Демократия предполагает постоянное обсуждение - ясный диалог, дебаты для того, чтобы решить проблемы, которые возникают в сообществе. Участие граждан позволяет им получать знания о делах и проблемах, которые должны решаться исключительно должностными лицами законной власти. Всенародные выборы являются единственным способом придания легитимности действиям представителей в демократической политической системе.

При изучении национального Избирательного законодательства важно учесть один важный аспект, заключающийся в том, что в Республике Узбекистан только политическая партия может выдвигать кандидата в Президенты при условии, что она зарегистрирована Министерством юстиции Республики Узбекистан не позднее, чем за четыре месяца до дня объявления о начале избирательной кампании.

В нашей стране высоко ценится плюрализм мнений и прагматический путь в решении политических, социальных и экономических проблем. В этом тоже есть роль политических партий как основного субъекта избирательных правоотношений.

Само понятие политическая партия образовалось от латинского слова Partīre (французского слова Partie) и греческого слова Πολιτική. Под заимствованным словом “Партия”, означающим на латинском языке “делить”, в широком смысле понимается одна совокупность объединённых нескольких объектов (т.е. партия), которая в свою очередь является составной частью ещё большей совокупности элементов (т.е. общества). Данное слово стало употребляться с другим заимствованным словом, означающим на греческом «искусство управления государством» для того, чтобы обозначить и разграничить общественные объединения на общегосударственном уровне, то есть большие группы лиц, принадлежащие одному и тому же обществу.

Политическая партия, как добровольное объединение граждан Республики Узбекистан, образованное на основе общности взглядов, интересов и целей, стремящееся к осуществлению политической воли определенной части общества в формировании органов государственной власти и принимающее участие через своих представителей в управлении государственными и общественными делами, является составным звеном самой системы государственной власти.

Исторический опыт развития национальной государственности доказал, что однопартийная система не оправдала себя, так как со временем члены единственной партии понимают, что им не с кем конкурировать и это явление приводит к доминированию желания власти добиться желаемых целей любым путем, без учета интересов народа, что означает отдаление от демократических принципов правления.  Как известно, многопартийная система процветает в правовом и демократическом обществе, проявляющем верность идеалам плюрализма мнений и социально-политической справедливости. В качестве примера можно указать такие страны как США, Великобритания, Франция, Германия, Финляндия, Япония, РФ и другие.

Сама политическая партия образуется на основе рабочего, предпринимательского или иного движения, объединённых на добровольной основе граждан. Политические партии заинтересованы в участии в управлении государством. Партия расчитывает на голоса представителей определенной части общества, интересы которой она представляет в своей программе.

Для достижения здоровой конкуренции среди политических партий, государство финансирует полноценное участие каждого кандидата на выборах, а именно выделяет средства на проведение агитации, финансирует организацию работы доверенных лиц кандидатов и иного персонала, материально обеспечивает общепартийные мероприятия по проведению избирательной кампании в размерах, установленных Центральной избирательной комиссией.

Наряду с этим, государство гарантирует защиту прав и законных интересов политических партий, создает им равные правовые возможности выполнения ими своих уставных целей и задач.

В Республике Узбекистан на сегодняшний день в Министерстве юстиции зарегистрированы всего пять партий, каждая из которых выбрала себе тот или иной круг избирателей. Исходя из общих взглядов, интересов и целей общественных групп, можно выделить круги потенциальных избирателей. В качестве примера можно привести актуализацию защиты экологии, в следвии которой экологическое движение было преобразовано в политическую партию. Кроме этого, множество движений, объединений на протяжении всего периода независимости провели ряд организационных изменений, что привело к стабильности взглядов каждой партии, и служит фактором активного участия каждой партии на выборах.

Может показаться, что пять партий для одного государства – это слишком мало, но если ознакомиться с программами, деятельностью и территориальным охватом каждой партии, то можно заметить индивиуальность и конкретную направленность программы каждой партии.

Но всё же отдельные лица задаются вопросом, заключающийся в якобы завышенных требованиях в Республике Узбекистан для регистрации партий. Ответ на этот вопрос может быть разъяснен с позиции норм Конституции Республики Узбекистан, Избирательного кодекса и Законов «О политических партиях», «Об общественных объединениях».

Согласно Закона «О политических партиях» для создания политической партии необходимо наличие не менее двадцати тысяч подписей граждан, намеренных объединиться в партию и проживающих в не менее восьми территориальных субъектах (областях), включая Республику Каракалпакстан и город Ташкент. Это объясняется тем, что политические партии стремятся к осуществлению политической воли определенной части общества и принимают участие через своих представителей и управлении государственными и общественными делами. Кроме этого, чтобы деятельность опиралась на широкие слои населения, партия должна иметь много сторонников на всей территории страны. Таким образом, партия должна опираться на значимый в количественном отношении электорат, а то зачем нужна партия, если у неё не будет сторонников на территории республики или её электорат представлен ограниченным количеством лиц какой-либо отдельной местности.

Инициаторы создания политической партии в количестве не менее пятидесяти человек должны сформировать организационный комитет по подготовке учредительных документов партии, формированию ее членского состава и созыву учредительного съезда или конференции.

Также имеются общественные объединения, деятельность которых может осуществляться как на уровне всего государства, так и на местном уровне, осуществляющих деятельность в пределах конкретной  административно-территориальной единицы страны. В случае, если число граждан не достигает указанного количества, то общественное объединение может зарегистрироваться в Управлениях юстиции как местное, как областное или районное. Но и для их регистрации также существуют минимальные требования. Аналогичные требования имеются и действуют во всех демократических странах мира.

На основе вышеуказанных законодательных актов обеспечивается нормативное регулирование деятельности политических партий, общественных объединений и недопускаются всякого вида отклонения и фальсификации под угрозой надлежащих мер взыскания.

Следует отметить, что в конечном итоге особенную роль играют сами граждане, так как их активная реализация своих политических прав, гарантированных Конституцией Республики Узбекистан, приведет к дальнейшему совершенствованию политической системы страны, что в свою очередь является основой стабильности и поступательного развития страны.

Ниязов Максуд.
Преподаватель Специализированного филиала
Ташкентского государственного юридического университета.

Фаррух Садритдинов.
Студент Специализированного филиала
Ташкентского государственного юридического университета.