В последние годы в стране проводится широкомасштабная работа в целях дальнейшего усиления гарантий прав и свобод граждан, в том числе категорического недопущения случаев применения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Наряду с этим необходимо продолжить работу по созданию эффективных правовых механизмов раннего предупреждения применения пыток, оперативного и объективного рассмотрения связанных с ними обращений, осуществлению регулярных мониторинговых посещений мест содержания лиц с ограниченной свободой передвижения.
В целях совершенствования Национальных превентивных механизмов по предупреждению применения пыток с учетом Национальной стратегии Республики Узбекистан по правам человека, рекомендаций уставных органов и договорных комитетов ООН, а также обеспечения исполнения задач, определенных в Государственной программе «Год поддержки молодежи и укрепления здоровья населения»:
1. Определить приоритетными задачами повышения эффективности системы выявления и предупреждения случаев применения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (далее – применение пыток):
приведение системы выявления и предупреждения случаев применения пыток в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права в области прав человека;
строгое обеспечение администрацией учреждения недопущения просмотра обращений, направленных лицами с ограниченной свободой передвижения в национальные институты по правам человека, а также их незамедлительного направления получателю;
совершенствование механизма оперативного и объективного рассмотрения обращений о случаях применения пыток, а также неотвратимости привлечения к ответственности виновных лиц;
обеспечение оказания социальной, правовой, психологической и медицинской помощи пострадавшим от применения пыток, а также компенсации нанесенного им ущерба;
широкое привлечение институтов гражданского общества к деятельности по выявлению и предупреждению случаев применения пыток, а также обеспечение их эффективного сотрудничества с государственными органами;
доведение до широкой общественности информации о результатах деятельности по выявлению и предупреждению случаев применения пыток;
налаживание тесного сотрудничества с международными организациями и национальными институтами зарубежных государств в области предупреждения применения пыток.
2. Одобрить предложения палат Олий Мажлиса, Уполномоченного Олий Мажлиса по правам человека (омбудсмана) и Национального центра по правам человека, предусматривающие:
а) создание на базе экспертной группы при Уполномоченном Олий Мажлиса по правам человека (омбудсмане) (далее – Омбудсман) общественных групп по выявлению и предупреждению случаев пыток при Омбудсмане (далее – Общественные группы), определив их основными задачами:
осуществление на регулярной основе мониторинговых посещений по предупреждению применения пыток на гауптвахте, в специальных приемниках, изоляторах временного содержания, следственных изоляторах, учреждениях по исполнению наказания, дисциплинарных частях, учреждениях принудительного лечения (далее – места содержания лиц с ограниченной свободой передвижения);
изучение условий содержания в местах содержания лиц с ограниченной свободой передвижения и информирование об этом общественности;
выявление случаев применения пыток и представление в соответствующий государственный орган требований по их оперативному устранению;
участие в рассмотрении обращений о случаях применения пыток;
разработку методических рекомендаций по вопросам экспертной оценки случаев применения пыток;
участие в оказании социальной, правовой, психологической и медицинской помощи пострадавшим от применения пыток;
разработку предложений по предупреждению угрозы применения пыток и внедрению передового зарубежного опыта в данную сферу;
б) привлечение в состав Общественных групп экспертов Национального центра по правам человека, медицинских работников, представителей негосударственных некоммерческих организаций, средств массовой информации и других институтов гражданского общества, учитывая при этом наличие у них профессиональной квалификации и практических знаний для осуществления мониторинговых посещений, а также обеспечение гендерного равенства;
в) внедрение практики представления Омбудсманом ежегодно до 15 марта палатам Олий Мажлиса доклада о проводимой работе по предупреждению случаев применения пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, а также публикацию данного доклада в средствах массовой информации.
3. Установить, что:
администрация мест содержания лиц с ограниченной свободой передвижения обеспечивает Общественным группам необходимые условия для беспрепятственной встречи и беседы наедине с лицом с ограниченной свободой передвижения, а также ознакомления с соответствующими документами;
государственные органы и их должностные лица, администрация мест содержания лиц с ограниченной свободой передвижения оказывают содействие в осуществлении деятельности Общественных групп;
на администрацию учреждения, в котором проводятся мониторинговые посещения, возлагается обеспечение безопасности членов Общественных групп;
в случае противозаконных действий членов Общественных групп руководитель администрации учреждения, в котором проводятся мониторинговые посещения, оповещает об этом факте Омбудсмана в письменном виде.
4. Реализовать нижеследующее:
а) наладить практику ведения единого электронного реестра лиц, размещенных в местах содержания лиц с ограниченной свободой передвижения.
При этом копия документа, служащая основанием для приема лица с ограниченной свободой передвижения, и сведения о данном лице безотлагательно вводятся в единый электронный реестр администрацией мест содержания лиц с ограниченной свободой передвижения с момента размещения вышеуказанных лиц в данных учреждениях, а для судебных, правоохранительных органов и Омбудсмана создается возможность ознакомления с данными сведениями.
Министерству внутренних дел в срок до 1 декабря 2021 года разработать порядок формирования единого электронного реестра лиц, размещенных в местах содержания лиц с ограниченной свободой передвижения, и обеспечить налаживание его эффективного ведения;
б) усовершенствовать практику обращения по телефону лиц с ограниченной свободой передвижения к адвокату или близкому родственнику исходя из требований действующего законодательства по пыткам.
Министерству внутренних дел в срок до 1 ноября 2021 года разработать и внести в Администрацию Президента Республики Узбекистан проект нормативно-правового акта по данному вопросу.
5. Национальному центру по правам человека:
совместно с Омбудсманом и Министерством иностранных дел в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров предложения по вопросу присоединения Республики Узбекистан к «Факультативному протоколу к Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания» (Нью-Йорк, 18 декабря 2002 года);
совместно с Министерством финансов, Министерством внутренних дел и Генеральной прокуратурой в трехмесячный срок разработать и внести в Кабинет Министров порядок компенсации ущерба, нанесенного лицам, пострадавшим от применения пыток;
совместно с Министерством внутренних дел и Генеральной прокуратурой принять меры по организации с 1 октября 2021 года для сотрудников органов оперативно-розыскной деятельности, доследственной проверки, дознания, предварительного следствия и учреждений по исполнению наказания учебных курсов по борьбе с применением пыток.
6. Генеральной прокуратуре, Омбудсману, Национальному центру по правам человека в срок до 1 декабря 2021 года разработать проект закона, предусматривающего соответствующие изменения и дополнения в акты законодательства, в целях приведения норм Уголовного кодекса, устанавливающих ответственность за применение пыток, в соответствие с требованиями «Конвенции ООН против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания» (Нью-Йорк, 10 декабря 1984 года).
7. Министерству внутренних дел, Генеральной прокуратуре и Службе государственной безопасности обеспечить принятие безотлагательных законных мер по случаям применения пыток, в частности, любым случаям нарушения закона, выявленным Общественными группами.
8. Рекомендовать палатам Олий Мажлиса:
принятие актов законодательства, предусматривающих порядок формирования, организации деятельности Общественных групп и проведения мониторинга;
пересмотр предельной численности управленческого персонала в структуре Секретариата Омбудсмана с учетом увеличения объема работы Омбудсмана по выявлению случаев применения пыток и их предупреждению.
9. Национальному информационному агентству Узбекистана совместно с Национальной телерадиокомпанией Узбекистана обеспечить широкое разъяснение в средствах массовой информации целей и задач настоящего постановления, освещение на регулярной основе деятельности и мониторинговых посещений Общественных групп.
10. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З.Ш.
Президент Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент,
26 июня 2021 года.