Проект по развитию плодоовощеводства в Республике Узбекистан, рассчитанный на 2015-2023 годы, - это содействие стране в повышении производительности, прибыльности и конкурентоспособности плодоовощной отрасли.
- Одна из целей форума - обсуждение возможностей развития плодоовощной отрасли Узбекистана, эффективности создания ассоциаций, - сказал в беседе со СМИ менеджер проекта Шерзод Джураев. - С сентября 2020 года до июля 2023-го в рамках проекта компания Annexure Financial Solutions осуществляет разработку аграрных технологий по маркетингу, исследования проводятся по всей республике. У нас есть три филиала - в Ташкенте, Самарканде и Бухаре. Ведется изучение новых рынков, а также путей создания узбекских брендов продовольствия. Специалисты будут обучать технологиям выращивания плодовых культур, хранения урожая и логистики, расскажут о возможностях реализации на мировых рынках.
Центр стратегии по продвижению бизнеса - давний партнер ЕС. Его специалисты поделились мировым опытом в аналитике плодоовощной отрасли, тенденциями на рынках плодовых и овощных культур, обсудили вопросы выращивания и экспорта.
- Мы поможем продвижению плодоовощной продукции из Узбекистана на рынок Европейского союза при условии соблюдения страной требований по качеству, принципам гендерного равенства и недопущения использования принудительного труда на плантациях и в садах, - отметил руководитель отдела сотрудничества делегации Евросоюза в Узбекистане Франсуа Бежо.
С докладом о состоянии мирового рынка плодов и овощей, проблемах Узбекистана в экспорте этих культур и путях их решения выступила на форуме руководитель проекта технической помощи по маркетингу в реализации плодоовощной продукции узбекских садоводов и овощеводов Оксана Руженкова (Украина).
Как отметила спикер, бесспорным лидером по экспорту фруктов и орехов являются США (11 процентов), Испания (8) и Нидерланды (6). По экспорту овощей - Китай (13 процентов), Мексика (11) и Нидерланды (10). При этом секрет успеха голландцев заключается в том, что они просто удачно скупают и перепродают продукцию.
Наша страна только недавно вышла на мировые рынки фруктов и овощей, поэтому позиции довольно скромные: 0,5 процента в экспорте овощей и 0,4 - фруктов. Зато у нас высокий уровень самообеспеченности фруктами и овощами: Узбекистан импортирует 0,1 процента овощей и еще меньше фруктов. В основном завозятся только картофель и бананы.
При анализе экспорта из Узбекистана наблюдается рост продаж сушеного инжира (на 129 процентов), дынь и арбузов (118), яблок, груш, айвы и лимонов (35), оливок (32), хурмы (14). На 74 процента - лука и чеснока, сушеных овощей (58), моркови и редиса (35).
Основными странами, куда экспортируется наша продукция, являются Россия, Казахстан, Китай, республики Центральной Азии. Перспективные в плане освоения рынки Германии, КНР, скандинавских стран и Аравийского полуострова.
С рекомендациями по развитию плодоовощного рынка Узбекистана и выходу на мировые выступили также международные эксперты проекта Ирина Кухтина (Украина) и Акнур Мырзагазиева (Казахстан). И. Кухтина сделала акцент на развитии бизнес-ассоциаций, которые выполняют функции коммуникации фермеров и садоводов с властью, защиты их прав и интересов, консультирования и обучения передовым аграрным технологиям. Например, в США 3000 бизнес-ассоциаций, в Польше - 1300, Венгрии - 1000, в Украине - 900.
В Узбекистане на сегодня шесть ассоциаций в данной сфере. Нужно ли увеличивать их число?
По мнениям экспертов, в этом нет необходимости. Государство занимает сильную позицию в сегменте, инициируя и продвигая масштабные экономические реформы.
Впрочем, рекомендовано создание секторальных ассоциаций: овощей в открытом грунте, теплицах, виноградарей, ягодников, переработчиков. И предложено государственное финансирование на три года, пока участники не вдохновятся поддерживать общественные объединения с помощью членских взносов. Приведен положительный пример наших производителей грецкого ореха, отметивших пользу от ассоциации и с готовностью вызвавшихся отчислять туда взносы.
На форуме подписан меморандум о взаимопонимании. От имени Международного центра стратегического развития и исследований в сфере продовольствия и сельского хозяйства при Министерстве сельского хозяйства Республики Узбекистан его подписал директор компании Annexure Financial Solutions Фирдавс Олимов, а от представителей бизнес-ассоциаций нашей страны - председатель Совета управления Ассоциации экспортеров Узбекистана Мухтар Умаров.
- Этот проект при содействии Евросоюза очень важен для республики, - подчеркнул М. Умаров. - Помогает нашим садоводам и овощеводам ценными данными по тенденциям мировых рынков, исследованиями в плане внедрения новых аграрных технологий.
Удалось пообщаться с участниками форума, узнать их мнения о мероприятии, обменяться впечатлениями.
- Наша ассоциация одна из немногих создана без прямого участия государства, - сказал председатель Ассоциации по развитию бизнес-логистики Узбекистана Акрам Мухидов. - Аграрный сектор занимает важное место в экономике республики. При этом своевременные поставки имеют решающее значение в деле сохранения товарного вида продукции. Участие в форуме - это возможность поиска партнеров, заключения договоров.
Наиболее ценным показалось мнение садовода, руководителя кооператива «Дехконобод асил анор» Мирзаабадского района Сырдарьинской области Исроила Неъматова. Он на 150 гектарах выращивает деревья граната. Сады новые, хотя на четырех гектарах будут плодоносить уже этой осенью.
- Удалось защитить свой бизнес-проект и выиграть государственный грант, в рамках которого нашим кооперативом приобретено оборудование для переработки гранатов из Австрии, - рассказывает И. Неъматов. - Его стоимость порядка 170 тысяч евро. Будем производить продукцию европейского уровня и по стандартам Евросоюза. Поэтому всецело поддерживаю идеи по созданию и активизации деятельности бизнес-ассоциаций в плодоовощной сфере: так как они будут помогать доводить до государства наши проблемы, обучать и содействовать в продвижении продукции на мировые рынки. Нужное дело!
В цели 30 Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы определено: «Выращивание экспортоориентированной продукции и развитие плодоовощеводства, увеличение площадей интенсивных садов в три раза и теплиц - в два раза, увеличение экспортного потенциала дополнительно на 1 миллиард долларов».
Нет сомнений, что первый форум плодоовощной отрасли Узбекистана послужит достижению поставленных задач.
Аблай Камалов.
«Правда Востока».
Фото Музаффара Абдуллаева.