В последние годы во всем мире наблюдается тенденция быстрого развития новых бизнес-направлений. В частности, ожидается, что к 2026 году рынок электронной коммерции достигнет 8,1 трлн долларов при ежегодных темпах роста более 20 процентов.

В 2023 году мировой рынок экономики совместного потребления превысит 3,35 трлн долларов. Эта тенденция особенно заметна в таких областях, как совместное использование автомобилей и велосипедов. Например, китайская транспортная платформа Didi Chuxing имеет более 550 млн активных пользователей по всему миру.

Ожидается, что к 2027 году рынок услуг по запросу достигнет 4,5 трлн долларов. Такие платформы как Meituan в Китае получают более 40 млн заказов в день на различные услуги, включая доставку еды.

Узбекистан имеет потенциал для развития следующих бизнес-направлений:

а) краткосрочная аренда автомобилей (каршеринг) - это услуга, предоставляющая возможность арендовать автомобиль на короткий срок. Платформа позволяет пользователям оплачивать только фактическое время использования автомобиля.

Nota beneкаршеринг - быстрорастущая транспортная услуга в Москве и Санкт-Петербурге. Крупные компании, такие как Яндекс Драйв, располагают более 15 000 автомобилей и имеют базу пользователей более 1 млн человек. У YouDrive тарифы начинаются от 8 рублей за минуту во время движения и от 2,5 рублей за минуту простоя.

б) краткосрочная аренда велосипедов (велошеринг) способствует снижению выбросов углекислого газа в атмосферу путем уменьшения зависимости от автомобильного транспорта.

Nota beneSantander Cycles располагает более 80 000 велосипедами в 60 городах мира. Только в 2019 году компания привлекла более 10,2 млн арендаторов в Лондоне. В Париже Velib предлагает более 20 000 велосипедов и обслуживает более 33 млн арендаторов ежегодно.

в) ремесленная платформа - это онлайн-ресурс, который соединяет ремесленников с клиентами как на местном, так и на международном уровне, демонстрирует разнообразие традиционных ремесел и способствует сохранению культурного наследия.

Nota bene: в Индии Etsy - это популярный рынок товаров ручной работы с более чем 96 млн активных клиентов. В Кыргызстане «Таза Базар» - это онлайн-платформа, которая продвигает изделия кыргызских ремесленников и поддерживает местные традиции ремесел.

г) услуги на дому по запросу - это расширение ассортимента услуг путем включения уборкитехнического обслуживания, ухода за домашними животными и детьми. Такие сервисы предоставляют домохозяйствам удобство и гибкость.

Nota beneHandy - американская платформа для домашних услуг, собирающая более 1 млн поставщиков услуг. Urban Company - индийская платформа домашних услуг по запросу, обслуживающая более 3,5 млн активных пользователей.

д) мобильные медицинские клиники - это специализированные мобильные учреждения, предназначенные для предоставления медицинских услуг населению в отдаленных районах. Они часто функционируют в специально оборудованных транспортных средствах, таких как автобусыфургоны или трейлеры, и предлагают широкий спектр медицинских услуг.

Nota beneMobile Medic - это мобильная клиника, предоставляющая базовые медицинские услуги в сельских районах Индии. Она использует цифровые технологии для ведения медицинской документации и мониторинга состояния пациентов. Africa Health Wagon - это мобильная медицинская клиника, оперирующая в отдаленных районах Нигерии, специализирующаяся на диагностике и лечении инфекционных заболеваний.

е) национальная медиаплатформа - это сервис, который предоставляет доступ к фильмамсериалам и другой медиапродукции, а также предлагает возможности монетизации творческих работ создателей на платформе.

Nota beneТурция стала вторым по величине экспортером сериалов в мире, опередив все страны, кроме США. В 2022 году доход от экспорта сериалов ожидается превысить 600 млн долларов. Права на международную трансляцию популярных сериалов достигают 400 тыс. долларов за серию. Турецкие драмы завоевывают сердца зрителей более чем в 150 странах, особенно в Латинской Америке, на Ближнем Востоке и в Центральной Азии.

На основании вышеизложенного, Агентством стратегических реформ были разработаны следующие предложения по развитию новых бизнес- направлений в Узбекистане:

1. Пересмотр правовых основ внедрения новых бизнес- направлений.

2. Внедрение новых бизнес-направлений в различных регионах в пилотном режиме.

3. Разработка механизма информирования предпринимателей о быстро развивающихся мировых бизнес-тенденциях и предоставление консультаций по открытию новых предприятий.

4. Разработать план практических мер по созданию стабильной и эффективной налоговой системы, ориентированной на интересы налогоплательщиков (владельцев и клиентов), включая конкретные предложения по усилению правовых гарантий защиты собственности организаций и арендаторов.

5. Разработка проекта Указа Президента о создании в городе современной инфраструктуры велопрокатаобеспечивающей безопасную и доступную среду для передвижения на велосипедах.

6. Создать реестр-рейтинг инновационного бизнеса, действующего на территории республики, включая шеринг-экономикукреативную экономикуцифровую экономику и другие виды предпринимательской деятельности, и систематически отслеживать их вклад.

7. Подготовка системного плана действий и проекта Постановления Президента с активным участием в программе финансовой поддержки современных бизнес-стартапов и стимулирования инновационных бизнес-идей.

8. Разработка Стратегии развития шеринг-экономики до 2030 года.

9. Разработка платформы для создания коммуникационной системы, которая объединяет участников инновационного бизнесаклиентов и предпринимателей.