баннер
Сайт работает в тестовом режиме
Лого Лого-пв-уз

    С чего начинаются свет и тепло в наших домах?

    Как добывают уголь, какие технологии при этом используют и какие принимают меры для обеспечения углем населения и бюджетных организаций? Об этом и многом другом журналисты узнали в ходе медиатура, организованного АО «Узбекуголь».

    Фото Музаффара Абдуллаева.

    Для ознакомления с угольной промышленностью представители СМИ отправились на одно из крупнейших месторождений - разрез «Ангренский». На предварительной конференции специалисты пояснили, что ежегодно здесь добывают более четырех миллионов тонн угля. Основной закупщик твердого топлива - электроэнергетический сектор. На его долю приходится свыше 85 процентов общего потребления продукции. Спрос на уголь формируют также предприятия промышленности, социальная и коммунальная сферы, население.

    Основным фактором приоритетного развития угольной промышленности выступает целесообразность замещения на внутреннем рынке таких энергетических ресурсов, как природный газ и нефтепродукты, используемых при производстве электроэнергии.

    Промышленная добыча ведется в угольном бассейне «Ангрен» - крупнейшем в Центральной Азии. Месторождение уникально еще и тем, что угольные пласты перемежаются с каолиновыми глинами, добываемыми попутно.

    В этом году АО «Узбекуголь» запланировало добыть 4,45 млн тонн угля. Среди потребителей - тепловые электростанции (3,3 млн тонн), бюджетные организации (440 тысяч тонн), население (940 тысяч тонн), экономический сектор (0,1 млн тонн).

    Весь уголь, добываемый на разрезах «Ангренский» и «Апартак», идет исключительно на нужды республики. Основные перспективы - увеличение объема добычи угля, повышение его качества и снижение себестоимости.

    Руководство АО «Узбекуголь» в настоящее время реализует крупные проекты, без которых дальнейшая разработка месторождения была бы невозможна. В частности, на разрезе «Ангренский» широко используется горнотранспортное оборудование: экскаваторы с разной кубатурой ковша, карьерные самосвалы марки «БелАЗ», конвейерные линии, локомотивы на электрической тяге. Журналисты могли наблюдать за работой техники и специалистов. Для этого на спецтранспорте спустились непосредственно в угольный разрез, где, по словам горняков, и начинается свет.

    Спуск в разрез напомнил катание на аттракционах: захватывает дух. Добравшись до самой нижней точки, поразились увиденному. Кажется, можно бесконечно смотреть не только на огонь и воду, но и на то, как добывают уголь. Горняки работают слаженно и быстро.

    «Ангренский» разрез представляет собой залежи угля мощностью до 60 метров и глубиной залегания от 130 до 150 метров. Чтобы добраться до определенных пластов, необходимо действовать грамотно, соблюдая технику без­опасности. Этому вопросу здесь уделяют особое внимание. Ни одна смена не приступает к работе, пока не будет проведен инструктаж по ТБ.

    - Мы находимся в самой нижней части разреза, - поясняет специалист С. Махкамов. - Это производственный участок, где работают восьми-, пяти- и 15-кубовые экскаваторы. С их помощью осуществляем вскрышные работы, добываем уголь. Помимо бурого угля (лигнит), на разрезе «Ангренский» добывается каолин - ценное промышленное сырье. Как видите, добычу угля ведем открытым способом. А это в свою очередь требует переработки больших объемов вскрыши.

    Разрез отрабатывается уступами. Это необходимое требование, которое позволяет избежать оползней. Для перевозки вскрышных пород и угля используются карьерные самосвалы марки «БелАЗ» грузоподъемностью 130 тонн и электровозы серии ПЭ2У украинского производства.

    Представители СМИ не только наблюдали за процессом работы в разрезе, но и приняли в нем непосредственное участие. Например, вместе с водителем БелАЗа Иноятжоном Урунбаевым съездили на отгрузку угля. На таком огромном самосвале удалось проехаться впервые. По дороге Иноятжон-ака сказал, что в день приходится делать множество подобных маневров. При этом важно работать на современном транспорте.

    На разрезе «Ангренский» труд не из легких. Однако каждый из специалистов с энтузиазмом рассказывает о процессе добычи угля. На вопрос, насколько все-таки работа тяжелая, отвечают: когда занимаешься любимым делом, любые трудности преодолимы.

    Всего здесь действуют три вида транспорта: железнодорожный (на рельсовом ходу), автомобильный (на колесном) и конвейерные линии (циклично- поточная технология).

    В сутки добывают порядка 13 тысяч тонн угля. Чтобы снизить его зольность, на предприятии функционируют пять ручных породовыборок, которые представляют собой ленточный конвейер, куда подается уголь. Задача сотрудников предприятия - вручную отделить уголь от породы. Таким образом зольность уменьшается почти в два раза и потребителям доставляется более качественное сырье.

    В этом году отгрузка для бюджетных организаций началась 5 мая. Для сравнения: в 2020-м - в октябре. Ранняя отгрузка обусловлена необходимостью увеличения добычи угля. Для достижения цели построена и запущена в эксплуатацию вторая конвейерная линия.

    Журналисты наблюдали и за погрузкой угля в вагоны, которые доставляют сырье потребителю. Ознакомившись со всеми этапами такого масштабного процесса, как добыча черного золота, понимаешь, что здесь работа не останавливается ни на минуту. И стало очевидно: труд горняков неимоверно тяжелый. Однако, несмотря на это, каждый из них любит свою профессию.

    Оксана Малосабирова.
    «Правда Востока».