В частности, по данным U.S. news в 2023 году наша страна заняла 51 место из 87 стран среди самых могущественных и быстроразвивающихся стран мира.
Следует отметить, что развитие предпринимательства занимает значимое место в центре реформ, реализуемых в нашей стране. В качестве доказательства можно привести то, что 25-ой целью “Стратегии развития Нового Узбекистана” установлено “превращение цифровой экономики в ключевую, движущую сферу”. Кроме того, 57-ой целью Стратегии “Узбекистан – 2030” определено превращение страны в региональный «IT-NUB» с развитием цифровых технологий. Становится ясно, что наша страна делает крупные шаги к преобразованию экономики путем внедрения цифровых технологий в экономику.
На сегодняшний день вместе с развитием науки и технологий расширяются и виды предпринимательской деятельности. Одним из таковых является “майнинг”. До недавних пор не существовало правовых основ занятия данным видом деятельности, в связи с отсутствием порядка лицензирования, а также разрешительных и уведомительных процедур.
В соответствии с Положением, утвержденным приказом директора Национального Агентства перспективных проектов Республики Узбекистан от 20 сентября 2023 года за № 68, установлен порядок “регистрации, выдачи разрешений как вида предпринимательской деятельности”. В данном Положении, перечислены требования, предъявляемые к деятельности мйнеров. Указывается, что заниматься этой деятельностью вправе только юридические лица. Срок действия разрешения на майнинг составляет пять лет. Майнеры определены как имеющие право осуществлять свою деятельность только по адресу, указанному на момент регистрации, с соблюдением норм и правил пожарной безопасности и санитарии. Кроме того, установлено, что майнинг производится с использованием электроэнергии, вырабатываемой фотоэлектрическими станциями. Подключение к единой электрической системе возможно только через электросчетное оборудование в случаях, установленных законом. Запрещается выдавать разрешение другому юридическому лицу на осуществление майнинга. То есть предприниматель, который занимался майнингом, не может заключить договор франшизы. Кроме того, майнеры имеют право продавать криптоактивы, найденные в результате их деятельности, через криптобиржи, которые имеют лицензию на “участие в деятельности поставщиков услуг в сфере обращения криптоактивов”. Таких криптобирж в настоящее время на территории Республики Узбекистан насчитывается два, что является своего рода негативным фактором для предпринимателя, желающего заниматься майнингом.
Резюмируя вышеизложенное, следует отметить, что майнерская деятельность с 20.09.2023 года в Республике Узбекистан определена в качестве законного вида предпринимательской деятельности и четко определены требования к получению разрешения для предпринимателей, осуществляющих данный вид деятельности.
Б.К.Худайбергенов,
Профессор кафедры Уголовно-процессуального права.
Б.Б.Хидоятов,
Ташкентского государственного юридического университета, к.ю.н.
Доцент кафедры, д.ф.ю.д.