В ней, как и в его многочисленных трудах, есть место удивительным открытиям, направленным на сохранение шедевров зодчества минувших эпох. Многие благодаря ученому, стоящему у истоков создания первой в Узбекистане кафедры реставрации в Национальном институте художеств и дизайна имени Камолиддина Бехзода, сохранились до наших дней. Но немало еще памятников-музеев под открытым небом, которые без соответствующего и постоянного ухода, по его словам, могут кануть в Лету.

Точка отсчета - дворцовый зал

…Свадебное шествие, где главные виновники торжества одеты в расшитые узором одежды, переправа через реку принцессы, процессия послов с дарами и охота на диких животных.

С этих живописных росписей стен дворцового зала правителя Вархумана (конец VII - начало VIII веков нашей эры), экспонирующихся в Музее истории основания Самарканда «Афросиаб» близ одноименного городища, начинается у многих ознакомление с древней жемчужиной Востока. А вместе с тем и заочное знакомство с человеком, внесшим большой вклад в реставрацию и сохранение этого памятника прошлого.

Обнаружение зала в археологии Узбекистана стало настоящей сенсацией. Сыграло серьезную роль и в судьбе тогда молодого инженера по технологии силикатов (керамике, фарфору, фаянсу и стеклу) Абдугани Абдураззакова. Вместе с коллегами он занимался извлечением из-под земли росписей дворца и их закреплением химическими веществами, перемещением в здание.

- Дело было для нас новым и трудным, - признается Абдугани Абдураззакович. - Помог опыт, полученный во время работы на промышленных предприятиях. Можно сказать, благодаря этой археологической находке сбылась заветная мечта - заняться исследованием истории происхождения и развития древних и средневековых ремесленных производств Узбекистана. А дворцовый зал позволил освоить все методы консервации и реставрации настенных росписей. Их в нашей стране оказалось много. В процессе изучил состав полимеров, которые начали применять, их устойчивость к климатическим факторам, а также способность не изменять первоначальный цвет мозаики, глазури памятника.

Его ждал успех: росписи дворца правителя Вархумана были переданы на хранение в музейных условиях к юбилею Самарканда. А молодой специалист укрепил связь с археологией и открыл для себя неисчерпаемый источник тем, которые имели не только научную, но и практическую ценность.

Иной взгляд на чудеса из песка

- Наличие огромного количества памятников материальной культуры и древнего искусства, накопившегося в результате активизации раскопок, подразумевало их исследование и сохранение. Для этого привлекались специалисты из разных областей естественных и технических наук, - продолжает профессор. - Большое место среди них занимали стеклянные изделия, отличавшиеся уникальностью и художественным оформлением. Впервые они были найдены на территории городища Кува Ферганской области. В их числе интересные по технологии бокалы, форма и изящность выполнения которых говорят о высоком развитии культуры того времени.

Хорошо знакомому с темой инженеру поручили заниматься химико-технологическим анализом средневековых стекол Средней Азии. Его научным руководителем стал академик, доктор технических наук, профессор Михаил Безбородов.

В отличие от предшественников, использовавших так называемый типологический метод, основанный на изучении внешних признаков изделий, А. Абдураззаков впервые внедрил подходы естественных и технических наук, которые помогли раскрыть внут­реннюю структуру материала.

Это дало возможность более объективно установить хронологическую датировку по химическому составу. Изучили и археологические находки, связанные с производством стекла, полуфабрикаты, огнеупорные тигли, остатки деталей керамических печей. Полученные результаты позволили обобщить опыт и достижения мастеров средневековья в изготовлении высокотемпературных изделий - стекла, керамики, огнеупоров и их сырьевых ресурсов.

Новые горизонты перед ученым появились с организацией лаборатории реставрации и химико-­технологического исследования археологических материалов в структуре Института архео­логии Академии наук (ныне Институт археологических исследований имени Яхъё Гулямова). С этого момента он занялся созданием методов реставрации объектов различного происхождения, их испытанием и проведением практических работ.

- В задачу лаборатории вошло изучение всех строительных, облицовочных, вяжущих материалов архитектурных памятников, которые анализировали вместе с народными мастерами, - говорит он. - Кроме того, осваивали современные микрометоды и древние технологии восстановления облицовки. Опирались на письменные источники, археологические находки, достижения физики и химии. Многие виды консервации были запатентованы, а результаты работ в Сурхандарье, Кашкадарье, Ферганской долине и Ташкентской области опубликованы в солидных зарубежных изданиях.

Так, опытным путем проверена и укреплена механическая прочность на сжатие сырцовых объектов. Новый подход успешно апробировали в Самарканде на самой древней оборонительной стене, которая прошла процесс полимеризации и на солнце не разрушается.

Время сохранять историю

Принципиально иная веха наследия - открытие Национального института художеств и дизайна, а в его структуре - кафед­ры реставрации, которую возглавил Абдугани Абдураззаков. Специалистов стали выпус­кать по двум направлениям: восстановление декора архитектурных памятников и объектов прикладного искусства (археологических и нумизматических находок).

- Принимаем меры для создания лаборатории реставрации по этим профилям в стенах института, - рассказывает наставник молодежи. - Академия наук готова помочь в оснащении необходимым оборудованием, что позволит максимально приблизить теорию к практике: ребята будут проводить здесь опыты, осваивать все методы. В целом работу направим на сохранение нашими выпускниками шедевров зодчества, раскрытие в полной мере туристского потенциала страны, которому сегодня в Узбекистане уделяется большое внимание.

В первую очередь хотелось бы поделиться со студентами способами консервации глиняных памятников, которых, увы, из шести тысяч осталось меньше половины. Их реставрацию необходимо проводить каждые восемь-десять лет.

И вопрос здесь, как утверждает Абдугани Абдураззаков, не только в подготовке грамотных кадров, но и в заинтересованности соответствующих минис­терств и ведомств сохранить такие объекты. Многие из них, по словам ученого, открыты в ходе археологических раскопок с участием международных экспертов, но какие-то под воздействием природных факторов потеряли былое великолепие…

- Нашими специалистами накоплена богатая научная база, которая может стать прочным фундаментом для сохранения археологических памятников в Узбекистане, - подытоживает профессор. - В стране много химических предприятий, способных наладить выпуск веществ, необходимых для консервации древних объектов. Ведь чем прочнее мост между сокровищницей культуры прошлого и настоящим, тем больше вероятность, что мы передадим столь бесценное богатство и будущим поколениям. Этот вопрос должен волновать каждого из нас.

* * *

Духовные и материальные ценности, история, написанная величайшими предками путем создания предметов искусства невероятной красоты, - все это хранит Узбекистан. Однако огромная часть бесценного наследия все еще остается неизу­ченной. В современных условиях перед специалистами сферы стоит задача не просто узнать больше о прошлом, но и помочь сохранить сокровища древнего мира в настоящем для следующих поколений.

Памятники старины обеспечивают преемственность между поколениями как в культурном, так и социальном развитии. Благодаря им мы имеем, хотя пока и не полное, но вполне объемное представление о далеком прошлом, мечтах и думах современников Улугбека и Навои, их деяниях, нравах, обычаях, мировоззрении, предметах обихода.

Такое достояние, будучи мощнейшим средством формирования национальных самосознания и гордости, можно назвать и универсальной духовной основой укрепления независимости. В богатом наследии сосредоточены мораль, право, обычаи, традиции, литература, искусство, уроки истории - все, что составляет непоколебимые ценности современного человека, гражданина суверенного государства.

Сабина Алимова.
«Правда Востока».