В Послании парламенту  24 января сего года глава государства подчеркнул необходимость принятия решительных мер по развитию банковской системы. А на днях провел совещание по вопросам реализации Стратегии реформирования банковской системы на 2020-2025 годы и ускорения процессов трансформации коммерческих банков, нацеленной на увеличение доли частного сектора в банковских активах с 15 до 60 процентов. Отмечалось, что для достижения поставленных целей предстоит решение ряда ключевых вопросов. Указано, что в первую очередь необходимо активизировать процесс трансформации банков.

Принятие Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах стало опорой для дальнейшего реформирования всех сфер, особенно экономики, являющейся прочной основой успешного функционирования государства. Изменения коснулись и банковской системы. За последние годы поэтапно внесены изменения в законы  «О Центральном банке Республики Узбекистан», «О банках и банковской деятельности», «О валютном регулировании» и «О платежах и платежных системах».

Сегодня в стране принимаются активные меры по дальнейшему совершенствованию денежно-кредитной политики, обеспечению стабильности национальной валюты, реформированию банковской системы и ее устойчивости, уровня капитализации и депозитной базы банков, укреплению их финансовой надежности, а также расширению кредитования перспективных инвестиционных проектов и субъектов малого бизнеса и частного предпринимательства в соответствии с передовым международным опытом.

Значимым событием для финансового рынка республики стало подписание Президентом Указа «О первоочередных мерах по либерализации валютной политики» 2 сентября 2017-го. Принятие документа обусловлено наличием ряда факторов, сдерживающих рост экспортного потенциала страны, улучшение деловой среды и инвестиционного климата, привлечение иностранных инвестиций.  В числе препятствующих барьеров - чрезмерное административное вмешательство в валютное регулирование, создание неравных условий ведения бизнеса, возникновение параллельного рынка иностранной валюты, обменного курса, ухудшение ценовой конкурентоспособности товаров и услуг  отечественных производителей на внешнем и внутреннем рынках. На искоренение обозначенных проблем направлен ряд действенных решений, подкрепленных прочной правовой базой.

Указом предусмотрено также формирование валютного рынка страны, функционирующего на рыночных механизмах. Во-первых, документом гарантируется свободная покупка и продажа иностранной валюты юридическими и физическими лицами в банках для совершения текущих международных операций, а курс национальной валюты по отношению к иностранной устанавливается с использованием рыночных механизмов. Во-вторых, отменена практика выдачи коммерческим банкам лицензии на проведение операций в иностранной валюте. Реализация этих и других мер служит прочной основой для укрепления позиций Узбекистана в международных рейтингах, оценивающих уровень либерализации экономики и легкости ведения бизнеса. Это незыблемое условие для входа страны в число государств с развитой экономикой.

Говоря о банковской реформе, необходимо упомянуть еще один важный документ - постановление Президента «О дополнительных мерах по повышению доступности банковских услуг» от 23 марта 2018-го, направленное на дальнейшее расширение перечня услуг, оказываемых банками, а также укрепление защиты прав потребителей банковских услуг. Предусмотрены рекомендации коммерческим банкам по увеличению сети филиалов банков и мини-банков, а также внедрение новых услуг и продуктов для клиентов на основе передового международного опыта. Также в соответствии с документом в структуре Центрального банка Республики Узбекистан образована Служба по защите прав потребителей банковских услуг, чья деятельность нацелена на повышение финансовой доступности и уровня финансовой грамотности населения и субъектов предпринимательства.

В Год развития науки, просвещения и цифровой экономики огромное значение придается процессу внедрения ИКТ во все сферы. Цифровизация становится наиболее актуальным направлением  развития и затронула уже почти все отрасли народного хозяйства. Сейчас активно осуществляются меры по углублению информационных технологий в банковском секторе. Таким образом в сфере активно развиваются и продвигаются инновационные продукты. Это касается внедрения бесконтактных и мобильных технологий при осуществлении безналичных платежей. Согласно документу, в стране также создан Нацио­нальный межбанковский процессинговый центр, обеспечивающий информационное и технологическое взаимодействие между банками.

В соответствии с постановлением главы государства от 21 декабря 2018 года «О мерах по обеспечению финансовой устойчивости, повышению эффективности деятельности и совершенствованию кредитной политики коммерческих банков» учреждена рабочая группа по изучению системных проблем в коммерческих банках с государственной долей и мониторингу за выполнением комплексных мер по оздоровлению их финансового состояния. В связи с этим коммерческим банкам следует осуществлять действия по обеспечению устойчивости финансового состояния, совершенствованию кредитной политики, а также системы управления и оценки кредитных рисков, расширению использования краткосрочных кредитов для обеспечения беспрерывности деятельности хозяйствующих субъектов, оптимизации структуры банков на основе трехлетней стратегии развития. Для обеспечения дальнейшей самостоятельности коммерческие банки с государственной долей наделили правом выпуска корпоративных облигаций, необеспеченные имуществом, а представителям министерств, ведомств и органов исполнительной власти на местах запретили вмешательство в их деятельность.

Основным событием в развитии сферы стало принятие Стратегии реформирования банковской системы Республики Узбекистан на 2020-2025 годы и «дорожной карты» по ее реализации. Документ основывается на выводах и рекомендациях Всемирного банка по результатам изучения текущего состояния банковской системы Узбекистана и нацелен на дальнейшее повышение ее эффективности, обеспечение финансовой стабильности, а также снижение государственной доли в банковском секторе, что существенно тормозит трансформацию.

ЦБ Республики Узбекистан совместно со Всемирным банком разработал соответствующий план, предусматривающий мероприятия, направленные на усовершенствование регулирующих норм и процессов надзора за банками. В целях оценки успешности проведенных реформ обозначены целевые показатели: повышение доли активов банков без государственной доли в общем объеме активов с текущих 15 до 60 процентов к концу 2025 года; повышение доли обязательств банков перед частным сектором в общем объеме обязательств с 28 до 70 процентов к концу 2025-го; привлечение не менее трех стратегических иностранных инвесторов, обладающих надлежащим опытом, знаниями и репутацией.

Реализация указанных мер в перспективе окажет содействие в создании эффективной, конкурентоспособной и независимой банковской системы, функционирующей на принципах рыночной экономики, обеспечит финансовую стабильность коммерческих банков, расширит спектр их услуг. Такая реформа непременно будет способствовать активному поступлению в Узбекистан зарубежных инвестиций и повышению привлекательности республики на внешних рынках капитала.

Илхом Худайберганов.
Преподаватель УМЭД.