О дополнительных мерах по совершенствованию системы выявления и предупреждения случаев пыток

    Документы 26 июня 2021 9319

    Постановление Президента Республики Узбекистан

    В последние годы в стране проводится широкомасштабная работа в целях дальнейшего усиления гарантий прав и свобод граждан, в том числе категорического недопущения случаев применения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

    Наряду с этим необходимо продолжить работу по созданию эффективных правовых механизмов раннего предупреждения применения пыток, оперативного и объективного рассмотрения связанных с ними обращений, осуществлению регулярных мониторинговых посещений мест содержания лиц с ограниченной свободой передвижения.

    В целях совершенствования Национальных превентивных механизмов по предупреждению применения пыток с учетом Национальной стратегии Республики Узбекистан по правам человека, рекомендаций уставных органов и договорных комитетов ООН, а также обеспечения исполнения задач, определенных в Государственной программе «Год поддержки молодежи и укрепления здоровья населения»:

    1. Определить приоритетными задачами повышения эффективности системы выявления и предупреждения случаев применения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (далее – применение пыток):

    приведение системы выявления и предупреждения случаев применения пыток в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права в области прав человека;

    строгое обеспечение администрацией учреждения недопущения просмотра обращений, направленных лицами с ограниченной свободой передвижения в национальные институты по правам человека, а также их незамедлительного направления получателю;

    совершенствование механизма оперативного и объективного рассмотрения обращений о случаях применения пыток, а также неотвратимости привлечения к ответственности виновных лиц;

    обеспечение оказания социальной, правовой, психологической и медицинской помощи пострадавшим от применения пыток, а также компенсации нанесенного им ущерба;

    широкое привлечение институтов гражданского общества к деятельности по выявлению и предупреждению случаев применения пыток, а также обеспечение их эффективного сотрудничества с государственными органами;

    доведение до широкой общественности информации о результатах деятельности по выявлению и предупреждению случаев применения пыток;

    налаживание тесного сотрудничества с международными организациями и национальными институтами зарубежных государств в области предупреждения применения пыток.

    2. Одобрить предложения палат Олий Мажлиса, Уполномоченного Олий Мажлиса по правам человека (омбудсмана) и Национального центра по правам человека, предусматривающие:

    а) создание на базе экспертной группы при Уполномоченном Олий Мажлиса по правам человека (омбудсмане) (далее – Омбудсман) общественных групп по выявлению и предупреждению случаев пыток при Омбудсмане (далее – Общественные группы), определив их основными задачами:

    осуществление на регулярной основе мониторинговых посещений по предупреждению применения пыток на гауптвахте, в специальных приемниках, изоляторах временного содержания, следственных изоляторах, учреждениях по исполнению наказания, дисциплинарных частях, учреждениях принудительного лечения (далее – места содержания лиц с ограниченной свободой передвижения);

    изучение условий содержания в местах содержания лиц с ограниченной свободой передвижения и информирование об этом общественности;

    выявление случаев применения пыток и представление в соответствующий государственный орган требований по их оперативному устранению;

    участие в рассмотрении обращений о случаях применения пыток;

    разработку методических рекомендаций по вопросам экспертной оценки случаев применения пыток;

    участие в оказании социальной, правовой, психологической и медицинской помощи пострадавшим от применения пыток;

    разработку предложений по предупреждению угрозы применения пыток и внедрению передового зарубежного опыта в данную сферу;

    б) привлечение в состав Общественных групп экспертов Национального центра по правам человека, медицинских работников, представителей негосударственных некоммерческих организаций, средств массовой информации и других институтов гражданского общества, учитывая при этом наличие у них профессиональной квалификации и практических знаний для осуществления мониторинговых посещений, а также обеспечение гендерного равенства;

    в) внедрение практики представления Омбудсманом ежегодно до 15 марта палатам Олий Мажлиса доклада о проводимой работе по предупреждению случаев применения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, а также публикацию данного доклада в средствах массовой информации.

    3. Установить, что:

    администрация мест содержания лиц с ограниченной свободой передвижения обеспечивает Общественным группам необходимые условия для беспрепятственной встречи и беседы наедине с лицом с ограниченной свободой передвижения, а также ознакомления с соответствующими документами;

    государственные органы и их должностные лица, администрация мест содержания лиц с ограниченной свободой передвижения оказывают содействие в осуществлении деятельности Общественных групп;

    на администрацию учреждения, в котором проводятся мониторинговые посещения, возлагается обеспечение безопасности членов Общественных групп;

    в случае противозаконных действий членов Общественных групп руководитель администрации учреждения, в котором проводятся мониторинговые посещения, оповещает об этом факте Омбудсмана в письменном виде.

    4. Реализовать нижеследующее:

    а) наладить практику ведения единого электронного реестра лиц, размещенных в местах содержания лиц с ограниченной свободой передвижения.

    При этом копия документа, служащая основанием для приема лица с ограниченной свободой передвижения, и сведения о данном лице безотлагательно вводятся в единый электронный реестр администрацией мест содержания лиц с ограниченной свободой передвижения с момента размещения вышеуказанных лиц в данных учреждениях, а для судебных, правоохранительных органов и Омбудсмана создается возможность ознакомления с данными сведениями.

    Министерству внутренних дел в срок до 1 декабря 2021 года разработать порядок формирования единого электронного реестра лиц, размещенных в местах содержания лиц с ограниченной свободой передвижения, и обеспечить налаживание его эффективного ведения;

    б) усовершенствовать практику обращения по телефону лиц с ограниченной свободой передвижения к адвокату или близкому родственнику исходя из требований действующего законодательства по пыткам.

    Министерству внутренних дел в срок до 1 ноября 2021 года разработать и внести в Администрацию Президента Республики Узбекистан проект нормативно-правового акта по данному вопросу.

    5. Национальному центру по правам человека:

    совместно с Омбудсманом и Министерством иностранных дел в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения по вопросу присоединения Республики Узбекистан к «Факультативному протоколу к Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания» (Нью-Йорк, 18 декабря 2002 года);

    совместно с Министерством финансов, Министерством внутренних дел и Генеральной прокуратурой в трехмесячный срок разработать и внести в Кабинет Министров порядок компенсации ущерба, нанесенного лицам, пострадавшим от применения пыток;

    совместно с Министерством внутренних дел и Генеральной прокуратурой принять меры по организации с 1 октября 2021 года для сотрудников органов оперативно-розыскной деятельности, доследственной проверки, дознания, предварительного следствия и учреждений по исполнению наказания учебных курсов по борьбе с применением пыток.

    6. Генеральной прокуратуре, Омбудсману, Национальному центру по правам человека в срок до 1 декабря 2021 года разработать проект закона, предусматривающего соответствующие изменения и дополнения в акты законодательства, в целях приведения норм Уголовного кодекса, устанавливающих ответственность за применение пыток, в соответствие с требованиями «Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания» (Нью-Йорк, 10 декабря 1984 года).

    7. Министерству внутренних дел, Генеральной прокуратуре и Службе государственной безопасности обеспечить принятие безотлагательных законных мер по случаям применения пыток, в частности, любым случаям нарушения закона, выявленным Общественными группами.

    8. Рекомендовать палатам Олий Мажлиса:

    принятие актов законодательства, предусматривающих порядок формирования, организации деятельности Общественных групп и проведения мониторинга;

    пересмотр предельной численности управленческого персонала в структуре Секретариата Омбудсмана с учетом увеличения объема работы Омбудсмана по выявлению случаев применения пыток и их предупреждению.

    9. Национальному информационному агентству Узбекистана совместно с Национальной телерадиокомпанией Узбекистана обеспечить широкое разъяснение в средствах массовой информации целей и задач настоящего постановления, освещение на регулярной основе деятельности и мониторинговых посещений Общественных групп.

    10. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З.Ш.

    Президент Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ

    Город Ташкент,
    26 июня 2021 года.

    No date selected
    март 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
    Use cursor keys to navigate calendar dates