«Самаркандский дух»: новый формат международного взаимодействия

    15-16 сентября в Самарканде состоялся саммит глав государств - членов Шанхайской организации сотрудничества, ставший площадкой для обсуждения состояния и перспектив развития сотрудничества в востребованных сферах и направлениях деятельности ШОС. Самаркандский саммит - первая очная встреча лидеров стран - участниц ШОС с 2019 года.

    Основной акцент в ходе председательства Узбекистана был сделан на укреплении экономических и торговых связей, продвижении промышленной кооперации, расширении транспортно-коммуникационной взаимосвязанности, на цифровой трансформации и «зеленой» экономике.

    В период председательства были разработаны проекты 14 новых концептуальных документов, инициированных Президентом Узбекистана. Особое внимание на себя обращают такие инициативы, как Концепция ШОС по укреплению взаимосвязанности и созданию эффективных транспортных коридоров, Программа инфраструктурного развития стран ШОС, учреждение института Посла доброй воли ШОС.

    Всего же за время председательства Узбекистана проведено более 80 крупных международных мероприятий по всем направлениям сотрудничества, а на саммите ШОС принято рекордное число документов - 44.

    Самаркандский саммит стал беспрецедентным в расширении ШОС. Так, подписан Меморандум об обязательствах Ирана в целях получения статуса государства - члена ШОС, а Египту и Катару предоставлен статус партнеров по диалогу. Были приняты решения о начале процедур по предоставлению Беларуси статуса полноправного члена ШОС, а Бахрейну, Государству Кувейт, Мальдивской Республике, Объединенным Арабским Эмиратам и Республике Союз Мьянма - статуса партнеров по диалогу.

    Самаркандский саммит также явился рекордным по числу переговоров и мероприятий. Так, Президентом Узбекистана проведены встречи с заместителем Генерального секретаря ООН, с лидерами России, Китая, Ирана, Турции, Монголии, Казахстана, Таджикистана, Кыргызстана, Туркменистана, Азербайджана, Беларуси. Прошел ряд мероприятий гуманитарного и культурного характера.

    В ходе переговоров на полях саммита Узбекистаном заключены многочисленные двусторонние соглашения. Например, с Китаем подписаны 15 соглашений на 15 млрд долларов, с Россией - инвестиционные соглашения на 4,6 млрд долларов, а также Декларация о всеобъемлющем стратегическом партнерстве между Республикой Узбекистан и Российской Федерацией. С Ираном - 18 документов, направленных на наращивание товарооборота до одного млрд долларов в ближайшей перспективе.

    Таким образом, саммит ШОС в Самарканде уже вошел в историю организации как по числу подготовленных и принятых документов, так и по динамике вовлечения новых государств в работу объединения. Это блестящий успех политики открытости и интеграции Узбекистана в мировую экономику, проводимой Президентом Шавкатом Мирзиёевым.

    Ключевые аспекты

    В своей статье «Самаркандский саммит ШОС: диалог и сотрудничество во взаимосвязанном мире», вышедшей накануне саммита, Президент Шавкат Мирзиёев подчеркнул: председательство Узбеки­стана в ШОС выпало на «период «исторического разлома», когда заканчивается одна эпоха и начинается другая - пока еще непредсказуемая и неизвестная.

    В числе основных рисков настоящего времени им были названы глубокий кризис доверия на глобальном уровне и риски возрождения стереотипов блокового мышления, что осложняет восстановление глобальных цепочек поставок и усугубляет проблемы обеспечения продовольственной и энергетической безопасности. При этом «глобальные климатические потрясения, растущий дефицит природных и водных ресурсов, сокращение биоразнообразия, распространение опасных инфекционных заболеваний выявили уязвимость наших обществ как никогда раньше».

    Исходя из этих реалий современности, в своем выступлении на Самаркандском саммите Президент Шавкат Мирзиёев заключил: «ШОС вступает в новый, еще более ответственный этап своего развития». Подчеркнуты ключевые позиции Узбекистана в деятельности ШОС: сохранение внеблокового статуса этой организации и ее открытость; ориентирование на широкое партнерство; неделимость безопасности; сохранение ЦА статуса «географического ядра» ШОС; укрепление сплоченности, взаимной поддержки и партнерства на основе принципов «Шанхайского духа».

    Исходя из этих принципиальных подходов, Президент Республики Узбекистан предложил приступить к подготовке Стратегии развития ШОС до 2040 года, которая должна охватить все направления сотрудничества и определить приоритеты долгосрочного развития ШОС.

    При этом важно повысить практическую отдачу сотрудничества в области экономики, торговли и инвестиций как одно из ключевых условий обеспечения стабильности в регионе и повышения благосостояния населения наших стран, что возможно за счет перехода к действиям по выстраиванию производственных цепочек между странами ШОС с более коротким «плечом поставок».

    Торгово-экономическое сотрудничество

    Среди центральных направлений деятельности ШОС - развитие торгово-экономического сотрудничества между членами организации. Организация добилась в этом определенных успехов, несмотря на то, что наиболее емкие рынки сбыта на продукцию стран ШОС находятся за ее пределами.

    На страны ШОС приходится 15,4 процента мировой торговли. В 2021 году общий внешнеторговый оборот стран-участниц составил 8,1 трлн долларов, из них экспорт - 4,4 трлн, импорт - 3,7 трлн.

    В 2021-м объем внутренней торговли между странами ШОС составил 803,7 млрд долларов, из них экспорт - 396,3 млрд, импорт - 407,4 млрд. Однако важным показателем торговой активности внутри международного объединения является доля, которую занимает внутренняя торговля между его участниками от их внешнеторгового оборота со всеми странами. Данная доля в 2021-м составила между странами ШОС (803,7 млрд долларов) в их общем внешнеторговом обороте (8130,9 млрд долларов) всего десять процентов.

    На этом фоне Узбекистан более успешно развивает торговлю со странами ШОС. Так, за последние пять лет товарооборот вырос в 1,7 раза, экспорт - в 1,2, а импорт - в два. При этом доля товарооборота со странами ШОС в общем внешнеторговом обороте страны также выросла - с 47,2 до 50,2 процента.

    В 2021-м товарооборот со странами ШОС вырос на 24 процента, экспорт - на 29, импорт - на 21 процент. По итогам января-июля 2022-го по сравнению с аналогичным периодом прошлого года товарооборот Узбекистана со странами ШОС вырос на 25,3 процента, экспорт - на 24,4, импорт - на 27,3.

    Количество предприятий в Узбекистане с участием капитала стран ШОС за последние годы выросло в четыре раза, превысив отметку в 7,5 тысячи, что составляет более половины от общего числа фирм с иностранным участием. Объем прив­леченных инвестиций из стран ШОС по итогам 2021-го составил 4,6 млрд долларов.

    По состоянию на 1 июля 2022 года в Узбекистане создано 2705 предприятий с российским капиталом, или 18,6 процента от общего числа компаний с иностранным капиталом. По данному показателю первое место занимает Россия, второе - Турция (2050), третье - Китай (2036), четвертое - Казахстан (1186).

    На Самаркандском саммите по инициативе Узбекистана принят ряд ключевых документов, связанных с торгово-экономическим сотрудничеством: План совместных действий по развитию внутрирегиональной торговли ШОС, Рамочные основы сотрудничества в сфере торговли услугами между государствами - членами ШОС, Программа стимулирования промышленной кооперации между деловыми кругами стран ШОС.

    Как отметил Президент Узбекистана в своем выступлении на саммите: «Мы заинтересованы в максимальном раскрытии существующего потенциала с учетом преимуществ взаимодополняемости экономик стран ШОС. В этой связи предлагаем приступить к формированию общего пространства промышленно-технологической кооперации на основе запуска Нового экономического диалога ШОС». Его главные задачи - устранение торговых и таможенных барьеров, формирование гарантированных и стабильных цепочек производства и поставок, стимулирование совместных программ локализации и импортозамещения, а также защита взаимных инвестиций.

    В качестве инструментов решения этих задач Президентом предложено провести в Узбекистане Неделю делового партнерства регионов государств ШОС, создать Альянс специальных экономических зон стран ШОС, а также проводить на ежегодной основе Большую торговую ярмарку ШОС с созданием на ее базе единой электронной платформы.

    Продовольственная безопасность

    Продовольственная безопасность является одним из важнейших приоритетов в государственной политике Узбекистана. За последние пять лет импорт продовольствия в страну вырос в 2,3 раза: с 1,27 млрд долларов (в 2017 году) до 2,92 млрд долларов (в 2021-м).

    Разница между импортом и экспортом продовольствия также ежегодно растет. С 2017-го увеличилась почти в четыре раза - с 398 млн долларов до 1548 млн долларов. В январе-июле этого года импорт вырос на 41,2 процента. В целом обес­печение продовольственных товаров 25 видов на внутреннем рынке остается зависимым от импорта.

    В связи с этим Узбекистан активно выступает в ШОС за укрепление продовольственной безопасности. Еще до пандемии, в 2018 году, на саммите ШОС Президент Шавкат Мирзиёев выступал за формирование агропромышленных кластеров и расширение сети «зеленых коридоров» при поставках сельскохозяйственной продукции, а в 2019-м глава государства инициировал разработку Концепции взаимодействия стран ШОС в области «умного» сельского хозяйства и внедрения агроинноваций. Кроме того, в ходе своего выступления в ноябре 2020 года на виртуальном Саммите глав государств - членов ШОС лидер Узбекистана выдвинул инициативу о разработке конкретных практических мер по реализации Программы сотрудничества ШОС по продовольственной безо­пасности.

    На прошедшем в Самарканде саммите была подписана Концепция взаимодействия стран ШОС в области «умного» сельского хозяйства и внедрения агроинноваций, а также принято Заявление Совета глав государств - членов ШОС об обеспечении глобальной продовольственной безо­пасности.

    Но, тем не менее, как подчеркнул на саммите глава государства, «мы до сих пор не смогли наладить серьезное взаимодействие в вопросах продовольственной безопасности на площадке ШОС». В связи с этим предложено разработать Общие принципы и подходы к обеспечению продовольственной безопасности, а также уделять пристальное внимание программам выращивания и переработки сельскохозяйственных культур, формированию согласованных схем прямых взаимных поставок, организации эффективной логистики, «зеленых» и экспресс-коридоров для доставки качественных и доступных продуктов питания. Кроме того, Президент Шавкат Мирзиёев указал на необходимость проведения в следующем году Международной конференции по продовольственной безопасности.

    Транспортные коммуникации

    Широко известен один негативный фактор как для экономики Узбекистана, так и других цент­ральноазиатских стран - удаленность от Мирового океана, а также заинтересованность других азиатских государств в сухопутных транспортных коридорах. Поэтому вопросы сотрудничества в этом направлении занимают важное место в повестке ШОС.

    В этом направлении результаты Самаркандского саммита можно назвать весьма успешными. По предложению Узбекистана принята Концепция ШОС по укреплению взаимосвязанности и созданию эффективных транспортных коридоров. Также Президент Шавкат Мирзиёев предложил создать при поддержке Организации Объединенных Наций Межрегиональный центр по взаимо­связанности в Ташкенте.

    Кроме того, Министерство транспорта Респуб­лики Узбекистан, Министерство транспорта и коммуникаций Кыргызской Республики и Государственный комитет по развитию и реформам КНР подписали трехстороннее соглашение о сотрудничестве по проекту строительства железной дороги Узбекистан - Кыргызстан - Китай, что позволит расширить географию торговли и перевозок из Китая через Узбекистан в Турцию и далее в Европу, а также в государства Персидского залива.

    Президент Узбекистана на саммите подчеркнул, что реализация вышеуказанного проекта вкупе со строительством железнодорожного коридора Термез - Мазари-Шариф - Кабул - Пешавар откроет широкие возможности для усиления взаимосвязанности, увеличения взаимной торговли и инвестиций и в целом обеспечения устойчивого экономического роста на пространстве ШОС.

    Кроме того, глава нашего государства предложил обсудить все перспективные проекты в области транспорта и коммуникаций на площадке первого Транспортного форума ШОС в следующем году в Узбекистане.

    Другие направления деятельности

    В области экологии на саммите принято совместное заявление Совета глав государств ШОС о действиях по реагированию на изменение климата. Однако, как отметил Президент Узбекистана, необходимы новые механизмы и форматы практического сотрудничества в этой сфере. Предложено создать Климатический совет ШОС, в который войдут политики, общественные деятели, экологи и представители бизнеса, что позволит повысить эффективность сотрудничества в продвижении проектов климатической адаптации, борьбы с опустыниванием и деградацией земель, внедрения водосберегающих технологий.

    Говоря об Афганистане, Президент Шавкат Мирзиёев отметил, что ужесточение санкционной политики и дальнейшая изоляция нынешних властей Афганистана неизбежно приведут к усилению радикализации внутри этой страны. В связи с чем Узбекистан выступает за развитие конструктивных контактов с Кабулом и предлагает совместно учредить специальный Фонд гуманитарной поддержки Афганистана в Термезе, средства которого будут направляться на преодоление социального кризиса, реализацию образовательных программ для молодежи и проектов в сфере здравоохранения.

    На развитие культурно-гуманитарных связей направлены принятые Комплексный план действий на 2023-2027 годы по реализации Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств - членов ШОС, а также Соглашение между правительствами государств - членов ШОС о сотрудничестве в сфере туризма. По мнению, высказанному Президентом Шавкатом Мирзиёевым, необходимо также учреждение дополнительных форматов, таких как Форум ректоров университетов, Дни культуры и туризма, совместные спортивные мероприятия и универсиады. Также предложено объявить следующий год Годом развития туризма на пространстве ШОС.

    Самаркандская инициатива солидарности

    В своей статье Президент Шавкат Мирзиёев указал на то, что ШОС «является уникальной межгосударственной структурой, сумевшей объединить страны с различными культурно-цивилизационными кодами, собственными внешнеполитическими ориентирами и моделями национального развития». И именно в связи с этим она «призвана стать полюсом притяжения без разделительных линий во имя мира, сотрудничества и прогресса». Поэтому с каждым годом растет число государств, готовых присоединиться к деятельности ШОС.

    В своем выступлении на саммите Президент Шавкат Мирзиёев отметил, что Самарканд с древних времен был центром духовного, экономического, культурного и научного обмена между народами, живущими на пространстве от Восточной Азии до Северной Африки, Ближнего Востока и Европы. Здесь создавалась особая культура общения представителей разных цивилизаций. Этот древний город - живой пример уважительного отношения к традициям и ценностям разных народов, которые взяты за основу при создании ШОС.

    Президент в ходе своего выступления на саммите предложил партнерам Самаркандскую инициативу солидарности во имя общей безопасности и процветания, цель которой - вовлечь в глобальный межцивилизационный диалог всех, кто готов искать согласованные подходы и решения, кто разделяет принципы «Самаркандского духа».

    Вопросы практической реализации этой инициативы Президент Шавкат Мирзиёев предложил рассмотреть на международном Самаркандском форуме в следующем году. Основой работы форума станет Программа действий, которая в скором времени будет представлена партнерам Узбекистана.

    * * *

    В современном мире ШОС является уникальной организацией, объединяющей страны, несмотря на их различия в экономических, политических и идеологических особенностях.

    Кроме того, членство в ШОС не препятствует развитию экономической интеграции в других форматах. Так, в 2020 году Китай принял участие в создании зоны свободной торговли «Всестороннее региональное экономическое партнерство» (ВРЭП) совместно с Австралией, Японией и еще 12 странами Азиатско-Тихоокеанского региона. КНР также имеет соглашения и с другими странами. Сотрудничество ряда государств в формате ЕАЭС не препятствует их экономическому взаимодействию в ШОС. Более того, действует соглашение о зоне свободной торговли между ЕАЭС и Китаем. То же самое касается и других стран - членов ШОС.

    Ранее многие эксперты критиковали подобный «расплывчатый» подход, не имеющий четких критериев к членству в организации, как, например, в ЕС, утверждая, что это делает ее «аморфной», без четкой позиции по тем или иным вопросам. Указывали они и на конкурирующие, якобы не совместимые позиции отдельных групп стран в ШОС: промышленные экономики Индии и Китая конкурируют за сырье и рынки сбыта, а ресурсодобывающие страны - за рынки сбыта сырьевых ресурсов, нуждаясь при этом в новых технологиях и инновациях, которые им не могут предоставить другие государства - члены ШОС. Но подобный взгляд на вещи ставит во главу угла конкуренцию между странами, в то время как в подходах ШОС делается ставка на сотрудничество.

    В рамках взаимодействия ШОС упор делается не на конкуренцию друг с другом, а на взаимодополняемость экономик, исходя из их конкурентных особенностей. И этот подход уже продемонстрировал свои преимущества. Экономики стран объединения развиваются высокими темпами благодаря самодостаточности пространства ШОС, где имеются неиспользованные природные ресурсы и высокий человеческий, интеллектуальный и технологический потенциал.

    Стоит отметить, что главным итоговым документом саммита стала Самаркандская декларация, в которой государства - члены ШОС высоко оценили итоги председательства Узбекистана в 2021-2022 годах, а также приветствовали выдвинутую Президентом Шавкатом Мирзиёевым Самаркандскую инициативу солидарности во имя общей безопасности и процветания, что свидетельствует о верности курса, заложенного «Шанхайским духом», его преемственности и расширении «Самаркандским духом», сформулированным на Самаркандском саммите ШОС.

    Обид Хакимов.
    Директор Центра экономических исследований и реформ
    при Администрации Президента Республики Узбекистан.

    No date selected
    апрель 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    Use cursor keys to navigate calendar dates