Земля - уникальный фактор производства. Она количественно ограничена, что приводит к повышению спроса на нее, и неоднородна по своему плодородию и качеству, ее невозможно искусственно воспроизвести.

Вопрос рационального использования земельных ресурсов в период устойчивого развития, перехода к цифровой экономике, широкого привлечения иностранных инвестиций обретает особую актуальность. Решение этого вопроса базируется прежде всего на информации о состоянии земельных ресурсов, которая содержится в Государственном земельном кадастре.

Следует отметить, что это единственный кадастр природных ресурсов, правовое регулирование которого осуществляется на уровне закона. Но, несмотря на это, в сфере ведения земельного кадастра наблюдались остаточные явления, что не могло не отразиться и на состоянии экономики в целом.

В связи с этим принятие Указа Президента Республики Узбекистан «О мерах по кардинальному совершенствованию системы ведения учета земли и государственных кадастров» от 7 сентября 2020 года является коренным переломом в сфере дальнейшего совершенствования всего кадастрового законодательства.

Прежде всего хотелось бы остановиться на некоторых глобальных изменениях кадастровой системы, предусмотренных настоящим Указом.

Во-первых, передача ведения государственных земельного кадастра, кадастра зданий и сооружений, картографо-геодезического кадастра, кадастра территорий налоговому органу и возложение на него государственной регистрации прав на недвижимость имеет большое практическое значение. Оно проявляется в том, что сумма земельного налога напрямую зависит от количества зарегистрированных землепользователей, землевладельцев и собственников. Раньше эти кадастры велись органами Государственного комитета Республики Узбекистан по земельным ресурсам, геодезии, картографии и государственному кадастру (Узгеодезкадастр) по единой для всей республики системе. В связи с этим дальнейшее ведение государственного земельного, а также государственного кадастра зданий и сооружений на основе данных, собранных путем госрегистрации прав на недвижимость, будет способствовать формированию реальной информации о количественных и качественных показателях земельных ресурсов и их владельцах.

Во-вторых, учитывая, что основной задачей любой базы данных, в том числе и государственного земельного кадастра, является предоставление достоверной информации о количественных и качественных показателях земельных ресурсов и их землепользователях, землевладельцах и собственниках, то запуск онлайн-геопортала с внесением всех сельскохозяйственных карт страны и его интеграция с Национальной геоинформационной системой является важным шагом при осуществлении конституционного права граждан на получение информации, т.к. она сможет объединить в себе все информационные ресурсы относительно кадастров Республики Узбекистан.

В настоящее время предоставление кадастровой информации ее потребителям осуществляется как посредством обращения (для физических и юридических лиц), так и через веб-сайты и печатные издания.

В-третьих, предусмотренная мера по тотальной государственной регистрации в Национальной геоинформационной системе решений, протоколов аукционов и тендеров о выделении земельных участков, а также других документов, служащих основанием для возникновения, изменения и прекращения прав на земельные участки, направлена на полный охват всех землепользователей, землевладельцев и собственников и обеспечение стабильного поступления налогов в бюджет.

В-четвертых, предоставление соответствующих данных государственных кадастров в Нацио­нальную геоинформационную систему напрямую посредством телекоммуникационных сетей позволит получать потребителям обновленную кадастровую информацию вне временных рамок. Для сравнения: по ныне действующему порядку органы, уполномоченные вести государственные кадастры, должны были предоставлять сведения в Центр геодезии и картографии Узгеодезкадастра в строго установленные сроки. В частности, по государственным земельному кадастру, кадастру зданий и сооружений, картографо-геодезического кадастру - ежеквартально, до 3-го числа следующего месяца. Установление временных рамок в предоставлении кадастровой информации и ее обновления в свою очередь приводит к потере актуальности данных сведений.

В-пятых, ведение книги районного (земельного) кадастра исключительно в Национальной геоинформационной системе позволит избежать коррупционных схем при выделении земельных участков и служит важным стимулом для своевременной регистрации права на земельный участок.

Для сравнения: в настоящее время земельно-­кадастровые книги ведутся районными (городскими) территориальными подразделениями органов Госкомгеодезкадастра, в которых в порядке основного учета принимаются данные предыдущего года. Эти книги ведутся в электронном виде с применением специально разработанного программного продукта. Для использования сведений земельно-кадастровой книги приходится их распечатывать, оформлять соответствующими подписями и подшивать в специальные дела.

Вместе с тем необходимо урегулировать некоторые, на наш взгляд, важнейшие вопросы ведения государственного земельного кадастра. В частности, вопрос финансирования его ведения. В Земельном кодексе установлена императивная норма, которая гласит, что ведение государственного земельного кадастра осуществляется за счет Госбюджета, тогда как другие государственные кадастры ведутся и за счет иных, не запрещенных законом источников. Это положение противоречит статье 12 Закона Республики Узбекистан «О государственных кадастрах».

В Указе предусматривается привлечение предпринимателей к выполнению деятельности, связанной с ведением государственного земельного кадастра, но вместе с тем механизм ГЧП в сфере еще не нашел своего правового регулирования. Также следует решить вопрос порядка предоставления земельно-кадастровой информации заинтересованным государственным органам, физическим и юридическим лицам.

Полагаем, эти и другие вопросы дальнейшего совершенствования ведения государственного земельного кадастра найдут свое решение в готовящемся проекте постановления Президента «О мерах по организации деятельности Агентства по кадастру при Налоговом комитете Республики Узбекистан».

Робия Тошбоева.
И.о. доцента ТГЮУ, кандидат юридических наук.