Законопроектом предусматривается, что представитель Олий Мажлиса по правам человека (Омбудсман) является должностным лицом, которое осуществляет парламентский контроль за соблюдением законодательства о правах и свободах человека государственными органами, в том числе правоохранительными и контролирующими органами, предприятиями, учреждениями, организациями и должностными лицами.
Также в качестве национального института по правам человека дополняет существующие формы и средства защиты прав и свобод человека. Омбудсман способствует совершенствованию законодательства Республики Узбекистан о правах и свободах человека и приведению его в соответствие с нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав и свобод человека, повышению правовой культуры граждан в области прав человека.
Омбудсман осуществляет свою деятельность независимо от организаций и должностных лиц, подчиняясь только закону.
Отмечено, данным законопроектом определяется право представления совершенно новым институтом, направленным на совершенствование институциональных основ деятельности Омбудсмана и расширение его полномочий по обеспечению соблюдения прав и свобод человека, «специального доклада» Президенту Республики Узбекистан, палатам Олий Мажлиса, а также Кабинету Министров Республики Узбекистан.
Также определено, что Омбудсман вправе подготовить альтернативный доклад о выполнении международных обязательств Республики Узбекистан и представить его в соответствующие международные организации.
Кроме того, в отдельной главе определены виды мер воздействия Омбудсмана (предостережение, представление, ходатайство и требование), а каждая мера воздействия отражена в отдельной статье.
Укрепляются права лиц, содержащихся в специальных учреждениях, предназначенных для приема и содержания лиц, подвергнутых административному аресту, входящих в систему органов внутренних дел, в центрах оказания социально - правовой помощи несовершеннолетним, гарнизоне и войсковых гауптвахтах Вооруженных Сил Республики Узбекистан, изоляторах временного содержания, следственных изоляторах, учреждениях по исполнению наказания, дисциплинарных частях, учреждениях принудительного лечения при работе с их обращениями, проведении с ними встреч и бесед.
Наряду с этим, конкретизируется сотрудничество с национальными учреждениями по правам человека, в том числе с Уполномоченным Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам ребенка (Детский омбудсман), Уполномоченным при Президенте Республики Узбекистан по защите прав и законных интересов субъектов предпринимательства и Национальным центром Республики Узбекистан по правам человека.
Отмечено, что в ходе подготовки законопроекта ко второму чтению ответственным комитетом был проведен ряд встреч и семинаров с участием членов рабочей группы, правоведов, депутатов. Полученные предложения детально проанализированы, а значительная их часть нашла отражение в тексте проекта, в результате документ был доработан.
В ходе обсуждений депутаты обратились с рядом вопросов по законопроекту, а также внесены редакционные правки в некоторые нормы. По словам представителей народа, что принятие законопроекта послужит расширению прав и уточнению обязанностей Уполномоченного по правам человека (Омбудсмана).