повсеместное распространение COVID-19 доказало: цифровизация - безотлагательная задача, и ее скорейшее решение зависит от правительств всех стран.
Цифровые технологии и инновации сыграли важную роль в преодолении вируса и обеспечении безопасности населения и в Узбекистане. Тем не менее, несмотря на положительное влияние пандемии на ускоренную цифровизацию, в республике пока есть ряд пробелов, которые необходимо заполнить. К примеру, доступ к интернету в разрезе республики неравномерен, а доля цифровой экономики в национальном ВВП составляет всего 1,8 процента. На прошедшем 17 сентября прошлого года в Ташкенте международном круглом столе «Раскрытие потенциала цифровизации в Узбекистане на фоне пандемии COVID-19» говорилось, что из 700 государственных информационных систем 70 процентов все еще не подключены к «электронному правительству». И только 27 госучреждений интегрированы с Агентством государственных услуг. А значит, поле для деятельности остается весьма широким.
Возвращаясь к теме законотворчества, важно отметить преобразования, происходящие в этом направлении в Узбекистане. Так, совсем недавно разработан проект закона «О нормативно-правовых актах» в новой редакции.
- Мы начали применение принципа «регуляторной гильотины», - продолжает министр. - Утратили силу более 500 документов Президента, а также две тысячи правительственных актов. Еще 400 готовятся попасть под «гильотину». И работа в этом направлении продолжается. Цифровизация в законотворчестве - проявление прямой демократии. Все участники должны принимать активное участие в процессе разработки актов. В противном случае получится так, что меньшинство принимает решение за большинство, а это противоречит демократии. Для реализации масштабных мер в сфере Министерство юстиции уже разработало проект «Открытое и подотчетное правительство» и представило его в правительство.
Возражение цифровизации в современном мире приравнивается к нежеланию государства двигаться вперед.
Нужно учиться работать по-новому, об этом неоднократно говорил Президент Шавкат Мирзиёев. Открытость, прозрачность и подотчетность, которые обеспечиваются цифровыми технологиями, составляют основу поступательного развития. Настала пора избавиться от лишней бюрократии и коррупции.
Евгения Юн.
«Правда Востока».