Перед педагогами ДОО сейчас стоит задача по организации учебного процесса таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность удовлетворять свои потребности в знаниях и развивать имеющиеся таланты и способности, сохранять и развивать свою индивидуальность. Современный наставник должен уметь создать условия для принятия ребенком самостоятельных решений, научить его выражать мысли и чувства правильным образом. При этом важно, чтобы у малыша остались от этого исключительно положительные эмоции и хорошие впечатления.

В связи с этим особую актуальность обретает внедрение в процесс подготовки дошколят передовых подходов и методик обучения и воспитания. На современном этапе развития это просто необходимо. К тому же учеными доказано, что 70 процентами информации, получаемой в возрасте от трех до семи лет, дети станут пользоваться в дальнейшем на протяжении всей жизни. Выходит, именно в стенах детского сада формируется фундамент успешного будущего ребенка. Но для реализации потенциала детей необходима соответствующая среда, над чем мы усиленно работаем.

Совершенно новый подход к дошкольному образованию предполагает реализацию ряда важных мер по:

- охране физического и психического здоровья детей;

- организации правильного и здорового питания;

- личностно-ориентированному взаимодействию взрослых с детьми.

Здесь важно отметить, что личностно-­ориентированная модель воспитания направлена на то, чтобы преодолеть привычный для нашей системы образования учебно-дисциплинарный подход, вооружить педагогов навыками партнерского общения с детьми. Поскольку ребенок такой же полноправный член общества, как и взрослый, то признать его права означает занять педагогическую позицию «рядом и вместе». Прежде взгляд на этот вопрос был другим. Считалось, что ребенок следует за педагогом. Времена меняются и теперь куда важнее выстраивать с чадом эффективный диалог, коммуницировать с ним как с полноправным гражданином социума. Только так взращивается поколение, имеющее свою точку зрения, мнение и видение окружающего мира.

Использование педагогами современных развивающих технологий, ориентированных на специфику возраста и интересов детей занимает важное место в дошкольном образовании. Широкое и повсеместное применение игровых методов обозначено и Государственной учебной программой «Илк кадам». Также мы работаем над организацией предметно-пространственной среды, стимулирующей коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка. Сейчас педагогам дается возможность выбора образовательных программ, педагогических технологий и материалов, которые они будут задействовать в процессе воспитания и образования. Постоянный поиск чего-то нового - важный фактор достижения поставленной цели. Видя энтузиазм и ответственный подход со стороны педагога, ребенок будет стараться максимально влиться в процесс, продемонстрировать свою самоотдачу.

В последние годы нам также удалось добиться преемственности между дошкольным и школьным образованием. Так как нынешний уровень подготовки детей шестилетнего возраста требует необходимости пересмотра действующих методов и внедрения новых подходов, повышения квалификации и переподготовки кадров в системе дошкольного образования 9 марта текущего года Кабинетом Министров принято постановление «О мерах по дальнейшему развитию системы обязательной одногодичной подготовки детей к начальному образованию». Полностью охватить всех детей шестилетнего возраста предшкольной подготовкой планируется к 2025 году.

Не могу не отметить еще один важный шаг на пути реформирования сферы, а именно принятие 16 декабря 2019 года Закона «О дошкольном образовании и воспитании». Документом предусмотрены все критерии и правила, необходимые для развития системы ДО, внедрение государственных образовательных стандартов дошкольного образования, прописан профессиональный стандарт педагога ДОО, проработаны механизмы борьбы с коррупцией. Еще на стадии создания этого документа инициировано включение такого направления, как воспитание, что важно для формирования в маленьких гражданах высокой духовности, чувств ответственности, любви и преданности Родине.

В последние годы благодаря вниманию Президента особое значение обрело выстраивание эффективного международного сотрудничества, а также внедрения инклюзивного образования. В рамках проводимой в этом направлении работы начато поэтапное преобразование многопрофильных садов. Еще одним важным шагом стала работа над реализацией прав детей с особенностями развития на получение дошкольного образования. Так, на базе государственных ДОО №№ 324 и 34 Мирзо-­Улугбекского и Мирабадского районов столицы соответственно созданы экспериментальные площадки для апробирования инноваций, внедряемых в сфере.

Отдельно стоит остановиться на проводимой работе в области повышения качества образовательного процесса и разработки учебно-­методических материалов для дошкольных образовательных организаций. При поддержке Международного детского фонда ЮНИСЕФ в 2018 году разработаны и утверждены Государственные требования к развитию детей раннего и дошкольного возраста, а также Государственная учебная программа «Илк кадам». Кроме того, совместно с ЮНИСЕФ и Государственной инспекцией по надзору за качеством образования при Кабинете Министров Республики Узбекистан разработана и утверждена система измерения оценки качества образовательного процесса, определены основные индикаторы и инструменты измерения.

Пересмотрен коренным образом и вопрос повышения уровня подготовки профессиональных педагогических кадров, задействованных в ДОО. С этой целью значительно увеличены квоты приема в вузы по направлению «Дошкольное образование». Также при педагогических воу республики открыты краткосрочные курсы переподготовки кадров, которые работают по сей день. Благодаря этому удалось привлечь в сферу ДО 18,5 тысячи специалистов. Большим подспорьем служит и то, что под юрисдикцию Министерства дошкольного образования переведены 97 педагогических колледжей страны. На базе этих учреждений ведется подготовка специалистов среднего звена. За счет проводимых реформ в 2020-м в систему ДО смогли влиться 27 тысяч педагогов.

В настоящее время во всех регионах респуб­лики наблюдается рост числа дошкольных образовательных организаций. Сейчас на территории Узбекистана функционируют 14 181 ДОО (в 2017 году их численность составляла 5211). А в соответствии с Концепцией развития системы дошкольного образования Республики Узбекистан до 2030 года до конца 2020-го запланировано охватить дошкольным образованием 1 646 930 детей (59,5 процента) в возрасте 3-7 лет. К 2030-му этот показатель должен составить 80,8 процента. Таким образом, мы видим, насколько большая и ответственная задача поставлена перед представителями сферы.

Как отметил Президент в поздравительной речи по случаю празднования Дня учителей и наставников: «Для всех нас ясно, что наука, образование, воспитание - это краеугольный камень развития, сила, приумножающая мощь страны и народа. Завтрашний день, будущее Родины неразрывно связаны с системой образования и воспитанием, которое получают сегодня наши дети». Именно от того, какие силы мы вложим в развитие нынешней молодежи, будет зависеть наше счастливое завтра.

Жанна Пак.
Начальник главного управления дошкольного образования города Ташкента.