Проведенная за последние пять лет работа по внедрению в практику современных методов управления, совершенствованию форм контроля и проверки исполнения, усилению требовательности, а также принятые строгие меры по повышению персональной ответственности руководителей органов государственного управления и хокимов территорий предоставляют возможность реализации многогранных задач государственного строительства, обеспечения углубления экономических и социальных реформ, стабильного и ускоренного развития республики в сегодняшних непростых условиях.
Наряду с этим критический анализ показывает наличие многочисленных фактов, свидетельствующих о неэффективности исполнительской дисциплины. В частности, первое - не в полной мере проводится экономическая, финансовая и правовая экспертиза вносимых проектов документов; второе - не усовершенствованы формы и методы организационной и контрольной деятельности органов государственного управления и органов исполнительной власти на местах; третье - не на требуемом уровне изучаются суть и значение принимаемых документов должностными лицами, отсутствуют комплексные меры по разъяснению и пропаганде данных документов, особенно среди населения и широкой общественности; четвертое - вместо персонального спроса и жесткой требовательности собираются многочисленные справки и сведения, допускается либеральное отношение по отношению к безответственным руководителям, специалистам среднего и низшего звеньев управления.
Отдельными заместителями Премьер-министра, министрами, руководителями органов государственного управления, хокимами областей, особенно городов и районов, не обеспечивается оперативное, решительное и эффективное устранение указанных и других недостатков на необходимом уровне. В связи с этим требуется принятие дополнительных неотложных мер по решению ряда приоритетных и перспективных задач ускоренного развития страны, отраслей экономики, социальной сферы и регионов, включая изыскание резервов и бюджетных средств.
В целях создания действенной системы эффективной организации исполнения и мониторинга принимаемых актов законодательства, усиления персональной ответственности руководителей Кабинета Министров, органов государственного управления и хокимов всех уровней за безусловное обеспечение достижения целей, определенных в Послании Олий Мажлису страны от 29 декабря 2020 года, а также отраслевых и региональных программах развития, утвержденных в 2016-2021 годах:
- Обратить внимание советников Президента Республики Узбекистан, заместителей Премьер-министра, министров, председателей государственных комитетов и руководителей ведомств, Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей, районов и городов на непринятые ими действенные меры по своевременной, конкретной и полноценной реализации требований постановления Президента Республики Узбекистан от 11 апреля 2017 года № ПП-2881 об укреплении исполнительской дисциплины.
- Принять к сведению, что:
за допущенные серьезные недостатки в создании действенной системы исполнения законов, указов, постановлений, распоряжений и поручений Президента Республики Узбекистан (далее - акты законодательства и поручения), ослабление исполнительской дисциплины и отсутствие требовательности к кадрам министры здравоохранения, жилищно-коммунального обслуживания, высшего и среднего специального образования, отдельные руководители государственных комитетов и агентств, а также хокимы 25 городов и районов освобождены от занимаемой должности;
решениями Президиума Кабинета Министров к целому ряду руководителей органов государственного управления и структурных подразделений аппарата правительства применены меры дисциплинарного наказания, в том числе объявление выговора, некоторые из них освобождены от занимаемой должности.
- Принять предложение Администрации Президента Республики Узбекистан, Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса, Кабинета Министров, Счетной палаты и Министерства юстиции о внедрении Единой системы организационной, исполнительской и контрольной деятельности в целях принятия неотложных и оперативных мер по формированию действенной практики тщательной проработки и принятия актов законодательства и поручений, их оперативного доведения до конкретных исполнителей, широкой общественности и населения, углублению экономических и социальных реформ, эффективной реализации текущих, среднесрочных и перспективных задач.
- Утвердить:
Порядок организации контроля и подотчетности исполнения законов, указов, постановлений, распоряжений и поручений Президента Республики Узбекистан согласно приложениям №№ 1а-1д;
«Дорожную карту» по реализации основных направлений организации работы и укрепления исполнительской дисциплины в Администрации Президента Республики Узбекистан и аппарате Кабинета Министров, органах государственного управления, Совете Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятах областей, районов и городов согласно приложению № 2;
Схему организации контроля и подотчетности исполнения законов, указов, постановлений, распоряжений и поручений Президента Республики Узбекистан посредством Единой межведомственной электронной системы исполнительной дисциплины «Ijro.gov.uz» согласно приложению № 3.
- Предупредить советников Президента Республики Узбекистан, заместителей Премьер-министра, министров, председателей государственных комитетов, Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей, городов и районов о персональной ответственности за безусловное, своевременное и результативное исполнение требований, установленных в приложениях №№ 1-3 к настоящему Указу, при этом уделить особое внимание следующим приоритетным задачам укрепления исполнительской дисциплины:
во-первых, организации персонального контроля за подготовкой проектов актов законодательства и поручений, обеспечению проведения их тщательной экономической, финансовой и правовой экспертизы, своевременного согласования в уполномоченных органах управления, а также защиты в подразделениях Администрации Президента Республики Узбекистан и у заместителей Премьер-министра;
во-вторых, обеспечению персонального контроля за своевременной разработкой «дорожных карт» (планов действий) по оперативному доведению до исполнителей актов законодательства и поручений, в том числе разъяснению широкой общественности и населению сути и значения поставленных в них задач, определению в контрольных пунктах и поручениях конкретных механизмов, сроков и ответственных за реализацию;
в-третьих, персональной организации на практике контроля исполнения актов законодательства и поручений, уделив при этом особое внимание критическому изучению реального положения дел в центральном аппарате, среднем и низшем звеньях отраслевых и территориальных органов управления, достигнутым конечным результатам, причинам недостатков и проблем, незадействованным резервам, а также своевременному предоставлению отчетов через Единую межведомственную электронную систему исполнительной дисциплины «Ijro.gov.uz» (далее - система «Ijro.gov.uz») посредством электронных баз данных, создаваемых в органах управления и хокимиятах;
в-четвертых, внедрению практики выражения своих мнений в средствах массовой информации, проведения встреч в общественных организациях и махаллях, а также отчетности хокимов на сессиях Кенгашей народных депутатов в целях разъяснения сути и значения актов законодательства и поручений, а также мер, принимаемых по их реализации;
в-пятых, обеспечению персонального проведения критического анализа своевременного, полного и результативного исполнения актов законодательства и поручений, реализации поставленных задач и достижению намеченных целей. Разработке и внесению всесторонне обоснованных предложений по проблемным вопросам развития отраслей экономики, социальной сферы и регионов, требующих принятия решений Президента Республики Узбекистан и правительства.
- Заместителям Премьер-министра, руководителям органов государственного управления и организаций, Председателю Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимам областей, городов и районов в недельный срок обеспечить тщательную разработку и утверждение на заседаниях коллегиальных органов конкретного плана действий по безусловной и всесторонней реализации требований настоящего Указа.
Кабинету Министров в десятидневный срок разработать и утвердить «Дорожную карту» по укреплению исполнительской дисциплины в государственных органах и организациях, Совете Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятах областей, районов и городов на примере конкретных министерств, хокимиятов областей, районов и городов.
- Возложить на Министерство юстиции следующие дополнительные задачи:
проведение адресных и тематических аналитических изучений и ведение мониторинга состояния дел на местах в разрезе отраслей, регионов и ведомств для обеспечения своевременного, полного и качественного исполнения актов законодательства и поручений, в том числе совместно со Счетной палатой;
организацию и дальнейшее ускорение работ по освещению и обсуждению в средствах массовой информации и социальных сетях деятельности государственных органов и организаций по обеспечению исполнения актов законодательства и поручений под рубрикой «Решения Президента - исполнение и контроль» с широким использованием инструментов общественного контроля, в том числе участием Общенационального движения «Юксалиш» и Центра «Стратегия развития»;
разработку предложений по выявлению проблем и факторов, препятствующих исполнению на практике актов законодательства и поручений, постановку перед соответствующими министерствами и ведомствами конкретных вопросов по их решению, обеспечению открытости деятельности государственных органов и организаций, сокращению не свойственных сфере, дублирующих задач и функций, недопущению излишних бумажной волокиты и совещаний;
оказание правового и методического содействия государственным органам и организациям в исполнении актов законодательства и поручений, принятие участия в обучении по соблюдению исполнительской дисциплины руководителей их соответствующих подразделений.
- Внедрить совершенно новую систему ведения контроля исполнения актов законодательства и поручений посредством системы «Ijro.gov.uz» в соответствии с порядком, приведенным в приложении № 3 к настоящему Указу, предусматривающую осуществление:
а) Министерством юстиции:
контроля через систему «Ijro.gov.uz» своевременного исполнения актов законодательства и поручений, а также ведения им системы «Ijro.gov.uz»;
введения в систему «Ijro.gov.uz» поручений, принимаемых на контроль, исходя из данных поручений - определения ответственных исполнителей и сроков исполнения, проверки полноты и достоверности введенных ими данных, а также изучения обоснованности предложений о продлении сроков исполнения, установленных в актах законодательства и поручениях;
ежемесячного внесения в Администрацию Президента Республики Узбекистан и Кабинет Министров информации о состоянии исполнения актов законодательства и поручений.
Определить, что несвоевременное внесение в систему «Ijro.gov.uz» необходимых данных или внесение в данную систему недостоверных сведений по обеспечению исполнения актов законодательства и поручений, а равно несвоевременное или ненадлежащее исполнение указаний Министерства юстиции являются основанием для применения дисциплинарных, административных и иных мер ответственности в соответствии с законодательством;
б) Кабинетом Министров:
контроля посредством системы «Ijro.gov.uz» своевременного исполнения актов законодательства и поручений органами государственного управления, хозяйственными объединениями и иными организациями системы Кабинета Министров, ежемесячного рассмотрения результативности их исполнения на заседаниях Президиума и внесения в Администрацию Президента Республики Узбекистан обобщенной информации вместе с соответствующими предложениями;
проверки полноты и достоверности сведений, внесенных в систему «Ijro.gov.uz» ответственными исполнителями - органами государственного управления, хозяйственными объединениями и другими организациями системы Кабинета Министров, проверенных Министерством юстиции, а также изучения обоснованности рассмотренных Министерством юстиции предложений о продлении сроков исполнения, установленных в актах законодательства и поручениях;
в) Счетной палатой:
проверки полноты и достоверности сведений, внесенных в систему «Ijro.gov.uz» ответственными исполнителями, проверенных Министерством юстиции и правительством, снятия их с контроля;
внесения в Администрацию Президента Республики Узбекистан заключений по предложениям о продлении сроков исполнения, установленных в актах законодательства и поручениях, рассмотренных Министерством юстиции и правительством;
ежеквартального внесения в Администрацию Президента Республики Узбекистан информации о состоянии исполнения актов законодательства и поручений;
г) Администрацией Президента Республики Узбекистан:
координации деятельности организаций, контролирующих исполнение актов законодательства и поручений;
при необходимости повторного взятия на контроль снятых с контроля актов законодательства и поручений, взятия на отдельный контроль некоторых из них (снятие с контроля осуществляется исключительно Администрацией Президента Республики Узбекистан);
рассмотрения заключений Счетной палаты по предложениям о продлении сроков исполнения, установленных в актах законодательства и поручениях;
внесения Президенту Республики Узбекистан предложений о повышении эффективности деятельности по организации исполнения актов законодательства и поручений, а также усиления ответственности должностных лиц государственных органов и организаций за обеспечение исполнительной дисциплины;
д) контроля за исполнением документов, подписанных в ходе визитов Президента Республики Узбекистан на высоком уровне, и поручений по инвестиционным проектам проводится в порядке, определенном в Указе Президента Республики Узбекистан от 18 августа 2020 года № УП-6042.
- Рекомендовать палатам Олий Мажлиса проводить изучение состояния исполнения принимаемых актов законодательства, правоприменительную практику, в том числе влияние осуществляемых реформ на образ жизни населения с выездом на места, наладить системный парламентский контроль за обеспечением их результативности.
- Создать за счет оптимизируемой части штатных единиц системы Министерства юстиции:
в структуре центрального аппарата Министерства юстиции - Управление по контролю за исполнением актов и поручений Президента Республики Узбекистан с штатной численностью 15 единиц;
в Министерстве юстиции Республики Каракалпакстан, управлениях юстиции областей и города Ташкента - территориальные подразделения Управления по контролю за исполнением актов и поручений Президента Республики Узбекистан с общей штатной численностью 28 единиц.
- Установить, что:
начиная с 1 апреля 2021 года вопросы назначения на должность и освобождения от должности руководителей подразделений, ответственных за исполнительскую дисциплину во всех государственных органах республиканского уровня, в Совете Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятах областей и города Ташкента, в обязательном порядке согласовываются с Сектором по обеспечению исполнительной дисциплины Администрации Президента Республики Узбекистан;
начиная с 1 мая 2021 года контроль исполнения, ведение контрольных картотек и формирование отчетов во всех государственных органах и организациях, органах государственной власти на местах осуществляется исключительно через систему «Ijro.gov.uz»;
программа проведения ежегодных адресных и тематических аналитических изучений исполнения актов законодательства и поручений разрабатывается Министерством юстиции на основании предложений Счетной палаты и других заинтересованных министерств и ведомств и утверждается руководителем Администрации Президента Республики Узбекистан.
- Подразделению советника по вопросам государственной службы и взаимодействия с представительными органами власти Президента Республики Узбекистан в срок до 15 марта 2021 года с учетом требований настоящего Указа разработать комплекс мер по организации единой системы обучения, повышения квалификации, прохождения стажировки и проведения практических семинаров для руководителей и специалистов аппаратов органов государственного управления и организаций, Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей, городов и районов.
- Министерству юстиции внести в Кабинет Министров проекты нормативно-правовых актов:
в месячный срок по обеспечению функционирования системы «Ijro.gov.uz»;
в двухмесячный срок по внесению изменений в действующее законодательство.
- Контроль за своевременным и результативным исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З.Ш.
- Исполнение настоящего Указа рассмотреть в июле 2021 года и в январе 2022 года.
Президент Республики Узбекистан Ш. МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент,
10 февраля 2021 года.