В частности, на пересмотр подходов к организации деятельности отечественных дошкольных организаций направлены силы опытных специалистов, в том числе из-за рубежа. Как результат - растет процент охвата воспитанием и обучением дошкольников, искоренены факты коррупции при приеме детей в сады, должным образом налажены системы медобслуживания и питания.

Глава государства не раз говорил: образование - жизненно важное направление, которое лежит в основе всех созидательных реформ в государстве. Устойчивость в этом секторе обеспечивает экономический рост. И не секрет, что ряд системных проб­лем в области подготовки детей к школе сохранялся в Узбекистане на протяжении долгого времени. Но за сравнительно небольшой период удалось реализовать немало проектов, направленных на обеспечение маленьких граждан качественными воспитанием и образованием.

Прорывным событием в сфере стало принятие в 2019 году Закона «О дошкольном образовании и воспитании». Цель - обеспечить всем детям республики равные возможности, защитить их право на обязательную годичную подготовку к общему среднему образованию. Благодаря прочной правовой базе осуществлять реформы гораздо проще и эффективнее. Так, за счет определения четкого плана действий за несколько лет удалось заложить прочный фун­дамент работы по разным направлениям: строительству новых ДОО; внедрению механизмов государственно-частного парт­нерства; расширению международного сотрудничества; подготовке и переподготовке кадров для сферы. Кроме того, для определения приоритетных направлений реформирования системы и поднятия на новый уровень процесса обеспечения равноправного доступа детей к качественным знаниям глава государства утвердил Концепцию развития системы дошкольного образования Респуб­лики Узбекистан до 2030 года.

По данным профильного минис­терства, благодаря вовлечению в систему частного сектора количество негосударственных ДОО увеличилось с 250 в 2017-м до 21 230 к настоящему моменту. Помимо прочего, 56 процентов детей, посещающих сады, организованные на основе ГЧП, - из семей, нуждающихся в социальной поддержке. Их родительская плата не превышает суммы, установленной для государственных детсадов на льготных условиях. Кроме того, на их создание направлены льготные кредитные средства в размере 2,2 трлн сумов. В результате 32 процента детей, охваченных дошкольным образованием, получают его в негосударственных учреждениях.

В мае прошлого года Президент Шавкат Мирзиёев провел совещание по вопросам расширения охвата дошкольными образовательными учреждениями в регионах. Тогда глава государства подверг критике работу по увеличению охвата в отдельных регионах страны. Отмечалось, что в 2021-2022 годах запланировано организовать в отдаленных населенных пунктах 23 районов республики 50 новых ДОО. Для размещения были отобраны 50 махаллей с самым низким уровнем охвата, где проживают более 250 малышей.

Существующую проблему можно искоренить путем возведения новых детских садов. Так, благодаря осуществ­лению строительно-ремонтных работ на 1424 объектах в рамках инвестиционных программ дополнительно создано более 73 тысяч мест, 12 395 из которых - в 2021 году. Увеличению охвата также служит проект «Аклвой». Эта инициатива показала высокую эффективность. Она представляет собой альтернативный вид бесплатного дошкольного образования, предоставляемого детям из социально незащищенных семей, а также тех, кто проживает в отдаленной местности.

Благодаря проекту «Аклвой» в 142 махаллях страны сформировано 387 мобильных групп на базе 65 переоборудованных автобусов. К этому моменту они охватывают порядка семи тысяч детей. А в Наманганской и Хорезмской областях совместно с ЮНИСЕФ МДО в экспериментально-испытательном порядке внедряет альтернативную форму воспитания и обучения. Так, здесь созданы восемь дошкольных образовательных групп разного возраста с охватом в общей сложности 400 детей.

С учетом того, что прирост населения в Узбекистане достаточно динамичен, особенно важным становится создание новых ДОО. Обеспечить детей качественными воспитанием и образованием - значит внести вклад в будущее целой страны. Вместе с тем необходимо работать над совершенствованием этого процесса. Образовательные методики в стремительно меняющемся мире быстро устаревают, что ставит большие задачи перед ответственными специалистами. А дошкольный период и вовсе самый важный в развитии личности: 70 процентов информации, полученной в этом возрасте, человек использует на протяжении всей жизни. Вот почему в учебные программы дошкольных организаций сейчас включены дидактические материалы и развивающие мышление игры.

Стоит задача организовать учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность удовлетворять свои потребности в знаниях и развивать имеющиеся способности, сохраняя при этом индивидуальность. Так, предъявляются обновленные требования к воспитателям: они должны уметь создать условия для принятия ребенком самостоятельных решений, научить его правильно излагать мысли и выражать чувства. Другая задача - вызвать у малыша исключительно положительные эмоции и хорошие впечатления от учебного процесса. И здесь особую актуальность приобретает внедрение передовых подходов, а именно ИКТ. На современном этапе развития это просто необходимо.

Важное место занимает использование педагогами современных развивающих технологий (ориентированных на специфику возраста и интересов детей), которые обозначены в Государственной учебной программе «Илк кадам». В рамках реализации Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы намечено продолжить работу по организации предметно-пространственной среды, стимулирующей коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка.

Инклюзивность - важная часть всей цепочки непрерывного образования. В XXI веке, кажется, уже не осталось преград, которые бы препятствовали полноценному развитию ребенка. Сам принцип инклюзивности предполагает обучение детей с ограниченными возможностями с ровесниками в обычной школе, что будет служить их социальному развитию. Инклюзивная система обучения гарантирует то, что ребенок, имеющий нарушения в развитии, может полноценно посещать занятия, получать знания, учиться читать и писать наравне с остальными. Сейчас в сфере активно внедряются принципы инклюзивного образования и новые формы помощи детям с ограниченными возможнос­тями.

В 2021 году все многопрофильные специализированные государственные дошкольные образовательные организации страны были обеспечены современным реабилитационным оборудованием. А для обеспечения качества деятельности специализированных ДОО, оказания им всесторонней помощи начата реализация специальной программы оснащения, инициированной Министерством дошкольного образования и финансируемой из Фонда развития дошкольного образования. В рамках нее 17 многопрофильных специализированных ДОО столицы получили дидактические материалы, специальные игрушки и прочие принадлежности, которые сделают коррекционно-педагогические и реабилитационные процедуры максимально эффективными.

Говоря о проделанной работе, специалисты сферы, конечно же, упоминают о планах на перспективу. Так, Стратегией развития обозначен ряд мер, направленных на совершенствование системы дошкольного образования. Их конечная цель - повысить уровень охвата до не менее 80 процентов.

- В частности, в нынешнем году стоит задача повысить уровень охвата с нынешних 67 процента до не менее 70,7 процента, - говорит заместитель министра дошкольного образования Республики Узбекистан Узокбой Бегимкулов. - Уже концу 2022/2023 учебного года планируем довести до 90 процентов уровень охвата детей в возрасте шести лет системой дошкольной подготовки. Достичь таких показателей поможет создание 1,3 тысячи ДОО путем привлечения средств частного сектора в систему дошкольного образования. Помимо прочего, в числе наших приоритетных задач - пересмотр форм и методик повышения квалификации работников сферы на основе международного опыта. Вместе с тем на базе педагогических колледжей в трех регионах страны в экспериментально-апробационной форме будет организована деятельность дошкольного образовательного кластера с участием вузов. Ряд важных мер предусмотрен в части борьбы с коррупцией. Намечено создать единую информационную систему на основе биометрической идентификации физического лица в целях предупреждения финансовых нарушений и незаконных проявлений в системе дошкольного образования.

В текущем году будут построены 24 государственные ДОО, а 152 объекта реконструируют в рамках инвестиционных и других программ. Вместе с тем запланирован запуск 42 мобильных групп и разработка новых альтернативных форм обучения. Начинается также внедрение онлайн-платформы приема и обработки тендерных предложений с целью совершенствования системы аутсорсингового обслуживания в государственных дошкольных образовательных организациях. Также в текущем году ожидается поэтапное увеличение заработной платы сотрудников системы дошкольного образования.

Перед сферой стоят масштабные задачи. Предстоит большой объем работы. Ведь по инициативе Президента Шавката Мирзиёева мы приступили к формированию фундамента новой эпохи - третьего Ренессанса, характерными признаками которого являются духовность, стремление к просвещению, новым знаниям и высоким гуманистическим ценностям. И роль системы образования в этом процессе нельзя пере­оценить. В такой важный период нашей стране очень нужны профессионалы, и надлежащее обучение и воспитание детей раннего возраста служат значительным капиталом в будущее.

Евгения Юн.
«Правда Востока».