В Узбекистане были приняты важные нормативно-правовые акты, направленные на реформирование образовательной системы. Среди них – Указ Президента Республики Узбекистан № УП–4958 «О дальнейшем совершенствовании системы послевузовского образования» от 16 февраля 2017 года, Постановление Президента Республики Узбекистан № ПП–2909 «О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования» от 20 апреля 2017 года, Постановление Президента Республики Узбекистан № ПП–3775 «О дополнительных мерах по повышению качества образования в высших образовательных учреждениях и обеспечению их активного участия в осуществляемых в стране широкомасштабных реформах» от 5 июня 2018 года, а также Указ Президента Республики Узбекистан № УП–5847 «Об утверждении Концепции развития системы высшего образования в Республике Узбекистан до 2030 года» от 8 октября 2019 года.
Эти и другие нормативно-правовые документы способствовали модернизации системы образования, увеличению доступности обучения и созданию благоприятной среды для всех студентов, независимо от их социального положения и пола. Реформы, проведенные в этой области, открыли перед девушками новые возможности, помогли разрушить гендерные барьеры и способствовали усилению их роли в науке и образовании.
Одним из главных шагов стало расширение квот в университетах. Это решение позволило увеличить число студентов, получающих высшее образование, особенно среди девушек. Важно отметить, что многие девушки ранее не имели возможности продолжить обучение после школы из-за финансовых трудностей или социальных стереотипов. Расширение квот открыло новые перспективы для них, предоставив доступ к образованию на равных условиях с мужчинами. Более того, государство внедрило программы, направленные на повышение доступности высшего образования для всех слоев населения. Особое внимание уделяется студентам из отдалённых регионов, которые также могут воспользоваться увеличенными квотами для поступления в вузы.
Одним из наиболее значимых нововведений стало финансирование государством контрактного обучения для девушек, поступивших в магистратуру. Это решение существенно облегчило финансовую нагрузку на семьи и открыло возможность для продолжения образования на более высоком уровне. Теперь девушки могут получать магистерские степени без дополнительных затрат, что способствует их профессиональному росту и развитию карьеры. Бесплатное обучение в магистратуре также стимулирует интерес женщин к научным исследованиям. Многие студентки, продолжая обучение, стремятся развивать свои знания и вносить вклад в научное сообщество, что способствует общему прогрессу страны.
В последние годы наблюдается значительный рост числа женщин, вовлечённых в научные исследования и разработки. Государство активно поддерживает женщин-ученых через различные гранты, стипендии и программы поддержки. Это позволило женщинам занять значительное место в таких сферах, как медицина, информационные технологии, физика, биология и другие. Ранее наука считалась преимущественно мужской сферой, однако сегодня женщины уверенно демонстрируют свои способности в различных отраслях. В результате гендерные стереотипы постепенно разрушаются, и роль женщин в науке становится всё более значимой.
В заключении за годы независимости страна добилась огромного прогресса в сфере образования и науки. Увеличение квот, государственная поддержка девушек в магистратуре и активное участие женщин в научной деятельности – всё это подчеркивает стремление государства к созданию инклюзивного общества. Образование стало не только доступнее, но и справедливее, что открывает перед женщинами Узбекистана всё больше возможностей для самореализации и успеха.
Д.С. Усмонова,
старший преподаватель
кафедры английской филологии, PhD