Приоритет модернизации и интенсивное развитие сельского хозяйства отражены в Стратегии развития сельского хозяйства Республики Узбекистан на 2020-2030 годы, охватившей девять стратегических приоритетов, первым из которых стало обеспечение продовольственной безопасности населения. Последние годы стали периодом беспрецедентных комплексных реформ в аграрной отрасли, включающих внедрение в сферу рыночных механизмов, передовых технологий и осуществление перехода на кластерную систему производства.

С 2017 года объем сельскохозяйственного производства вырос свыше чем в 1,5 раза, а на душу населения - в 1,4. При этом продукция растениеводства увеличилась в 1,3 раза, животноводства - в 1,7. Более того, на основе совершенствования агротехнологических процессов и повышения качества семян обеспечен рост урожайности по основным видам продукции растениеводства.

Следует отметить, что за последние годы наполовину увеличилось количество многопрофильных фермерских хозяйств, которые наряду с производством продукции занимаются ее углуб­ленной переработкой и оказанием услуг населению. Все это позволяет создавать сотни тысяч рабочих мест, в том числе в отдаленных селах.

Эта тенденция отражает и широкое внедрение в сельском хозяйстве Узбекистана кластерного метода производства, обеспечивающего переработку сельскохозяйственного сырья и поставку на рынок уже готовой продукции. Площадь сельскохозяйственных земель, отведенных кластерам под те или иные виды культур, составляет в хлопково-текстильной отрасли около 70 процентов, животноводстве и плодоовощеводстве - примерно 16.

При этом эффективность такого подхода демонстрируется тем, что урожайность хлопка в кластерах была на 4,1 ц/га (или на 20-30 процентов) выше, чем на полях вне кластеров. Это демонстрирует несомненный успех кластерной системы, достигнутый в хлопководстве.

В последние годы приняты кардинальные меры для реализации экспортного потенциала сельскохозяйственной продукции. Например, образован АКБ «Узагроэкспортбанк», к числу основных задач которого относятся приоритетное финансирование инвестпроектов по развитию производства и экспорта агропромышленной продукции, а также комплексное кредитно-расчетное обслуживание организаций агропромышленной отрасли и ее инфраструктуры.

Другими стратегическими приоритетами в развитии сельского хозяйства Узбекистана стали снижение роли государства и повышение инвестиционной привлекательности сектора для частных инвесторов. В этом плане важное значение имел полный отказ от государственных закупок, кроме объемов, направленных на обеспечение стабильности цен на внутреннем рынке. Реализованы меры, нацеленные на создание продовольственных резервов и обеспечение макроэкономической стабильности, продовольственной безопасности страны.

Выделим и курс на ускорение темпов внедрения водосберегающих технологий в сельском хозяйстве Узбекистана при помощи субсидий. В рамках соответствующего постановления Президента от 11 декабря 2020 года обозначено внедрение экономичных систем орошения на основании технологии капельного орошения, в том числе на хлопковых полях.

И этот процесс находит свое логическое продолжение в рамках постановления главы государства «О мерах по дальнейшему совершенствованию внед­рения водосберегающих технологий в сельском хозяйстве» от 1 марта 2022-го. Так, определено, что в текущем году намечено внедрить водосберегающие технологии на площади 478 тысяч гектаров. В частности, на 230 тысячах га, включая 160 тысяч га площади выращивания хлопка-сырца, - внедрение систем капельного орошения; на 28 тысячах га - систем дождевального орошения; на 2 тысячах га сельскохозяйственных посевных - систем дискретного орошения; на 218 тысячах га - выравнивание посевных площадей с помощью лазерного оборудования.

Все это наглядно демонстрирует, что Узбекистан провел существенную модернизацию сферы сельского хозяйства. Так, если в 2017-м был один хлопково-текстильный кластер, то к началу этого года - свыше 70. Кластерная система обеспечивает здоровую конкуренцию внутри отрасли, позволяя всем предприятиям слаженно работать.

Таким образом, Узбекистан за последние годы добился значительного прогресса в производстве аграрной продукции, одна из главных причин которого - существенное увеличение эффективности и производства сельскохозяйственной продукции.

Как известно, международная коалиция Cotton Campaign ввела санкции на текстильную продукцию из Узбекистана более десяти лет назад по причине использования в республике детского труда при сборе хлопка. К их отмене привели основные выводы отчета Узбекского форума по правам человека, в котором отмечено отсутствие систематического принудительного труда в период сбора урожая хлопка 2021 года. Также Международная организация труда 1 марта текущего года заявила, что Узбекистану удалось исключить принудительный и детский труд из производственного цикла в хлопководстве в минувшем году. Теперь компании сами будут проводить оценку соблюдения трудовых прав и принимать решения в отношении закупок в нашей стране.

Узбекистан привлекателен в качестве поставщика текстильных изделий. Более того, предлагает открывать новые предприятия и создает возможность обеспечения полной прозрачности и отслеживаемости цепочки поставок. Если ранее Узбекистан продавал большую часть текстильной продукции с низкой наценкой, то теперь ситуация будет выправляться.

С одной стороны, снятие бойкота с хлопка нашей страны позволит ведущим мировым предприятиям текстильной промышленности выйти на рынок Узбеки­стана. С другой - это будет способствовать созданию в республике рабочих мест, внедрению международных стандартов в сфере сельского хозяйства, увеличению экспорта текстильной продукции и дальнейшему развитию международного сотрудничества в сфере. Теперь у Узбеки­стана есть возможность занять более высокие позиции в производственно-­сбытовой цепочке, задействовав новые мощности в текстильной и швейной отраслях.

Все это ставит перед аграрной сферой важность решения ряда задач. В частности, касающихся продолжения реализации мер по повышению эффективности использования бюджетных средств для финансирования сельского хозяйства, модернизации сферы по снижению расходов на электро­энергию, эксплуатацию и управление ирригационной системы и других.

Также следует улучшить агрологистику внутри страны и на таможенных границах, чтобы обеспечить доставку сельскохозяйственной продукции по всему миру. Требует внимательного анализа влияние на стоимость хлопка спроса на продукцию из Узбекистана в условиях прогнозируемого роста после отмены бойкота, в том числе в соотношении цен на внутреннем и внешнем рынках.

Важно сохранить высокий уровень мотивации у кластерных хозяйств и фермеров в рамках увеличения производительности труда. Необходимо и далее совершенствовать механизмы по инвестированию владельцев земель, которые предоставляются им в пользование местными властями. Это ускорит модернизацию и повышение конкурентоспособности сельского хозяйства.

В целом отметим, что снятие бойкота и проводимые в сфере реформы позволят решить целый ряд вопросов, отразятся на показателях экспорта текстильных и швейных предприятий в стране.

Актам Хаитов.
Заместитель Спикера Законодательной
палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан.