Ожила национальная экономика, длительные годы пребывавшая в стагнации. Изменились люди, почувствовавшие ветер перемен. Такие годы историки по праву называют переломными и судьбоносными. История словно спрессовала время, насытив его прежде не свойственными для страны движением и динамикой. Авторитетные эксперты признают: Узбекистан за короткий период превратился в драйвер реформ как во внутренней, так и во внешней политике.

Перемены происходят по сей день. Но достигается все, надо признать, непросто. Порой приходится слышать мнения о том, что это чистой воды популизм, кратковременная кампания. Однако время показало: пессимисты ошибались! Реформы, начатые пять лет назад, стали предшественниками масштабных преобразований во всех сферах. Президент Шавкат Мирзиёев не устает повторять, что назад пути не будет...

Бесспорно, облик Узбекистана и атмосфера в республике стали абсолютно иными, а главное - изменились отношения между властью и народом. Новое руководство страны сменило вектор, при котором доминировало государство. Теперь на первый план вышел человек. С повестки дня снят лозунг о строительстве великого будущего, вместо которого появилось более простое понятие: люди хотят хорошо жить сегодня, а не в призрачном завтра. Это стало стержнем всех реформ, осуществляемых в стране по инициативе Президента.

Открытость власти и прозрачность принимаемых решений заставляют чиновников по-новому относиться к своей работе. Самое важное заключается в том, что они стали более открытыми для народа. Разу­меется, не везде и не все. Но тенденция очевидна.

Пример открытого общения с населением по накопившимся за многие годы злободневным жизненным вопросам подали на самом верху, создав Народные приемные Президента. И это стало последовательной политикой руководства страны. В результате практическую помощь начали получать конкретные люди, в первую очередь обездоленные семьи. А на их примере выявлялись проблемы более масштабного характера и принимались решения, отвечающие нуждам граждан.

Вспомнилась ситуация из практики работы в газете. Многие опытные коллеги-журналисты, достигнув пенсионного возраста, с сожалением отказывались от любимой работы. Причина такова: если остаешься в штате, то лишаешься половины честно заработанной пенсии. Увы, уходили на заслуженный отдых работники, полные сил и творческих планов, имевшие большой опыт и знания. Подобная ситуация наблюдалась повсюду. Людей, которые еще могли быть полезными и нужными, ставили перед выбором: либо работать практически бесплатно, либо сидеть дома без дела. При этом нуждающихся в работе не становилось меньше. Такой порядок, абсурдность которого была очевидна, отменен в 2017 году.

Да, безработица остается серьезной проблемой в стране. Ни для кого не секрет, что во многих селах, да и городах появлялось все больше семей, в которых хотя бы один представитель находился на заработках за рубежом. Таких соотечественников осуждали активисты махаллей, а коллеги по журналистскому цеху писали, что только ленивые не могут найти работу дома.

Сейчас отношение к этому вопросу в корне изменилось. Наличие большого числа трудоспособного населения рассматривается не как обуза для государства, а как ценный ресурс, которым нужно лишь правильно распорядиться. Наконец-то мы обратились к опыту других стран, который показывает, что умелое использование трудовых ресурсов - значительное преимущество, становящееся одним из факторов успешного развития страны. Теперь и у нас налаживаются организованный набор, предварительная профессиональная подготовка и отправка граждан на работу за пределы республики с соблюдением трудовых и социальных прав наших соотечественников.

Было время, когда мы завидовали странам, чьи граждане могли уверенно себя чувствовать в любой точке на карте, повсюду оставаясь под защитой своего государства. Теперь и у нас правовая защита узбекистанцев за рубежом не просто декларируется на словах, а реализуется на деле. Эта важная задача возложена на дипломатические миссии и представительства Узбекистана за рубежом.

Важным направлением внешней политики, изменившим имидж республики в международном сообществе, стало то, что нынешние приоритеты прежде всего касаются интересов и судеб людей. Ярким примером можно считать восстановление добрососедских отношений с государствами Центральной Азии. Иначе говоря, мы открыли двери, на которые годами вешались замки. Словом, просто отгораживались от близких соседей. За колючей проволокой оставались родственники тысяч узбекистанцев, которые, рискуя жизнью, стремились увидеть друг друга. И эта мрачная страница нашей истории перевернута.

Перебирая в памяти наиболее значимые перемены минувшего пятилетия, вспомнилась еще одна история семи- или восьмилетней давности. Будучи на свадьбе у знакомых, узнал, что они выдают дочь замуж в семью, где два старших брата уже женаты. Жила эта семья в трехкомнатной квартире. Молодым обещали выделить свою комнату родители, а сами они должны были перебраться на кухню.

«Как же они будут жить в таких условиях? Может, вы поспешили со свадьбой?» - поинтересовался я как-то у родителей девушки. На мой вопрос они ответили тем, что дочери уже давно пора замуж, да и молодые друг другу явно приглянулись. Примерно через два года узнал: молодожены не смогли сохранить семью в таких условиях - развелись. И сколько было таких сломанных судеб из-за жилищной проблемы?

Ее незамедлительное решение найдено вскоре после вступления Президента на пост главы государства. Принята небывалая по масштабам программа жилищного строительства, результаты которой уже видны. Сегодня новостройки характерны не только для городов, но и самых отдаленных районов страны. Устремившиеся ввысь дома не могут не вызывать восхищения. Это не только красиво и современно, но и практично. Десятки тысяч семей наконец обрели жилье.

Долгожданным стал и уход от такой нормы, как прописка, ограничивавшей перемещение населения по республике, включая возможность проживания в Ташкенте.

Тысячам соотечественников решением главы государства присвоено гражданство Узбекистана, вручены паспорта. Теперь эти люди, многие годы проживавшие в нашей стране буквально на птичьих правах, уверены в своем настоящем и будущем.

Реформы, произошедшие в сфере экономики, - отдельная тема для разговора. Скажу лишь одно: она затронула практически всех. Взять даже конвертацию валюты. Мы, жители страны, как-то смирились с довольно унизительным явлением - существованием нескольких курсов национальной валюты. Для приезжих это было поводом для язвительных шуток. Решаемой оказалась и эта задача. Впрочем, как и вопрос нормального обращения наличных и безналичных денег.

Действительно, в недавнем прош­лом у нас было довольно много поводов для удивления. Например, работа международного аэропорта Ташкента (да и других аэропортов страны), где каждый зарубежный гость словно попадал под «холодный душ». Безумные очереди, духота, хмурые сотрудники пограничной службы на паспортном контроле, грозные таможенники с подозрением смотревшие на багаж, наглые носильщики, «бомбилы», дергающие за рукава пассажиров на выходе из аэропорта… Все это, к счастью, начало забываться.

Говоря о переменах, приведу еще один сюжет из прошлого. Начало двухтысячных. В нашу редакцию поступил критический материал о том, что стоит без сырья предприятие, которое торжественно было открыто годом ранее. На церемонии говорилось о немалых капиталовложениях, закупленном современном импортном оборудовании и большом экспортном потенциале.

Позвонил в курирующее министерство с вопросом: как так получилось, что завод простаивает? Чиновник объяснил ситуацию тем, что сырье для этого производства предусматривалось поставлять с одного из наших же предприятий, но только вот оно намного дороже того, что можно привезти из-за рубежа. Потому и конечный продукт получается дорогим. В итоге его не покупают.

Ответа на вопрос, а почему же об этом не подумали до того как начали создавать за счет бюджета такое крупное предприятие, не последовало. В заключение собеседник заявил: публиковать этот материал нельзя…

Пишу об этом потому, что сейчас такого рода статья обязательно увидела бы свет: появилась в прессе, бурно обсуждалась в соцсетях и вызвала бы большой резонанс.

Открытость общества, свобода слова, возможность говорить о самых злободневных проблемах и обсуждать пути их решения - это, пожалуй, одно из самых важных изменений, которые произошли в нашей стране. Примечательно и то, что проблемы не скрывают, не откладывают в долгий ящик. Их выносят на широкое обсуждение и, что самое главное, решают.

Сегодня у нас появились публичные политики, перестали быть наказуемыми инициативы. Напротив, если они на благо, то их только поощряют. Общество перестает быть безмолвной массой, ждущей указаний сверху, растет гражданская активность. Люди получили возможность открыто говорить о проблемах, а власть адекватно реагирует на общественное мнение.

Президент Шавкат Мирзиёев на торжественной церемонии вступ­ления в должность избранного Президента Республики Узбекистан на совместном заседании палат Олий Мажлиса 6 ноября заявил о решительном продолжении курса демократических реформ. Это в очередной раз подтверждает долгосрочность и неизменность курса, взятого Узбекистаном пять лет назад.

Узбекистан за минувшие пять лет открылся миру с совершенно иного ракурса. И мы не ошибемся, если скажем, что на нынешнем этапе развития страны пишется новая страница ее истории.

Бахтиёр Хасанов.
Доктор политологии (PhD).