Развитие дошкольного образования - стратегическая цель на ближайшие годы

    С первых дней на посту главы государства Президент уделяет особое внимание комплексному улучшению сферы дошкольного образования. А на состоявшемся на днях Послании Олий Мажлису лидер Узбекистана подчеркнул: «Важнейшим периодом жизни ребенка является дошкольный возраст, когда развивается умственная деятельность, формируются нравственно-эстетические представления и физические качества». Исходя из этого стратегической целью в области развития дошкольного образования на ближайшие годы в стране будет оставаться создание необходимых условий для полного охвата им всех детей республики.

    Президент отметил, что в будущем году предстоит увеличить охват дошкольным образованием до 65 процентов, а к концу 2023-го - до 75 процентов. Также за счет выделения из бюджета 600 миллиардов сумов субсидий будет создано две тысячи негосударственных детских садов, а доля частного сектора в сфере возрастет до 25 процентов. Наряду с этим в 2021 году системой бесплатной подготовки к школе будут охвачены 560 тысяч, или 82 процента, детей в возрасте шести лет. Тем не менее стоит сказать об уже проделанной работе. В преддверии Нового года мы побеседовали с министром дошкольного образования Агриппиной ШИН о наиболее значимых достижениях сферы, а также планах на ближайшую перспективу.

    - Министерство дошкольного образования создано в 2017 году. С того момента прошло еще не так много времени, тем не менее уже сегодня можно говорить о серьезных преобразованиях в системе ДО, целью которой является повышение качества образовательного процесса в детских садах. В данном контексте хотелось бы узнать, какие, на Ваш взгляд, достижения последних лет сыграли наиболее важную роль в повышении эффективности системы дошкольного образования?

    - Государством в последние годы особое внимание уделяется вопросам развития системы непрерывного образования, формирования здоровой, развитой личности ребенка, повышения доступности и качества образовательных услуг. Этап реформ, которые проводятся на протяжении последних нескольких лет в нашей стране, можно назвать поистине историческим. Преобразований сфера дошкольного образования ожидала давно. Не секрет, что ряд системных проблем в области подготовки детей к школе сохранялся на протяжении долгого времени. Но за сравнительно небольшой срок нам удалось поднять показатели, реализовать немало проектов, направленных на обеспечение маленьких граждан Узбекистана качественным дошкольным образованием.

    Сейчас перед ведомством стоят важные задачи по разработке и практической реализации единой государственной политики в области дошкольного образования, внедрению в учебно-воспитательный процесс инновационных педагогических технологий, укреплению материально-технической базы и расширению сети ДОО, обеспечению их учебно-­методическими, дидактическими материалами, повышению квалификации педагогов.

    О результатах деятельности министерства за прошедшие годы говорят цифры. Так, за это время охват детей дошкольным образованием увеличился вдвое, нам удалось охватить почти полтора миллиона детей в возрасте от 3 до 7 лет по всей республике, что составляет 54 процента дошколят страны. При этом хотелось бы отметить, что в 2017-м ДОО посещали 708 247 детей, а это лишь 27 процентов.

    Вместе с тем в настоящее время во всех регионах республики наблюдается положительная динамика роста количества детских садов. Сейчас в стране функционирует 14 181 ДОО (в 2017 году их численность составляла 5211). Кроме того, в соответствии с Концепцией развития системы дошкольного образования Республики Узбекистан до конца 2020-го дошкольным образованием было запланировано охватить 1 646 930 детей (59,5 процента) в возрасте 3-7 лет, а к 2030-му достичь показателя в 80,8 процента. Это очень большая и ответственная задача, возложенная на нас на фоне сохранения высоких темпов рождаемости в нашей республике.

    Президентом страны заложена прочная основа развития системы дошкольного образования. Как результат - существенно усовершенствована нормативно-правовая база сферы. С момента создания профильного министерства принято 65 нормативно-правовых документов по всем направлениям нашей работы, в том числе Закон «О дошкольном образовании и воспитании». Все это служит руководством к практическим действиям, а также фундаментом стабильности и процветания.

    Отдельно хотелось бы остановиться на проводимой работе в области повышения качества образовательного процесса и разработки учебно-методических материалов для ДОО. Так, при поддержке ЮНИСЕФ в 2018 году разработаны и утверждены Государственные требования к развитию детей раннего и дошкольного возраста, а также Государственная учебная программа «Илк кадам». Кроме того, совместно с ЮНИСЕФ и Государственной инспекцией по надзору за качеством образования при Кабинете Министров разработана и утверждена система измерения оценки качества образовательного процесса, определены основные индикаторы и инструменты.

    Нынешние состояние и уровень подготовки большинства детей шестилетнего возраста в Узбекистане требуют пересмотра действующих методов и внедрения новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса, повышения квалификации и переподготовки кадров в системе дошкольного образования. С этой целью 9 марта 2020-го принято постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему развитию системы обязательной одногодичной подготовки детей к начальному образованию». Полностью охватить всех детей шестилетнего возраста предшкольной подготовкой планируем к 2025 году. В этом направлении у нас уже имеется огромный опыт, так как в 2018/2019 учебном году пилотировали проект по внедрению обязательной бесплатной годичной подготовки детей к начальному образованию в 494 группах, созданных в районах и городах Республики Каракалпакстан, Ферганской области и Ташкенте. Одной из основных целей было предоставление будущим первоклассникам равных возможностей для получения начального образования.

    - Расскажите о внедрении альтернативных форм дошкольного образования в процесс подготовки малышей.

    - Для обеспечения гибкости в предоставлении услуг дошкольного образования, повышения эффективности использования бюджетных средств ведется активная работа по внедрению альтернативных форм ДО. Так, к примеру, в рамках государственно-частного партнерства реализована альтернативная модель обучения в форме семейных детских садов. В системе дошкольного образования по всей республике также внедряются группы кратковременного пребывания (группы неполного дня).

    В своей работе мы опираемся и на огромный международный опыт. К примеру, в настоящее время совместно с ЮНИСЕФ уже разработан план по внедрению альтернативных форм дошкольного образования, в соответствии с которым с этого года запланировано пилотирование нескольких из них, в том числе смешанных возрастных и игровых групп. На первом этапе будут организованы четыре группы в Наманганской и Хорезмской областях, а также проведены тренинги для педагогов по работе в разновозрастных группах.

    Одним из самых крупных в этом направлении проектов считаю запуск мобильных дошкольных образовательных организаций под названием «Аклвой» на базе переоборудованных автобусов ISUZU. В качестве «пилота» при поддержке АК «Узавтосаноат» переоборудовано 16 автобусов для создания на их базе мобильных детских садов, охвативших все регионы Узбекистана. Для обеспечения безопасности и создания условий для игровой деятельности воспитанников мобильных групп были построены 44 игровые площадки. Основное преимущество мобильных детских садов в том, что они при относительно невысокой стоимости позволяют охватывать достаточно большое количество детей, обеспечивая при этом доступ к дошкольному образованию для малышей, проживающих в самых отдаленных районах республики.

    В целом пилотным проектом уже охвачено около двух тысяч детей, пре­имущественно проживающих в труднодоступных местностях. Подобные инновационные альтернативные решения в сфере позволяют повысить качество и привлекательность предоставляемых дошкольных образовательных услуг.

    - Как развивается инклюзивное дошкольное образование в Узбекистане?

    - Глава нашего государства неоднократно подчеркивал, что оказываемое внимание воспитанию подрастающего поколения, вклад всех средств и сил в повышение качества получаемых молодежью знаний служат повышению уровня благосостояния народа и процветания всей страны. Поэтому наша цель сейчас - создать равные условия для всех детей независимо от их возможностей. Ребята из разных социальных слоев должны иметь одинаковый доступ к качественному дошкольному образованию. Учеными доказано, что 70 процентов информации, полученной детьми в возрасте от трех до семи лет, используется ими на протяжении всей жизни. Это своего рода основа, фундамент их успешного будущего. Однако еще совсем недавно дошкольные образовательные организации выполняли лишь функции присмотра и ухода за малышами, сейчас же главная задача - это образование.

    Развитие инклюзивного образования в последние годы приобрело особую актуальность. Министерство с первых дней создания проводит большую работу в этом направлении. Отдельно хочется отметить масштабный проект под названием «Имкон», реализуемый в Нукусе. Он уникален в первую очередь тем, что объединяет в себе дошкольную организацию и полноценный реабилитационный центр, рассчитанный на детей, проживающих в регионе Приаралья.

    Наряду с этим в рамках совместного проекта ООО «Lukoil Uzbekistan Operating Company» и МДО в Бухарской, Кашкадарьинской и Ташкентской областях запланировано возведение аналогичных многопрофильных специализированных ДОО, совмещенных с реабилитационными центрами.

    А в прошлом году в столице создана дошкольная образовательная организация комбинированного типа. Это первый детский сад подобного вида в Узбекистане, который посещают как воспитанники, не имеющие проблем со здоровьем, так и дети с особыми потребностями. В этой ДОО реализован принцип инклюзии, при котором все малыши получают равный доступ к качественному дошкольному образованию и делят единое пространство, с раннего детства обретая навыки общения и взаимодействия друг с другом.

    - В реализации реформ большое значение имеет расширение международного сотрудничес­тва. Какая работа проводится в этом направлении?

    - Министерство дошкольного образования активно развивает тесное и эффективное сотрудничество с зарубежными странами и международными организациями. К этому моменту подписано порядка 50 меморандумов о взаимопонимании и рамочных соглашений, направленных на развитие сферы в Узбекистане. Мы сотрудничаем с Республикой Корея, Россией, Сингапуром, КНР, Японией, Турцией, Польшей и такими международными организациями, как UNICEF, UNESCO, UNDP, UNODC, JICA, KOICA, TIKA, Турецкий фонд образования, Британский Совет, Группа Всемирного банка, АБР, Саудовский фонд развития, Россотрудничество, и другими.

    Большое внимание уделяется привлечению иностранных инвестиций в сферу. Для совершенствования системы дошкольного образования и расширения сети ДОО министерство реализует проекты с участием зарубежного капитала. К этому моменту с нашей стороны уже привлечено инвестиций в размере 134 млн долларов, большую часть из которых составили средства Всемирного банка, направленные на реализацию проекта «Совершенствование раннего развития детей в Узбекистане». По его результатам предусмотрено достижение следующих целей:

    • улучшение доступа к дошкольному образованию;
    • повышение качества образовательной среды в ДОО;
    • создание инструментов систематического измерения и оценки качества образования.

    В рамках проекта будут апробированы альтернативные модели дошкольного образования для детей, проживающих в труднодоступных регионах страны.

    - Долгое время в сфере остро стоял кадровый вопрос: многие детские сады сталкивались с нехваткой педагогов, а квалификация некоторых из них не соответствовала требованиям времени. Какие меры принимаются в этом направлении?

    - За последние три года в системе дошкольного образования наблюдается большой рост числа педагогов. Для повышения качества учебно-воспитательного процесса в Институте переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов ДОО организованы краткосрочные курсы для наставников, отобранных из каждой области респуб­лики. Цель - формирование у специалистов соответствующих знаний.

    Наряду с этим МДО совместно с ЮНИСЕФ проведен ряд семинаров-­тренингов, на которых прошли подготовку более 30 национальных мастеров-тренеров по внедрению в регионах Государственной учебной программы «Илк кадам» и Государственных требований к развитию детей раннего и дошкольного возраста. Вместе с тем совместно с Министерством экономического развития и сокращения бедности в соответствии с Концепцией развития системы дошкольного образования определена потребность в кадрах со степенью бакалавра и магистра. По результатам работы квота приема в вузы по направлению «Дошкольное образование» выросла в 2,5 раза.

    Безусловно, необходимо уделять особое внимание подготовке педагогических и управленческих кадров для сферы, ведь от этого во многом зависит то, какими вырастут наши дети, с каким уровнем подготовки они покинут стены детского сада. Для решения данного вопроса важным для нас также представляется увеличение количества педагогов и внедрение новых подходов к подготовке, переподготовке, повышению квалификации, отбору, а также развитию у них профессиональных навыков.

    Вы верно отметили, что система дошкольного образования некогда сталкивалась с нехваткой высококлассных специалистов. К этому моменту в корне пересмотрены типовые штатные структуры дошкольных образовательных организаций. Более того, для развития эстетико-культурных навыков в воспитанниках ДОО введена новая штатная единица хореографа, разработаны квалификационные требования.

    И, наверное, один из основных моментов - мы смогли повысить заработную плату педагогов. Так, с 1 сентября 2018 года размер оклада увеличен с 38,8 процента до 43,5.

    - Насколько эффективно работает государственно-частное партнерство в сфере?

    - Для стимулирования развития частного сектора в системе дошкольного образования и увеличения количества негосударственных детсадов в 2018-2020 годах со стороны МДО заключены соглашения о государственно-частном партнерстве с 1481 предпринимателем на 3,89 трлн сумов. Общая мощность запланированных к вводу в эксплуатацию НДОО составит 147,9 тысячи мест. К этому моменту в полном объеме выделено 1 855,6 млрд сумов льготных кредитов по 1050 проектам. В результате свою деятельность в настоящее время начали 756 ДОО мощностью 71,5 тысячи мест.

    Кроме того, министерством и 6813 частными предпринимателями подписаны соглашения о ГЧП по организации ДОО семейного типа, из которых по состоянию на первый квартал текущего года свою деятельность уже начали 6715 семейных детсадов, охватив при этом более 164 000 ребят.

    Нами запланировано открытие двух тысяч семейных и 420 негосударственных ДОО в рамках ГЧП, а также проведение семинаров в регионах для предпринимателей с участием заинтересованных организаций, мониторинг выполнения обязательств частного партнера.

    - В период пандемии детские сады, как и все образовательные учреждения страны, были вынуждены перевести процесс обучения в онлайн-формат. Расскажите, какие меры приняты Министерством дошкольного образования для продолжения образовательного процесса в период карантина, объявленного по причине распространения COVID-19?

    - С целью предотвращения распространения коронавируса 15 марта текущего года отправлен на домашний карантин 1 459 301 воспитанник ДОО республики. Также приостановлена деятельность 5973 государственных, 48 ведомственных, 753 частных, 6715 семейных и 692 негосударственных детских садов в рамках государственно-частного партнерства. На каникулы отправлены 27 533 студента 97 педагогических колледжей, относящихся к системе МДО. Вместе с тем проведена дезинфекция всех помещений педагогических колледжей и ДОО, включая обработку мебели, игрушек, детской посуды и кухни, после чего все они были опечатаны.

    Мы приостановили процесс постановки детей в очередь и прием в ДОО на весь период профилактических меро­приятий.

    Ввиду отсутствия у малышей возможности посещать детсады, министерство совместно с Национальной телерадио­компанией в качестве методической помощи родителям для организации полезного, развивающего и систематизированного обучения дошкольников разработали программу «Онлайн детский сад», которая позволила детям своевременно выполнять утвержденную программу дошкольного образования в домашних условиях. Передача транслировалась в период с апреля по июль текущего года на телеканале «Болажон». Обучающие программы также были доступны для родителей на сайте МДО, в социальных сетях и мессенджерах.

    Еще один совместный проект МДО и НТРК, но уже для специалистов ДОО и родителей дошкольников вобрал в себя комплекс информационно-образовательных телевизионных программ под названием «Азбука здоровья». В ней принимают участие ведущие специалисты в области раннего развития ребенка - медики, педагоги, психологи, дефектологи. Передачи транслируются на телеканале «Оилавий» с 1 июня по настоящее время.

    Дополнительно в июне 2020 года привлечены грантовые средства ЮНИСЕФ для производства образовательных видеороликов общей направленности для детей дошкольного возраста и с ограниченными возможностями здоровья, а также для разработки информационной системы мониторинга роста и развития детей, создания методических и дидактических материалов, направленных на привитие гигиенических навыков и профилактику распространения инфекций.

    - Благодарю за беседу! Что бы Вы пожелали нашим читателям в наступающем 2021 году?

    - Хочется верить, что грядущий год окажется для всех нас максимально плодотворным. Желаю соотечественникам крепкого здоровья, семейного счастья и благополучия. Пусть в ваших домах всегда звучит радостный детский смех!

    Беседовала
    Евгения Юн.
    «Правда Востока».

    No date selected
    март 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    31
    Use cursor keys to navigate calendar dates