Проект по развитию плодо­овощеводства в Республике Узбекистан, рассчитанный на 2015-2023 годы, - это содействие стране в повышении производительности, прибыльности и конкурентоспособности плодоовощной отрасли.

- Одна из целей форума - обсуждение возможностей развития плодоовощной отрасли Узбекистана, эффективности создания ассоциаций, - сказал в беседе со СМИ менеджер проекта Шерзод Джураев. - С сентября 2020 года до июля 2023-го в рамках проекта компания Annexure Financial Solutions осуществляет разработку аграрных технологий по маркетингу, исследования проводятся по всей республике. У нас есть три филиала - в Ташкенте, Самарканде и Бухаре. Ведется изучение новых рынков, а также путей создания узбекских брендов продовольствия. Специалис­ты будут обучать технологиям выращивания плодовых культур, хранения урожая и логистики, расскажут о возможностях реализации на мировых рынках.

Центр стратегии по продвижению бизнеса - давний партнер ЕС. Его специалисты поделились мировым опытом в аналитике плодоовощной отрасли, тенденциями на рынках плодовых и овощных культур, обсудили вопросы выращивания и экспорта.

- Мы поможем продвижению плодоовощной продукции из Узбекистана на рынок Европейского союза при условии соблюдения страной требований по качеству, принципам гендерного равенства и недопущения использования принудительного труда на плантациях и в садах, - отметил руководитель отдела сотрудничества делегации Евросоюза в Узбекистане Франсуа Бежо.

С докладом о состоянии мирового рынка плодов и овощей, проб­лемах Узбекистана в экспорте этих культур и путях их решения выступила на форуме руководитель проекта технической помощи по маркетингу в реализации плодоовощной продукции узбекских садоводов и овощеводов Оксана Руженкова (Украина).

Как отметила спикер, бесспорным лидером по экспорту фруктов и орехов являются США (11 процентов), Испания (8) и Нидерланды (6). По экспорту овощей - Китай (13 процентов), Мексика (11) и Нидерланды (10). При этом секрет успеха голландцев заключается в том, что они просто удачно скупают и перепродают продукцию.

Наша страна только недавно вышла на мировые рынки фруктов и овощей, поэтому позиции довольно скромные: 0,5 процента в экспорте овощей и 0,4 - фруктов. Зато у нас высокий уровень самообеспеченности фруктами и овощами: Узбекистан импортирует 0,1 процента овощей и еще меньше фруктов. В основном завозятся только картофель и бананы.

При анализе экспорта из Узбеки­стана наблюдается рост продаж сушеного инжира (на 129 процентов), дынь и арбузов (118), яблок, груш, айвы и лимонов (35), оливок (32), хурмы (14). На 74 процента - лука и чеснока, сушеных овощей (58), моркови и редиса (35).

Основными странами, куда экспортируется наша продукция, являются Россия, Казахстан, Китай, республики Центральной Азии. Перспективные в плане освоения рынки Германии, КНР, скандинавских стран и Аравийского полуострова.

С рекомендациями по развитию плодоовощного рынка Узбеки­стана и выходу на мировые выступили также международные эксперты проекта Ирина Кухтина (Украина) и Акнур Мырзагазиева (Казахстан). И. Кухтина сделала акцент на развитии бизнес-ассоциаций, которые выполняют функции коммуникации фермеров и садоводов с властью, защиты их прав и интересов, консультирования и обучения передовым аграрным технологиям. Например, в США 3000 бизнес-ассоциаций, в Польше - 1300, Венгрии - 1000, в Украине - 900.

В Узбекистане на сегодня шесть ассоциаций в данной сфере. Нужно ли увеличивать их число?

По мнениям экспертов, в этом нет необходимости. Государство занимает сильную позицию в сегменте, инициируя и продвигая масштабные экономические реформы.

Впрочем, рекомендовано создание секторальных ассоциаций: овощей в открытом грунте, теплицах, виноградарей, ягодников, переработчиков. И предложено государственное финансирование на три года, пока участники не вдохновятся поддерживать общественные объединения с помощью членских взносов. Приведен положительный пример наших производителей грецкого ореха, отметивших пользу от ассоциации и с готовностью вызвавшихся отчислять туда взносы.

На форуме подписан меморандум о взаимопонимании. От имени Международного центра стратегического развития и исследований в сфере продовольствия и сельского хозяйства при Министерстве сельского хозяйства Республики Узбеки­стан его подписал директор компании Annexure Financial Solutions Фирдавс Олимов, а от представителей бизнес-ассоциаций нашей страны - председатель Совета управления Ассоциации экспортеров Узбекистана Мухтар Умаров.

- Этот проект при содействии Евросоюза очень важен для респуб­лики, - подчеркнул М. Умаров. - Помогает нашим садоводам и овощеводам ценными данными по тенденциям мировых рынков, исследованиями в плане внедрения новых аграрных технологий.

Удалось пообщаться с участниками форума, узнать их мнения о мероприятии, обменяться впечатлениями.

- Наша ассоциация одна из немногих создана без прямого участия государства, - сказал председатель Ассоциации по развитию бизнес-логистики Узбекистана Акрам Мухидов. - Аграрный сектор занимает важное место в экономике республики. При этом своевременные поставки имеют решающее значение в деле сохранения товарного вида продукции. Участие в форуме - это возможность поиска партнеров, заключения договоров.

Наиболее ценным показалось мнение садовода, руководителя кооператива «Дехконобод асил анор» Мирзаабадского района Сырдарьинской области Исрои­­ла Неъматова. Он на 150 гектарах выращивает деревья граната. Сады новые, хотя на четырех гектарах будут плодоносить уже этой осенью.

- Удалось защитить свой бизнес-проект и выиграть государственный грант, в рамках которого нашим кооперативом приобретено оборудование для переработки гранатов из Австрии, - рассказывает И. Неъматов. - Его стоимость порядка 170 тысяч евро. Будем производить продукцию европейского уровня и по стандартам Евросоюза. Поэтому всецело поддерживаю идеи по созданию и активизации деятельности бизнес-ассоциаций в плодоовощной сфере: так как они будут помогать доводить до государства наши проблемы, обучать и содействовать в продвижении продукции на мировые рынки. Нужное дело!

В цели 30 Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022-2026 годы определено: «Выращивание экспортоориентированной продукции и развитие плодо­овощеводства, увеличение площадей интенсивных садов в три раза и теплиц - в два раза, увеличение экспортного потенциала дополнительно на 1 миллиард долларов».

Нет сомнений, что первый форум плодоовощной отрасли Узбекистана послужит достижению поставленных задач.

Аблай Камалов.
«Правда Востока».

Фото Музаффара Абдуллаева.