Реклама для города или город для рекламы: в поисках разумного компромисса

    Говорят, реклама - двигатель прогресса. С этим утверждением трудно не согласиться. В век информационных технологий количество рекламы резко возросло. Она сопровождает нас повсюду: на улицах городов, радио и телевидении, в социальных сетях и не только. При этом, если нажатием кнопки мы можем отключить телевизор, компьютер или смартфон, с внешней рекламой в населенных пунктах так не получится.

    Известно, что во многом наружная городская реклама является индикатором социально-экономического прогресса. Чем больше товаров и услуг рекламируется, тем насыщеннее рынок и рост торговли, тем шире выбор у потребителей. Внешняя реклама, включающая в себя десятки форматов, - одно из самых эффективных средств воздействия на людей, поэтому пользуется неизменным успехом у маркетологов, рекламных агентств и производителей. Однако конкурентоспособность этого вида маркетинга нередко оборачивается своей противоположностью: большое количество конструкций, плакатов и банеров на улицах может нарушать своеобразный дресс-код города, архитектурный и ландшафтный дизайн, мешать водителям и жителям многоэтажек яркими огнями лед-экранов. Кроме того, установка внешней рекламы может вестись с нарушениями норм, в неположенных местах. О том, как совместить развитие этого рынка с правами потребителей, соблюсти нормы законодательства и вместе с тем стимулировать торговлю и услуги, мы побеседовали с директором Агентства по защите прав потребителей при Антимонопольном комитете Республики Узбекистан Элмуратом ХАИТМЕТОВЫМ.

    - Элмурат Сидикматович, расскажите о цели создания агентства и его роли в регулировании рынка рекламы.

    - Указом Президента «О мерах по коренному совершенствованию правовой и институциональной системы защиты прав потребителей» от 11 сентября 2019 года образовано Агентство по защите прав потребителей при Антимонопольном комитете Республики Узбекистан. Мы уполномоченный государственный орган по осуществлению единой политики и координации деятельности государственных ведомств и организаций в сфере защиты прав потребителей и регулирования рекламного рынка. В структуре агентства - центральный аппарат и территориальные управления в каждой области республики.

    В числе наших задач - обеспечение доступа потребителей к достоверной и полной информации о товарах (работах, услугах), их производителях, исполнителях и продавцах, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий; разработка и реализация программ, направленных на просвещение и повышение потребительской грамотности населения; оказание содействия потребителям в защите их прав и интересов. Ведем анализ причин таких нарушений, вырабатываем предложения по их устранению и предупреждению. Осуществляем контрольные закупки товаров в точках розничной торговли и оказания услуг, организуем их экспертизу (тестирование) на предмет соответствия законодательству о защите прав потребителей.

    За годы работы специалисты агентства защитили права более 15 миллионов потребителей. В 2021-м отстояли права порядка восьми миллионов. С января нынешнего года по сегодняшний день поступило свыше семи тысяч обращений от граждан. При этом важно понимать, что за жалобой одного потребителя в агентство или постами в социальных сетях, которые мы также мониторим, как правило, могут стоять нарушения прав десятков граждан. Например, выключение газа в многоквартирном доме или жилом массиве, необоснованно повышенные цены на некоторые товары касаются многих.

    Мы это называем неопределенное количество потребителей. Работаем комплексно: даже если нет жалоб, изучаем выполнение нормативных документов той или иной организацией. К примеру, соответствует ли медицинское оборудование стандарту и получит ли пациент на нем качественные услуги. Таким образом мониторим сферы образования, финансов, коммунальных услуг и не только. Ведь каждый потребитель должен получить качественный товар (услугу). Поэтому наши данные в миллионных цифрах отражают именно такие результаты, когда по одной жалобе или комплексным проверкам защищаются права целого круга граждан.

    - Реклама - та сфера деятельности, в которой совмещаются, конкурируют, дополняют друг друга интересы разной аудитории. При этом сами участники рынка требуют соблюдения принципов и норм законодательства. Ведь, когда все играют по единым правилам, конкуренция действительно становится драйвером прогресса. Однако некоторые нормативные акты, регламентирующие данную сферу и принятые много лет назад, уже не соответствуют современным реалиям. Как Агентство по защите прав потребителей работает в этом направлении?

    - Прежде всего подчеркну, реклама необходима: это не только двигатель прогресса или торговли. Реализация товаров или услуг - не просто удовлетворение запроса рынка. Это доход предпринимателя, и соответственно налоговые поступления в Государственный бюджет, проведение реформ в экономике, образовании, медицине, выполнение социальных обязательств и другое. Наблюдаем выгоду и для потребителя, и для государства. Например, реклама энергосберегающих ламп и их приобретение помогли многим сэкономить семейный бюджет и сберечь энергоресурсы компаний - производителей электро­энергии. Не было бы рекламы, мы не узнали бы о подобных новинках современных технологий. С другой стороны, потребители жалуются: рекламы очень много. И всегда ли она выполняет функцию быть точной, правомерной, достоверной?

    При осуществлении деятельности мы руководствуемся законами Республики Узбекистан «О защите прав потребителей» (1996 год), «О рекламе» (1998 год). С тех пор прошло много лет, наша страна изменилась: осуществлены кардинальные преобразования во всех сферах. Сегодня мы строим Новый Узбекистан. В связи с этим 18 января 2022-го Президент подписал Закон «О внесении дополнений и изменений в Закон Республики Узбекистан «О защите прав потребителей», где ряд статей дополнен или они изложены в новой редакции исходя из современных реалий. А в Закон «О рекламе» к сегодняшнему дню внесено более 15 дополнений и изменений.

    Однако на современном этапе необходим кардинально новый подход. Поэтому Агентством по защите прав потребителей разработана новая редакция данного закона. Мне трудно припомнить такой законодательный акт, который бы вызвал столько споров и обсуждений. В Сенате Олий Мажлиса было организовано более 30 встреч с привлечением всех заинтересованных сторон: Антимонопольного комитета, участников рынка (владельцев, изготовителей, распространителей рекламной продукции), представителей хокимиятов, специалистов строительных организаций, благоустройства и архитектуры, Государственного комитета Респуб­лики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды, СЭС, медицинских учреждений, СМИ и других организаций.

    - Наиболее частые вопросы жителей касаются внешней рекламы на улицах. Ее невозможно избежать или выключить. Таких конструкций много в каждом городе страны. Расскажите о регулировании данного сегмента рынка.

    - По республике насчитывается примерно 13-14 тысяч объектов конструкций внешней рекламы. Около 80 процентов приходится на Ташкент. До 2018 года сферу внешней рекламы регулировали хокимияты областей и городов. Соблюдаются ли расстояние между конструкциями, соответствие архитектурному облику городов и не только. Наблюдался некоторый разнобой, так как в столице были одни правила, в регионах - другие.

    Постановлением Кабинета Министров «О регулировании рынка наружной рекламы» от 20 февраля 2020-го порядок был отрегулирован и приведен к общим нормам в пользу предпринимателей - начиная от определения места для рекламы на земельных участках, зданиях и сооружениях, являющихся государственной собственностью, и заканчивая реализацией рекламного участка через e-ijro auksion. При этом паспорта рекламных мест на объекты (конструкции) наружной рекламы выдаются через центры государственных услуг. В качестве рабочего органа столичного хокимията по деятельности, осуществляемой в сфере рекламы, определено Архитектурно-планировочное бюро при Главном управлении строительства города Ташкента.

    Постановлением также предусмотрены проведение мониторинга объектов, выявление случаев их незаконного размещения, мешающих безопасности дорожного движения и не только. Примечательно, что размещение рекламных конструкций на фасадах жилых зданий, вдоль центральных улиц разрешается только в случае согласия жильцов (сбор более 50 процентов подписей, проведение общего собрания). При этом рекламодатель переводит средства в ТЧСЖ (управляющую компанию), которые используются для благоустройства прилегающей территории.

    - Расскажите о деятельности вашего агентства и его роли в обес­печении порядка на рынке внешней рекламы.

    - Производитель продукции или услуг заказывает рекламному агентству (владельцу рекламного места) некий дизайн и контент. В цепочке рекламодатель - изготовитель - распространитель все это действует достаточно эффективно. Как отмечал выше, сформированы и действуют рабочие группы ведомств, которые регулируют соответствующие нормы по получению паспорта рекламного места, разрешению на установку, безопасность конструкций, а также сборы в местный бюджет.

    Агентство по защите прав потребителей среди них - уполномоченный орган по мониторингу контента рекламы. Нередко звонят потребители с вопросами: слоган написан с ошибками, затрагивает гендерные вопросы, содержит другие нестыковки. В статье 6 Закона «О рекламе» приведены соответствую­щие нормы. Так, требова­ниями к рекламе являются законность, точность, достоверность, использование форм и средств, не причиняющих потребителю рекламы убытков, а также морального вреда.

    Креативность нужна и важна. Она придает рекламе изюминку. Но всегда важно иметь в виду и другую сторону медали: помнить о национальных и общечеловеческих ценностях, нормах морали. Поэтому уже на этапе подготовки дизайна многие рекламодатели обращаются в наше агентство за бесплатной консультацией. Причем это не обязательно, но желательно: ведь обнаружить ошибки или двусмысленность текста в слогане и исправить их на начальном этапе легче и проще. Агентство рассматривает такие заявки, в том числе с привлечением специалистов-филологов, и дает заключение о соответствии требованиям законодательства и иным нормам.

    В 2021-м агентством проведено 20 606 анализов внешней рекламы. По нарушениям выданы соответствующие разъяснения. Устранены 3416 единиц рекламы на деревьях, объектах культурного наследия (150), других нарушений (10 249).

    На теле- и радиоканалах, в печатных изданиях, интернете и других средствах массовой информации проведены 322 разъяснительных мероприятия по широкой пропаганде действующих норм законодательства в данной сфере.

    В связи с этим вернусь к Закону «О рекламе» в новой редакции, подписанному Президентом 7 июня этого года. Он вступит в силу в течение трех месяцев со дня его официального опубликования. В нем 53 статьи (в пока действующем - 30). Это законодательный акт прямого действия, в котором предусмотрены детальность, прозрачность, а также четкие разъяснения как к контролирующим органам, так и к испол­няющим сторонам. Закон определяет права и обязанности рекламодателя, изготовителя и распространителя рекламы.

    Внешняя реклама регламентируется четырьмя статьями, охватывающими весь процесс (в действующем законе - одна). Причем в случае конфликта интересов госорганов и предпринимателей положительное решение отдается последним.

    Устанавливается также, что схема размещения объектов (конструкций) внешней рекламы и информации должна соответствовать документам градостроительного планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности.

    В частности, схема размещения объектов (конструкций) внешней рекламы и информации и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию на официальных сайтах Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и города Ташкента.

    Исходя из законодательной и правоприменительной практики, а также зарубежного опыта усиливаются требования к рекламе и вводятся новые нормы. В частности, запрещается размещение рекламы в учебниках и тетрадях, указание цен на рекламу в иностранной валюте, использование противоречащих общепринятым нормам морали и нравственности форм, фраз и образов, сокрытие от потребителя информации об основных свойствах товара.

    Таким образом, рынок рекламы, играющий важнейшую роль в экономике, к настоя­щему времени становится все более ярким, насыщенным, отвечающим требованиям времени и запросам потребителей, стимулирующим малый бизнес и предпринимательство. Главное - все участники рынка должны действовать в строгом соответствии с законодательством. Агентство по защите прав потребителей продолжает мониторинг рекламного рынка и приглашает его участников к сотрудничеству: такая деятельность приносит пользу и потребителям, и государству.

    Беседовал
    Максим Черногаев.
    «Правда Востока».

    No date selected
    апрель 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    Use cursor keys to navigate calendar dates