Значимым событием в 2017 году стало создание по инициативе Президента Минис­терства дошкольного образования. За сравнительно короткий период коренным образом пересмотрено и усовершенствована нормативно-­правовая база, служащая прочной основой для дальнейшего развития системы: принято 67 нормативно-правовых актов, в том числе Закон «О дошкольном образовании и воспитании», которым предусмотрено внедрение государственных образовательных стандартов дошкольного образования, прописан профессиональный стандарт педагога ДОО, проработаны механизмы борьбы с коррупцией. Еще на стадии разработки этого документа инициировано включение такого направления, как воспитание, что важно для формирования в маленьких гражданах высокой духовности, чувства ответственности, любви и преданности Родине.

Вместе с тем для определения приоритетных направлений реформирования системы ДО и поднятия на качественно новый уровень процесса обеспечения равноправного доступа детей к знаниям глава государства утвердил Концепцию развития системы дошкольного образования Республики Узбекистан до 2030 года, в основе которой - увеличение охвата ДО детей в возрасте от трех до семи лет до 80,8 процента к 2030-му.

Наряду с этим перед нами стоит важная задача по увеличению числа специалистов с высшим образованием. По результатам работы квота приема в вузы страны по направлению «Дошкольное образование» выросла в 2,5 раза (в 2017/2018 учебном году общее количество квот составляло 2345, а в 2019/2020-м увеличилось до 5880). Важно обеспечить все ДОО страны квалифицированными кадрами. Для этого в Ташкенте открыт филиал южнокорейского Университета Пучон. А 8 октября этого года Президент принял постановление «О создании филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена» в городе Ташкенте». Вуз начнет деятельность с 2021/2022 учебного года.

Также для повышения качества учебно-воспитательного процесса в Институте переподготовки и повышения квалификации руководителей и специалистов ДОО организованы краткосрочные курсы для педагогов из каждой области. Работа направлена на формирование у специалистов знаний по Государственным требованиям и программе «Илк кадам», а также навыков по организации методической работы в ДОО.

Большое внимание уделяется и подготовке научно-педагогических кадров для детских садов. А для повышения охвата малышей дошкольным образованием ведется активная работа по внедрению альтернативных форм обучения и воспитания. Так, в рамках государственно-частного партнерства реализована альтернативная модель в формате семейных ДОО. Помимо этого, в республике внедряется такая альтернативная форма, как группы кратковременного пребывания. Совместно с ЮНИСЕФ уже разработан план по внедрению альтернативных форм дошкольного образования, в рамках которого планируется пилотирование смешанных возрастных и игровых групп.

Говоря об альтернативных формах обучения, нельзя не упомянуть самый масштабный проект в этом направлении, реализованный МДО под названием «Аклвой». Это мобильные детские сады, созданные на базе пере­оборудованных автобусов ISUZU. В качестве «пилота» организовано 16 таких автобусов, которые охватили все регионы Узбекистана. Для обеспечения безопасности и создания условий для игровой деятельности воспитанников мобильных групп построены 44 площадки, где есть все необходимое: игровое оборудование, учебные и дидактические материалы. Данным проектом уже охвачены около двух тысяч детей, ранее не имевших доступа к дошкольному образованию по причине проживания в труднодоступных и отдаленных районах. По мнению международных экспертов, инновационная альтернативная форма дошкольного образования подобного рода позволит повысить качество и привлекательность предоставляемых образовательных и воспитательных услуг.

Современные подходы к ДО требуют обновления системы образования, совершенствования его качества, создания инновационных программ и проектов. Так, в соответствии с программой подготовки проекта Всемирного банка по содействию развитию детей в раннем возрасте утвержден план действий по измерению качества образовательного процесса с использованием инструментов международной системы оценки качества и результатов раннего обучения. Важное место в дошкольном образовании занимает использование педагогами современных развивающих технологий, ориентированных на специфику возраста и интересов детей. Широкое и повсеместное использование игровых методов обозначено и Государственной учебной программой «Илк кадам». Также мы работаем над организацией предметно-пространственной среды, стимулирующей коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка.

В ряде важных совместных инициатив ведомства нельзя не упомянуть проект по внедрению мультимедийной продукции российской компании «Новый диск», а также программы по развитию математических способностей южнокорейской компании Jongrom School. Помимо этого, в сотрудничестве с зарубежными партнерами проведена работа по созданию адаптированной программы по изучению английского языка, осуществлен запуск совместного с российской компанией «Научные развлечения» пилотного проекта «STEAM-лаборатории для ДОО». Разработана концепция создания художественных, обучающих цветных буклетов для детей дошкольного возраста.

Можно с уверенностью говорить, что за истекший период в Узбекистане проведена масштабная и качественная работа по совершенствованию системы ДО как важнейшего звена единой системы непрерывного образования. Расширяется сеть ДОО, укрепляется их материально-техническая база, повышается квалификация педагогических работников, внедряются современные образовательные программы и технологии. Словом, обеспечивается всестороннее развитие детей.

В Узбекистане закладывается фундамент новой эпохи Возрождения - Третьего Ренессанса. Как мы знаем, этот период характеризуется подъемом науки, просвещения, раскрытием талантов, высокой духовностью. И, как справедливо отметил Президент в поздравительной речи по случаю Дня учителей и наставников: «Для всех нас ясно, что наука, образование, воспитание - это краеугольный камень развития, сила, приумножающая мощь страны и народа. Завтрашний день, будущее Родины неразрывно связаны с системой образования и воспитанием, которое получают сегодня наши дети». Именно поэтому вкладывать инвестиции в подрастающее поколение важно уже сейчас.

Елена Тен.
Заместитель начальника Главного управления МДО.