В чем актуальность и важность данного документа? Каковы его основные цели и задачи? Эти и другие вопросы мы обсудили с министром по развитию информационных технологий и коммуникаций Шухратом САДИКОВЫМ.

 

- Прежде всего расскажите, пожалуйста, что такое цифровая экономика? И в чем ее актуальность для развития современного Узбекистана?

- Активное развитие цифровых технологий сегодня - главный тренд в мировой экономике. Все больше стран осознают важность этих изменений и уделяют особое внимание данным вопросам: принимают национальные стратегии цифрового развития, направленные на комплексную дигитализацию государственных, общественных, хозяйственных и финансовых процессов.

Цифровая экономика не просто совершенствует производственные отношения, но и создает новые бизнес-модели, новые рынки. К примеру, в чем инновационность компании Uber, ее главное отличие от конкурентов? Ведь и до нее многие фирмы, оказывающие услуги такси, широко внедряли ИКТ в свою работу, автоматизировали процессы. Но Uber предложила принципиально новую модель работы: воедино свела участников рынка - водителей и клиентов - на своей цифровой платформе, тем самым совершив настоящий прорыв в сфере пассажирских перевозок.

В нашей стране развитие цифровой экономики определено в качестве одного из приоритетов. Но любые реформы требуют в первую очередь наличия соответствующей нормативно-правовой базы, опираясь на которую можно осуществлять все необходимые мероприятия.

Фундамент для этих преобразований заложен с принятием постановления Президента «О мерах по широкому внедрению цифровой экономики и электронного правительства» в апреле этого года, определившего основной вектор развития ИКТ-сферы на ближайшую перспективу.

Логическим продолжением этих работ стал Указ лидера страны «Об утверждении Стратегии «Цифровой Узбекистан - 2030» и мерах по ее эффективной реализации», принятый 5 октяб-ря этого года. В масштабный программный документ включены «дорожные карты» по цифровой трансформации приоритетных экономических отраслей и регионов. Согласно Указу в 2020-2022 годах предусматривается внедрение более 400 информационных систем, электронных услуг и других программных продуктов в рамках социально-экономичес­кого развития регионов, а также свыше 280 информационных систем и программных продуктов по автоматизации процессов управления, производства и логистики на предприятиях реального сектора экономики.

 

- Чтобы развивать цифровую экономику, необходимо создать соответствующую инфраструктуру. Какие шаги предпринимаются в этом направлении?

- Разумеется, без создания современной телекоммуникационной инфраструктуры невозможно говорить о развитии цифровой экономики. В этом плане министерством осуществляется работа в двух основных направлениях.

Первое - подключение к высокоскоростному интернету социальных объектов. Так, к 2021 году им будут обеспечены все социальные объекты (дошкольные образовательные организации, общеобразовательные школы и медицинские учреждения).

Второе - модернизация и развитие современной телекоммуникационной инфраструктуры с целью повышения качества оказываемых услуг. На сегодня установлено 800 тысяч портов широкополосного доступа в интернет, тем самым их общее количество доведено до 2,8 миллиона единиц. Помимо этого, проложено 11 тысяч километров оптоволоконных линий связи, ведется работа по их расши­рению.

Помимо развития проводного широкополосного интернета, осуществляется масштабная работа по модернизации мобильной связи в республике. Только в этом году установлено 2933 станции мобильной связи. При этом более трех тысяч модернизированы на основе 3G/4G. Охват мобильной связью населения достиг 97 процентов, в том числе высокоскоростной связью - 84 процента.

В соответствии с Указом в рамках развития современной мобильной инфраструктуры по всей республике будут осуще­ст­вляться поэтапная установка и запуск мобильных станций на основе 4G/5G-технологий в Ташкенте, Республике Каракалпакстан и регионах.

Это в свою очередь потребует еще больших ресурсов. Предприняты важные шаги, направленные на дальнейшее материально-техническое обеспечение телекоммуникационной инфраструктуры республики.

Так, в октябре совместно с партнерами из Республики Корея в свободной экономической зоне «Джизак» запущен современный завод СП ООО Global Optical Communication Uzbekistan по производству волоконно-оптических кабелей на основе корейской технологии с объемом до 50 тысяч километров в год. Это не только позволит в дальнейшем обеспечить потребности телекоммуникационной сферы в качественной продукции, которая раньше закупалась за валюту, но и осуществлять ее экспорт.

Второй важный шаг - создание современной цифровой инфраструктуры путем увеличения емкости и количества дата-цент­ров, локализации оборудования и цифровых решений зарубежных компаний.

 

- Одна из важнейших задач цифровой экономики - оказание населению электронных государственных услуг. В чем их преимущество?

- Как мы отметили, цифровая экономика подразумевает не только сугубо экономические отношения, но и затрагивает иные, не менее важные, сферы общественной жизни. В связи с этим развитие системы «Элект­ронное правительство» является актуальным направлением цифровых реформ. Граждане по-настоящему поймут всю важность и полезность цифровых технологий тогда, когда им будут оказываться качественные элект­ронные госуслуги.

Сегодня узбекистанцы через Единый портал интерактивных государственных услуг (my.gov.uz) могут воспользоваться более чем 200 видами госуслуг в удобной интерактивной форме. С целью обеспечения открытости деятельности государственных органов создан Портал открытых данных (data.gov.uz). Большим подспорьем для оптимизации деятельности государственных органов стала Единая электронная система разработки и согласования проектов нормативно-­правовых актов (project.gov.uz). Для содействия предпринимателям и инвесторам и с целью формирования конкурентной и прозрачной среды на рынке запущена Виртуальная приемная Премьер-министра Республики Узбекистан по рассмотрению обращений предпринимателей (business.gov.uz).

В 2020-2022 годах также будет продолжена последовательная работа по совершенствованию системы элект­ронного правительства, внедрению современных и удобных для населения электронных госуслуг.

Так, с 1 января 2021 года каждому гражданину будет выдаваться идентификационная ID-карта и открываться персональный кабинет. Виртуализация данных позволит не только в разы сэкономить время и средства граждан, но и ускорить работу государственных органов.

Другая важная услуга, которая создаст еще больше удобств для граждан, - предоставление возможности физическим и юридическим лицам осуществлять оплату всех установленных государственных пошлин, сборов, штрафов и иных обязательных платежей с использованием электронных платежных систем в режиме онлайн. Внедрение данного сервиса запланировано с августа 2021 года.

Важная отрасль, где цифровые технологии могут качественным образом реформировать всю систему, - жилищно-­коммунальное хозяйство. В соответствии с Указом предусматривается внедрение смарт-технологий и системы «умный дом» в ЖКХ, что позволит оптимизировать расходы в этой сфере и сберечь ресурсы.

Серьезные перемены назрели и в сфере транспорта. Согласно Указу к 2022 году планируется внедрить автоматизированную систему оплаты в общественном транспорте и довести долю безналичных услуг до 90 процентов, создать единую платформу по приобретению билетов на любой транспорт.

Вся проводимая работа в рамках системы электронного правительства направлена на решение важной задачи - создать прозрачную и эффективную систему работы государственных органов и обеспечить граждан удобными и своевременными элект­ронными госуслугами.

 

- А какие возможности цифровые технологии создают для бизнеса?

- Цифровые технологии позволяют дистанционно и оперативно передавать большие данные, что дает колоссальные экономические преимущества предприятиям, которые их внедряют и применяют. Во-первых, это существенно снижает их экономические издержки, связанные с передачей данных, офисными расходами. Во-вторых, товары и услуги становятся более доступными для потребителей, проживающих не только в столице, но и в отдаленных районах страны. В-третьих, это открывает широкие возможности отечественным компаниям для выхода на международный рынок товаров и капитала.

Если говорить о сферах, которые наиболее востребованы среди населения, то это в первую очередь B2B- и B2C-сегменты: службы такси, элект­ронные торговые площадки, платежные системы, общепит, розничная торговля, доставка и так далее. Весьма широкие возможности открываются для осуществления операций, связанных с хранением и учетом данных, управлением ими: облачная бухгалтерия, статистичес­кий анализ, стриминговые сервисы и многое другое.

Одновременно с этим цифровые технологии становятся все более актуальными и для крупного бизнеса, поскольку их внедрение позволит получить максимальную отдачу, качественным образом перестроить производственно-управленческие процессы. Малому и среднему бизнесу легче переформатировать свою деятельность, поскольку внедрение цифровых технологий требует колоссальных затрат, связанных с модернизацией материально-технической и технологической базы. В этом плане даже гораздо легче с нуля возводить современные предприятия, отвечающие новым требованиям, где уже предусмотрено дистанционное, компьютеризированное управление всеми процессами, в том числе с помощью IoT-технологий.

С учетом этих факторов цифровизация крупных предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики Узбекистана, невозможна без активного участия государства. Исходя из этого к 2025 году запланировано довести долю хозяйственных субъектов, внедривших систему ERP (система планирования ресурсов предприятия), до 90 процентов, а также автоматизировать процессы производства и управления на промышленных предприятиях на основе систем ERP, MES, SCADA и других.

 

- На волне развития цифровой экономики часто упускается из виду, что такие изменения носят глобальный характер и прямо влияют на рынок труда. Не зря сегодня широкое распространение получил термин «уберизация» - когда инновационные цифровые технологии приводят к значительному сокращению рабочих мест…

- Следует отметить, что это нормальный эволюционный процесс экономического развития человеческого общества. Любое совершенствование технологий производства неизбежно приводит к сокращению рабочих мест. Но тут необходимо сделать одно очень важное уточнение: в основном в группе риска работники физического труда. А спрос на работников интеллектуального труда, напротив, возрастает.

И здесь очень важно своевременно улавливать эти тенденции и вовремя вносить коррективы. Сегодня государством уделяется большое внимание подготовке IT-кадров, которые в дальнейшем смогут быть не только конкурентоспособными на международном рынке, но и открывать собственные предприятия, создавать рабочие места.

В соответствии с Указом в 2020-2022 годах предусматривается организовать обучение основам компьютерного программирования 587 тысяч человек, в том числе путем привлечения 500 тысяч юношей и девушек в рамках мегапроекта «Один миллион программистов».

Масштабная работа ведется по широкому привлечению населения к обучению цифровым технологиям, подготовке молодых IT-кадров. В связи с этим Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций проводится активная деятельность в рамках третьей из пяти важных инициатив, выдвинутых Президентом Республики Узбекистан, - создание усло-вий для широкого и эффективного использования компью-терных технологий и интерне-та населением и молодежью.

Так, на сегодня по всей стране уже действуют 52 учебных центра цифровых технологий. К концу этого года их число намечается довести до 102, а в ближайшей перспективе такие учреждения запланировано открыть в каждом городе и районе республики. Что примечательно, значимую роль в этих процессах будут играть также вузы, производственные предприятия, научные и инновационные центры.

Не менее важным направлением также является подготовка квалифицированных кадров в государственном управлении. В связи с этим в 2020-2022 годах намечается повысить цифровую грамотность и квалификацию сотрудников хокимиятов, государственных органов и организаций в регионах, обучить их основам информационных технологий и информационной безопасности, повысить квалификацию 12 тысяч сотрудников в сфере ИКТ.

Продолжится работа в области дальнейшего совершенствования системы специализированного обучения и подготовки IT-кадров. Следует отметить, что за последние два года в республике уже создана соответствующая инфраструктура, включающая комплексную и поэтапную подготовку IT-специалистов в рамках школьного, среднего специального и высшего образования.

Так, первый отбор и подготовка IT-кадров осуществляются Специализированной школой по углубленному изучению предметов направления информационно-­коммуникационных технологий имени Мухаммада ал-Хоразмий. В свою очередь среднее специальное ИКТ-образование дается в специализированных колледжах и лицеях. А подготовку IT-специалистов высшего звена уже осуществляют три вуза: университеты Инха и Амити в Ташкенте, а также Ташкентский университет информационных технологий имени Мухаммада ал-Хоразмий со своими филиалами в Карши, Нукусе, Самарканде, Фергане, Ургенче.

Согласно Указу в числе стратегических задач в данном направлении - создание до конца 2023 года во всех районах и городах на базе действующих образовательных учреждений специализированных школ с углубленным изучением информатики и информационных технологий. Помимо этого, в каждом регионе страны откроются техникумы по подготовке кадров в сфере ИКТ. Число специализированных -вузов пополнится еще одним - в столичной области будет создан филиал ТУИТ.

Развитие цифровой экономики неразрывно связано с развитием экономических знаний, поскольку в ее основе лежит производство не материальной продукции, а инструментов, позволяющих эффективно управлять этими процессами. Владение цифровыми технологиями сегодня становится обязательным критерием для успешного профессионального роста.

Цифровая экономика - один из локомотивов социально-экономичес­кого развития любого государства. Она позволяет достичь стабильных показателей роста ВВП и создания рабочих мест. Причем это подразумевает под собой цифровую трансформацию не только бизнеса, но и всего общества в целом.

Принятый Указ является программным документом, генеральной «дорожной картой», охватившим приоритетные направления комплексного социально-экономического развития республики. Это в свою очередь позволит осуществлять последовательную и скоординированную работу в рамках реализации столь важной задачи - перехода Узбекистана на полное цифровое обеспечение государственных, хозяйственных и общественных процессов, повышение конкурентоспособности отечественных предприятий на международной арене.