В чем актуальность и важность данного документа? Каковы его основные цели и задачи? Эти и другие вопросы мы обсудили с министром по развитию информационных технологий и коммуникаций Шухратом САДИКОВЫМ.
- Прежде всего расскажите, пожалуйста, что такое цифровая экономика? И в чем ее актуальность для развития современного Узбекистана?
- Активное развитие цифровых технологий сегодня - главный тренд в мировой экономике. Все больше стран осознают важность этих изменений и уделяют особое внимание данным вопросам: принимают национальные стратегии цифрового развития, направленные на комплексную дигитализацию государственных, общественных, хозяйственных и финансовых процессов.
Цифровая экономика не просто совершенствует производственные отношения, но и создает новые бизнес-модели, новые рынки. К примеру, в чем инновационность компании Uber, ее главное отличие от конкурентов? Ведь и до нее многие фирмы, оказывающие услуги такси, широко внедряли ИКТ в свою работу, автоматизировали процессы. Но Uber предложила принципиально новую модель работы: воедино свела участников рынка - водителей и клиентов - на своей цифровой платформе, тем самым совершив настоящий прорыв в сфере пассажирских перевозок.
В нашей стране развитие цифровой экономики определено в качестве одного из приоритетов. Но любые реформы требуют в первую очередь наличия соответствующей нормативно-правовой базы, опираясь на которую можно осуществлять все необходимые мероприятия.
Фундамент для этих преобразований заложен с принятием постановления Президента «О мерах по широкому внедрению цифровой экономики и электронного правительства» в апреле этого года, определившего основной вектор развития ИКТ-сферы на ближайшую перспективу.
Логическим продолжением этих работ стал Указ лидера страны «Об утверждении Стратегии «Цифровой Узбекистан - 2030» и мерах по ее эффективной реализации», принятый 5 октяб-ря этого года. В масштабный программный документ включены «дорожные карты» по цифровой трансформации приоритетных экономических отраслей и регионов. Согласно Указу в 2020-2022 годах предусматривается внедрение более 400 информационных систем, электронных услуг и других программных продуктов в рамках социально-экономического развития регионов, а также свыше 280 информационных систем и программных продуктов по автоматизации процессов управления, производства и логистики на предприятиях реального сектора экономики.
- Чтобы развивать цифровую экономику, необходимо создать соответствующую инфраструктуру. Какие шаги предпринимаются в этом направлении?
- Разумеется, без создания современной телекоммуникационной инфраструктуры невозможно говорить о развитии цифровой экономики. В этом плане министерством осуществляется работа в двух основных направлениях.
Первое - подключение к высокоскоростному интернету социальных объектов. Так, к 2021 году им будут обеспечены все социальные объекты (дошкольные образовательные организации, общеобразовательные школы и медицинские учреждения).
Второе - модернизация и развитие современной телекоммуникационной инфраструктуры с целью повышения качества оказываемых услуг. На сегодня установлено 800 тысяч портов широкополосного доступа в интернет, тем самым их общее количество доведено до 2,8 миллиона единиц. Помимо этого, проложено 11 тысяч километров оптоволоконных линий связи, ведется работа по их расширению.
Помимо развития проводного широкополосного интернета, осуществляется масштабная работа по модернизации мобильной связи в республике. Только в этом году установлено 2933 станции мобильной связи. При этом более трех тысяч модернизированы на основе 3G/4G. Охват мобильной связью населения достиг 97 процентов, в том числе высокоскоростной связью - 84 процента.
В соответствии с Указом в рамках развития современной мобильной инфраструктуры по всей республике будут осуществляться поэтапная установка и запуск мобильных станций на основе 4G/5G-технологий в Ташкенте, Республике Каракалпакстан и регионах.
Это в свою очередь потребует еще больших ресурсов. Предприняты важные шаги, направленные на дальнейшее материально-техническое обеспечение телекоммуникационной инфраструктуры республики.
Так, в октябре совместно с партнерами из Республики Корея в свободной экономической зоне «Джизак» запущен современный завод СП ООО Global Optical Communication Uzbekistan по производству волоконно-оптических кабелей на основе корейской технологии с объемом до 50 тысяч километров в год. Это не только позволит в дальнейшем обеспечить потребности телекоммуникационной сферы в качественной продукции, которая раньше закупалась за валюту, но и осуществлять ее экспорт.
Второй важный шаг - создание современной цифровой инфраструктуры путем увеличения емкости и количества дата-центров, локализации оборудования и цифровых решений зарубежных компаний.
- Одна из важнейших задач цифровой экономики - оказание населению электронных государственных услуг. В чем их преимущество?
- Как мы отметили, цифровая экономика подразумевает не только сугубо экономические отношения, но и затрагивает иные, не менее важные, сферы общественной жизни. В связи с этим развитие системы «Электронное правительство» является актуальным направлением цифровых реформ. Граждане по-настоящему поймут всю важность и полезность цифровых технологий тогда, когда им будут оказываться качественные электронные госуслуги.
Сегодня узбекистанцы через Единый портал интерактивных государственных услуг (my.gov.uz) могут воспользоваться более чем 200 видами госуслуг в удобной интерактивной форме. С целью обеспечения открытости деятельности государственных органов создан Портал открытых данных (data.gov.uz). Большим подспорьем для оптимизации деятельности государственных органов стала Единая электронная система разработки и согласования проектов нормативно-правовых актов (project.gov.uz). Для содействия предпринимателям и инвесторам и с целью формирования конкурентной и прозрачной среды на рынке запущена Виртуальная приемная Премьер-министра Республики Узбекистан по рассмотрению обращений предпринимателей (business.gov.uz).
В 2020-2022 годах также будет продолжена последовательная работа по совершенствованию системы электронного правительства, внедрению современных и удобных для населения электронных госуслуг.
Так, с 1 января 2021 года каждому гражданину будет выдаваться идентификационная ID-карта и открываться персональный кабинет. Виртуализация данных позволит не только в разы сэкономить время и средства граждан, но и ускорить работу государственных органов.
Другая важная услуга, которая создаст еще больше удобств для граждан, - предоставление возможности физическим и юридическим лицам осуществлять оплату всех установленных государственных пошлин, сборов, штрафов и иных обязательных платежей с использованием электронных платежных систем в режиме онлайн. Внедрение данного сервиса запланировано с августа 2021 года.
Важная отрасль, где цифровые технологии могут качественным образом реформировать всю систему, - жилищно-коммунальное хозяйство. В соответствии с Указом предусматривается внедрение смарт-технологий и системы «умный дом» в ЖКХ, что позволит оптимизировать расходы в этой сфере и сберечь ресурсы.
Серьезные перемены назрели и в сфере транспорта. Согласно Указу к 2022 году планируется внедрить автоматизированную систему оплаты в общественном транспорте и довести долю безналичных услуг до 90 процентов, создать единую платформу по приобретению билетов на любой транспорт.
Вся проводимая работа в рамках системы электронного правительства направлена на решение важной задачи - создать прозрачную и эффективную систему работы государственных органов и обеспечить граждан удобными и своевременными электронными госуслугами.
- А какие возможности цифровые технологии создают для бизнеса?
- Цифровые технологии позволяют дистанционно и оперативно передавать большие данные, что дает колоссальные экономические преимущества предприятиям, которые их внедряют и применяют. Во-первых, это существенно снижает их экономические издержки, связанные с передачей данных, офисными расходами. Во-вторых, товары и услуги становятся более доступными для потребителей, проживающих не только в столице, но и в отдаленных районах страны. В-третьих, это открывает широкие возможности отечественным компаниям для выхода на международный рынок товаров и капитала.
Если говорить о сферах, которые наиболее востребованы среди населения, то это в первую очередь B2B- и B2C-сегменты: службы такси, электронные торговые площадки, платежные системы, общепит, розничная торговля, доставка и так далее. Весьма широкие возможности открываются для осуществления операций, связанных с хранением и учетом данных, управлением ими: облачная бухгалтерия, статистический анализ, стриминговые сервисы и многое другое.
Одновременно с этим цифровые технологии становятся все более актуальными и для крупного бизнеса, поскольку их внедрение позволит получить максимальную отдачу, качественным образом перестроить производственно-управленческие процессы. Малому и среднему бизнесу легче переформатировать свою деятельность, поскольку внедрение цифровых технологий требует колоссальных затрат, связанных с модернизацией материально-технической и технологической базы. В этом плане даже гораздо легче с нуля возводить современные предприятия, отвечающие новым требованиям, где уже предусмотрено дистанционное, компьютеризированное управление всеми процессами, в том числе с помощью IoT-технологий.
С учетом этих факторов цифровизация крупных предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики Узбекистана, невозможна без активного участия государства. Исходя из этого к 2025 году запланировано довести долю хозяйственных субъектов, внедривших систему ERP (система планирования ресурсов предприятия), до 90 процентов, а также автоматизировать процессы производства и управления на промышленных предприятиях на основе систем ERP, MES, SCADA и других.
- На волне развития цифровой экономики часто упускается из виду, что такие изменения носят глобальный характер и прямо влияют на рынок труда. Не зря сегодня широкое распространение получил термин «уберизация» - когда инновационные цифровые технологии приводят к значительному сокращению рабочих мест…
- Следует отметить, что это нормальный эволюционный процесс экономического развития человеческого общества. Любое совершенствование технологий производства неизбежно приводит к сокращению рабочих мест. Но тут необходимо сделать одно очень важное уточнение: в основном в группе риска работники физического труда. А спрос на работников интеллектуального труда, напротив, возрастает.
И здесь очень важно своевременно улавливать эти тенденции и вовремя вносить коррективы. Сегодня государством уделяется большое внимание подготовке IT-кадров, которые в дальнейшем смогут быть не только конкурентоспособными на международном рынке, но и открывать собственные предприятия, создавать рабочие места.
В соответствии с Указом в 2020-2022 годах предусматривается организовать обучение основам компьютерного программирования 587 тысяч человек, в том числе путем привлечения 500 тысяч юношей и девушек в рамках мегапроекта «Один миллион программистов».
Масштабная работа ведется по широкому привлечению населения к обучению цифровым технологиям, подготовке молодых IT-кадров. В связи с этим Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций проводится активная деятельность в рамках третьей из пяти важных инициатив, выдвинутых Президентом Республики Узбекистан, - создание усло-вий для широкого и эффективного использования компью-терных технологий и интерне-та населением и молодежью.
Так, на сегодня по всей стране уже действуют 52 учебных центра цифровых технологий. К концу этого года их число намечается довести до 102, а в ближайшей перспективе такие учреждения запланировано открыть в каждом городе и районе республики. Что примечательно, значимую роль в этих процессах будут играть также вузы, производственные предприятия, научные и инновационные центры.
Не менее важным направлением также является подготовка квалифицированных кадров в государственном управлении. В связи с этим в 2020-2022 годах намечается повысить цифровую грамотность и квалификацию сотрудников хокимиятов, государственных органов и организаций в регионах, обучить их основам информационных технологий и информационной безопасности, повысить квалификацию 12 тысяч сотрудников в сфере ИКТ.
Продолжится работа в области дальнейшего совершенствования системы специализированного обучения и подготовки IT-кадров. Следует отметить, что за последние два года в республике уже создана соответствующая инфраструктура, включающая комплексную и поэтапную подготовку IT-специалистов в рамках школьного, среднего специального и высшего образования.
Так, первый отбор и подготовка IT-кадров осуществляются Специализированной школой по углубленному изучению предметов направления информационно-коммуникационных технологий имени Мухаммада ал-Хоразмий. В свою очередь среднее специальное ИКТ-образование дается в специализированных колледжах и лицеях. А подготовку IT-специалистов высшего звена уже осуществляют три вуза: университеты Инха и Амити в Ташкенте, а также Ташкентский университет информационных технологий имени Мухаммада ал-Хоразмий со своими филиалами в Карши, Нукусе, Самарканде, Фергане, Ургенче.
Согласно Указу в числе стратегических задач в данном направлении - создание до конца 2023 года во всех районах и городах на базе действующих образовательных учреждений специализированных школ с углубленным изучением информатики и информационных технологий. Помимо этого, в каждом регионе страны откроются техникумы по подготовке кадров в сфере ИКТ. Число специализированных IТ-вузов пополнится еще одним - в столичной области будет создан филиал ТУИТ.
Развитие цифровой экономики неразрывно связано с развитием экономических знаний, поскольку в ее основе лежит производство не материальной продукции, а инструментов, позволяющих эффективно управлять этими процессами. Владение цифровыми технологиями сегодня становится обязательным критерием для успешного профессионального роста.
Цифровая экономика - один из локомотивов социально-экономического развития любого государства. Она позволяет достичь стабильных показателей роста ВВП и создания рабочих мест. Причем это подразумевает под собой цифровую трансформацию не только бизнеса, но и всего общества в целом.
Принятый Указ является программным документом, генеральной «дорожной картой», охватившим приоритетные направления комплексного социально-экономического развития республики. Это в свою очередь позволит осуществлять последовательную и скоординированную работу в рамках реализации столь важной задачи - перехода Узбекистана на полное цифровое обеспечение государственных, хозяйственных и общественных процессов, повышение конкурентоспособности отечественных предприятий на международной арене.