Проект закона разработан с учетом требований Конституции в новой редакции, Стратегии «Узбекистан - 2030», а также с учетом принципов «социального государства» и задач, определенных на видеоселекторном совещании, состоявшегося 20 октября 2023 года под председательством Президента Шавката Мирзиёева по обсуждению основных направлений Государственного бюджета на 2024 год и задач, требующих решения в отраслях и регионах. То есть акцент сделан на вопросы обеспечения стабильности бюджета, увеличения его доходов, оптимизации расходов, эффективного использования имеющихся резервов и возможностей, усиления бюджетной дисциплины, а также развития социальной сферы, которые должны стать основными критериями при формировании бюджета.
В ходе обсуждения законопроекта депутаты отдельно остановились на вопросах обеспечения приоритета расходов на развитие человеческого капитала, финансирования программ по усилению адресности социальной защиты, средствах, выделяемых распределителями бюджета первого уровня, целенаправленности и обоснованности средств на финансирование инициативных бюджетных процессов.
Отмечалось, в последние годы усиливаются геополитическая неопределенность и ее негативное влияние на глобальный экономический рост. В условиях замедления экономического роста в странах-основных торгово-экономических партнеров Узбекистана в нашей стране последовательно реализуются масштабные социально-экономические реформы, направленные на поддержание стабильного экономического роста.
В проекте закона предусмотрены доходы и расходы консолидированного бюджета Республики Узбекистан, прогноз доходов и расходов государственного целевого фонда и Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан, прогноз доходов и расходов бюджета Республики, местных бюджетов, ставки отдельных платежей, особенности формирования доходов бюджета, осуществления предусмотренных государственных расходов.
В 2024 году ожидается, что доходы Госбюджета составив 270,1 трлн сумов, повысятся на 37,5 трлн сумов по сравнению с утвержденным планом 2023 года. В следующем году в целях создания устойчивой налоговой базы и повышения деловой активности ставки налогов на прибыль, на добавленную стоимость, на доходы физических лиц, на имущество юридических лиц, а также с оборота останутся неизменными. Меры, направленные на восстановление «цепочки» налога на добавленную стоимость и отмену некоторых налоговых льгот, создадут равные условия для всех предпринимателей.
Отмечено, в Стратегии «Узбекистан-2030» развитие социальной сферы определено в качестве приоритетной задачи. Поэтому этим направлениям придается особое значение при формировании проекта Государственного бюджета на 2024 год.
В частности, на развитие человеческого капитала в следующем году планируется направить около 104,7 трлн сумов, что составляет 33% от общей суммы расходов бюджета. А на строительство и реконструкцию школ намечено 4,1 трлн сумов, также для университетов из бюджета будет выделено 3,9 трлн сумов, на образовательный кредит - 2,2 трлн сумов.
Наряду с этим планируется, что сфере здравоохранения в 2024 году на лекарственные средства, товары медицинского назначения, вакцины и фармацевтические препараты вместе с расходами, предусмотренными в действующей и государственной программах, будет выделено 3,8 трлн сумов.
На формирование средств созданного Государственного целевого фонда развития медицины при Министерстве здравоохранения также намечено выделить 530 миллиардов сумов. Эти средства будут направлены на цифровизацию медицинских учреждений, поддержку одаренных и квалифицированных медицинских специалистов и т.д.
Кроме того, в целях дальнейшего повышения участия граждан в формировании бюджета, обеспечения усиления общественного контроля за расходованием бюджетных средств планируется запустить проект «Бюджет махалли» для дальнейшего расширения активного участия населения в процессе распределения бюджетных средств.
На эти цели будет выделено 426 млрд сумов, при этом 10% средств, собранных с налога на имущество и землю, будут направлены махаллям. Эти средства будут направлены на проекты по повышению благополучия населения.
Отмечено, водная проблема с каждым днем становится все острее. Поэтому со следующего года на реконструкцию ирригационных сетей, ремонт и бетонирование оросительных каналов планируется выделить 1,7 трлн сумов.
В ходе обсуждения законопроекта депутаты обратились с вопросами к представителям Правительства. В частности, о том, что субсидии, выделяемые на приобретение жилья нашим гражданам, в том числе с инвалидностью, на практике не эффективны, а также о том, что не разработаны новые механизмы справедливой оценки и стимулирования деятельности учителей и воспитателей.
Также отмечены отсутствие полного исполнения судебных решений при осуществлении компенсационных выплат в пользу граждан, необходимость совершенствования порядка пользования автомобильными дорогами, т.е. проведение дифференциации по весу при определении размера платежа за проезд транспортных средств, перевозящих более 10 тонн, а также целесообразность пересмотра стоимости скрининга людей, страдающих сахарным диабетом, и при выявлении данного заболевания.
В ходе обсуждений депутаты высказали предложения и рекомендации относительно мер, направленных на увеличение доходов, расширение налоговой базы, в также на повышение эффективности и результативности использования бюджетных средств, предусмотренных на следующий год.
Также даны развернутые ответы на вопросы, поднятые депутатами по здравоохранению, образованию, сельскому хозяйству, культуре и другим сферам. Отмечено, что обоснованные предложения будут учтены в процессе совершенствования бюджетной системы.
После бурных обсуждений, на основе мнений фракций политических партий, проект закона «О Государственном бюджете Республики Узбекистан на 2024 год» концептуально был принят в первом чтении.
Ответственному комитету в ходе подготовки законопроекта ко второму чтению поручено обсудить проект закона с участием специалистов и экспертов, и на основе мнений и предложений доработать документ.