Прошедшие в открытой, дружественной и конструктивной атмосфере плодотворные переговоры на высшем уровне, встречи в Бундестаге, правительстве Баварии и с деловыми кругами еще раз подтвердили усиливающееся взаимное стремление сторон развивать взаимовыгодное сотрудничество между Узбекистаном и Германией.
В ходе встречи были обсуждены и приняты совместные решения по развитию взаимодействия в политической, торгово-экономической, инвестиционной, финансово-технической, инновационной, военно-технической, культурно-гуманитарной и других сферах.
В целях обеспечения полномасштабной реализации подписанных двусторонних соглашений и достигнутых договоренностей по дальнейшему расширению политического, торгово-экономического, инвестиционного, финансово-технического, инновационного, военно-технического и культурно-гуманитарного сотрудничества между Республикой Узбекистан и ФРГ были приняты особые меры в различных сферах жизни общества.
31 декабря 1991 года ФРГ признала независимость Республики Узбекистан, а чуть позже, 6 марта 1992 года, между нашими странами были установлены дипломатические отношения. В течение минувших 27 лет взаимодействие с Германией обрело многоплановый характер, охватив широкий спектр сфер сотрудничества. На протяжении данного периода поддерживался устойчивый политический диалог на высшем уровне. Конструктивное сотрудничество Узбекистана с ФРГ по вопросам глобальной и региональной повестки дня осуществляется и в многостороннем формате в рамках ООН, ОБСЕ, Евросоюза. Так, по приглашению Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева Президент Федеративной Республики Германия Франк-Вальтер Штайнмайер 27 мая прибыл в нашу страну с официальным визитом. В начале переговоров Шавкат Мирзиёев поздравил Франка-Вальтера Штайнмайера с 70-летием образования Федеративной Республики Германия.
Анализируя факторы и условия, которые способствовали установлению столь эффективного сотрудничества между нашими странами на международной арене, можно выделить следующее.
Во-первых, обретение независимости Узбекистаном произошло вслед за объединением Восточной и Западной Германии в единое государство. С восстановлением германского единства произошла смена парадигмы во внешней политике ФРГ. Имея необходимые ресурсы и политическую волю, немецкая дипломатия существенно расширила географию своей деятельности. В свою очередь, Узбекистан с первых дней взял за основу внешнеполитический курс, направленный на достижение мира, стабильности и сотрудничества в Центральной Азии и близлежащих регионах. Эти общие базовые устремления двух стран обусловили нашу близость в международных делах, отсутствие принципиальных противоречий по наиболее острым мировым проблемам.
Во-вторых, схожесть основных черт присуща Узбекистану и Германии в дипломатии. Общепризнано, что немецкая внешняя политика осуществляется под знаком преемственности и надежности. Для нее характерны партнерское сотрудничество и соблюдение баланса интересов. Внешнеполитическая деятельность Узбекистана также отличается своей последовательностью, ответственностью и предсказуемостью. Подобный конструктивизм в международных отношениях привлекает и к Германии, и к Узбекистану других партнеров. Он позволяет успешно решать актуальные вопросы в двусторонних и многосторонних отношениях на основе обоюдной выгоды и взаимоуважения интересов друг друга.
В-третьих, ответственное участие в обеспечении международной стабильности на основе принципа неделимости и безопасности. Политика обеих стран базируется на всеобъемлющем понятии безопасности, ориентирована на комплексный подход. Узбекистан признает активную деятельность Германии по сохранению мира и безопасности в рамках ООН, поддерживает предложения Берлина по ее укреплению посредством кардинального реформирования. Сегодня ФРГ является вторым по величине донором ООН после США и второй страной по числу миротворцев.
В-четвертых, следует упомянуть самое главное - новый курс реформ и преобразований, начатый Президентом Республики Узбекистан Шавкатом Мирзиёевым. Германия во всем мире настойчиво выступает за соблюдение прав человека, считая данное направление принципиальным аспектом и коренным интересом своей политики. В этой связи грандиозные усилия, предпринимаемые правительством Узбекистана по ускоренному развитию правового государства и обеспечению верховенства закона, превращают Ташкент не просто в ключевого партнера в регионе, но и, можно сказать, единомышленника Берлина. Определенные Стратегией действий пяти приоритетных направлений развития Республики Узбекистан задают качественно новую динамику углубления всестороннего сотрудничества с Германией.
Вместе с тем вход на немецкий рынок - это очень сложный процесс. В Германии, как неотъемлемой части общеевропейского рынка, действуют регулятивные нормы ЕС. Любой товар, торгуемый на рынке ЕС, подпадает под определенные критерии, в зависимости от категории, по которой он классифицирован. Действуют меры безопасности или торговые меры, то есть определенные торговые ограничения, обеспечиваемые тарифными ставками и таможенными процедурами. Кроме того, ввозимые в ЕС товары должны отвечать санитарным и фитосанитарным требованиям для защиты здоровья людей и животных.
Другой проблемой остается транспортная доступность и логистика. На сегодняшний день доставка потребительских товаров между Центральной Азией и Европой в целом является затратной. Поэтому основными внешнеторговыми партнерами Германии являются такие крупные экономики, как США, Франция, Нидерланды, Китай, Великобритания, Италия, Польша, Австрия, Швейцария, Бельгия. Из общего объема импорта товаров в Германию, который составляет около 1,05 триллиона евро, поставки из ЕС составляют более 700 миллиардов евро.
На этом фоне немецко-узбекская торговля выглядит пока скромно - за период с января по октябрь 2018 года ее объем составил 542 миллиона евро. Однако товарооборот растет высокими темпами. Узбекистан занимает второе место среди всех постсоветских стран, с которыми у Германии двусторонняя торговля в прошлом году росла наиболее быстро.
И. В. Кудрявцев,
доцент Ташкентского юридического государственного университета.