Азиз Баратов,
политолог, эксперт Общенационального движения «Юксалиш»:

- Один из ключевых вопросов повестки встречи на высшем уровне - дальнейшее расширение ШОС. Накануне был подписан Меморандум об обязательствах Исламской Республики Иран в целях получения статуса государства - члена ШОС. Кроме того, во время саммита рассматриваются заявки еще около десяти стран по участию в деятельности ШОС в формате полноценных членов, наблюдателей и партнеров по диалогу.

Самаркандский саммит демонстрирует трансформацию ШОС в крупный глобальный институт, зона покрытия которого уже выходит за рамки обширного региона вокруг Центральной Азии. 

В рамках своего председательства Ташкент сумел провести около 80 мероприятий. За год Узбекистану удалось инициировать, скоординировать и завершить процесс согласования 37 документов ШОС. Причем 30 из них предложены нашей страной, а в большинстве случаев - лично Президентом Шавкатом Мирзиёевым. Все предложения носят концептуальный, стратегически важный и практический характер и нацелены на содержательное и институциональное расширение сфер взаимодействия в ШОС.  

Отдельно следует выделить проекты новых для практики ШОС документов, таких как Стратегия транспортной взаимосвязанности, План развития внутрирегиональной торговли, Прог­рамма инфраструктурного развития, учреждение института Посла доброй воли ШОС. С участием деловых кругов стран - участниц ШОС проведены Экономический форум, Неделя промышленных новаций ШОС, Форум глав регионов, Форум промышленной кооперации, выставка плодоовощной продукции «Солнечный Узбекистан». Новаторским проектом стала создаваемая в Самаркандской области индустриальная зона «Узбекистан - ШОС». Эта площадка призвана стать действенным механизмом реализации Программы стимулирования промышленной кооперации между деловыми кругами стран - участниц ШОС.  

Предлагаемая Узбекистаном Стратегия взаимосвязанности на пространстве ШОС способствует возрождению уникальной экономической и транзитной роли Афганистана для всей Евразии. Этими усилиями Узбекистан намерен совместно с партнерами использовать возможности Шанхайской организации сотрудничества для ускорения практической реализации системы транспортных коридоров Узбекистан - Кыргызстан - Китай, Термез - Мазари-Шариф - Кабул - Пешавар, Ланчжоу - Кашгар - Иркештам - Ош - Андижан - Ташкент - Мары и других маршрутов, которые в нынешних геоэкономических условиях приобретают особую стратегическую значимость.

В настоящее время ШОС - единственная во всем регионе Евразии политическая структура в форме многопрофильного международного объединения, работа которого строится на принципах партнерства, равноправия и консенсусного принятия решений. Это прецедент устойчивого объединения государств, различающихся по военно-политическому потенциалу, финансово-экономической мощи, социально-культурным традициям. Как отмечает Президент Шавкат Мирзиёев, по сути, организация является уникальной межгосударственной структурой, сумевшей объединить страны с различными культурно-цивилизационными кодами, собственными внешнеполитическими ориентирами и моделями национального развития. За короткий по историческим меркам период ШОС прошла большой путь, став неотъемлемым элементом современного глобального политического и экономического мироустройства.

Все это стало возможным благодаря тому, что государства-учредители смогли сформировать отвечающий взаимным интересам и подходам общий знаменатель, краеугольным камнем которого являются учет интересов и взаимное уважение друг друга, отказ от вмешательства во внутренние дела, силовых методов и претензий на доминирование. Государства - члены ШОС придерживаются принципов равноправия, поиска совместных точек зрения на основе взаимопонимания и уважения мнений каждого из них; мирного разрешения разногласий между государствами-членами; ненаправленности против других стран и регионов.

Еще одной особенностью ШОС является то, что идеологическая и политическая суть организации определяется как равноправное партнерство малых и больших государств, что служит важным ориентиром в урегулировании международных разногласий мирным политико-­дипломатическим путем. ШОС продолжает укрепление своего потенциала с учетом современных реалий и в нынешних непростых условиях продолжает сохранять внеблоковый статус. Это также закрепляет за Узбекистаном роль медиатора, который становится площадкой, консолидирующей государства региона во имя общего блага, процветания и устойчивого развития на фоне происходящих разломов и роста очагов напряженности в мире.

ШОС была и остается организацией, открытой для взаимодействия. В соответствии с «Шанхайским духом» она ведет широкий диалог и сотрудничает с разными международными организациями. ШОС получила статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН еще в 2004 году. Она также установила официальные контакты с рядом структурных подразделений ООН. Кроме того, ШОС имеет отношения сотрудничества с СНГ, АСЕАН, ОДКБ, Евразийским экономическим союзом, СВМДА, ОЭС и ЛАГ. 

Как прогнозируют эксперты, с приемом Ирана в ШОС увеличится общая численность организации, а ВВП достигнет почти 30 процентов от мирового показателя. Это уже само по себе наглядно иллюстрирует эффект присоединения Ирана к ШОС. Что касается Беларуси, то данная страна находится на основных транзитных путях из Восточной и Центральной Азии на Запад. Это делает ее привлекательной не только в сфере экономики, но и в области борьбы с наркотрафиком, торговлей оружием, терроризмом и нелегальной миграцией. Государствам - членам ШОС включение Беларуси и Ирана открывает больше возможностей для диверсификации экспорта и увеличения мобильной переговорной площадки. 

Региональная антитеррористическая структура (РАТС) со штаб-квартирой в Ташкенте содействует координации и взаимодействию компетентных органов государств - членов ШОС в борьбе с терроризмом, сепаратизмом. Структура создана по инициативе Узбекистана в 2004 году. Учитывая, что терроризм, экстремизм и сепаратизм до сих пор представляют угрозу для безопасности всех стран, работа РАТС ШОС весьма актуальна в целях продолжения движения по пути объединения усилий, возможностей и обмена опытом. Потенциал стран - членов организации может быть задействован для отработки мер комплексного реагирования на традиционные и новые вызовы и угрозы. Это предполагает проведение совместных учений, приглашение экспертов, многие другие формы сотрудничества.

Особое внимание стороны уделяют антитеррористической составляющей взаимодействия, включающей обмен информацией о лицах, причастных к террористической деятельности, проведение совместных практических мероприятий по ее предупреждению, выявлению и пресечению. В первую очередь предотвращению в зоне ответственности ШОС вербовочной активности международных террористических организаций и пресечению транзита иностранных боевиков-террористов через территории стран - участниц ШОС.

Наргиза МУМИНОВА,
доктор философии по политическим наукам (PhD), доцент УМЭД:

- Определение ключевых внешнеполитических приоритетов страны и методов их реализации предполагает разные варианты исполнения внешнеполитических решений, выбор формата и направлений сотрудничества с другими участниками международных отношений. При формировании стратегических задач во внешней политике, направленных на укрепление суверенитета, обеспечение социально-экономического благосостояния и внешней безопасности, важную роль играют практические вопросы их реализации, связанные с инструментами и средствами дипломатии. Современные интенсивные процессы глобализации и комплексной взаимозависимости стран мира, условия возрастающих трансграничных конфликтов и сохранение длительной напряженности в мировой политике, глубина социокультурных трансформаций и переформатирование мирового порядка подчеркнули значимость многосторонней дипломатии как эффективного переговорного формата с учетом разных уровней и перспектив.

В претворении стратегии взвешенного, взаимовыгодного и конструктивного внешнеполитического курса Республики Узбекистан важную роль играет многосторонняя дипломатия. Наша страна заинтересована в экономическом развитии, региональной стабильности, инфраструктурных проектах, территориальной целостности. И она всячески сигнализирует о необходимости разрешения всех конфликтов путем мирных переговоров и консультаций на основе международного права и в рамках ранее достигнутых договоренностей.

Так, с целью укрепления и углубления кооперации в регионе налажен механизм проведения на регулярной основе Консультативных встреч глав государств Центральной Азии. Узбекистан предпринимает активные действия в целях содействия мирному процессу и социально-экономическому развитию в Афганистане, проводит сбалансированную политику по смягчению экологических вызовов и социально-экономических последствий высыхания Аральского моря с привлечением международных участников, инициирует и участвует в строительстве транспортных коридоров с учетом транзитного потенциала Центральноазиатского региона и реализации инфраструктурных проектов.

Сегодня Узбекистан тесно включен в систему взаимодействия с рядом авторитетных международных организаций, среди которых особая роль принадлежит ШОС. В соответствии с Хартией ШОС основными целями и задачами организации являются укрепление между государствами-членами взаимного доверия, дружбы и добрососедства; развитие многопрофильного сотрудничества для поддержания и укрепления мира, безопасности и стабильности в регионе, содействия построению нового демократического, справедливого и рационального политического и экономического международного порядка; совместное противодействие терроризму, сепаратизму и экстремизму во всех их проявлениях, борьба с незаконным оборотом наркотиков и оружия, другими видами транснациональной преступной деятельности, а также незаконной миграцией; поощрение эффективного регионального сотрудничества в политической, торгово-экономической, оборонной, правоохранительной, природоохранной, культурной, научно-технической, образовательной, энергетической, транспортной, кредитно-финансовой и других областях и другое.

Взаимодействие в рамках ШОС характеризуется многоуровневой профессиональной и социальной вовлеченностью в переговорные процессы. А экономическое измерение сотрудничества проявляется через взаимодействие в рамках экономических форумов, специальных семинаров, в том числе форумов регионов, для развития контактов между разными стейкхолдерами и бизнес-сообществами стран-членов.

Одновременно наращивание совместных кооперационных стремлений внутри организации укрепляет и двусторонние связи между государствами-участниками. Президент Узбекистана отметил: «ШОС сильна только тогда, когда силен каждый из нас». Для этого важны взаимная поддержка, совместный поиск компромиссов по ключевым вопросам нашей повестки дня. Именно такой подход становится сегодня главным условием обеспечения безопасности и устойчивого развития на пространстве Евразии.

Эффективное сотрудничество ШОС с другими региональными объединениями по так называемой сетевой модели содействует продвижению интересов организации.

Под председательством Узбекистана в ШОС было запланировано проведение более 80 мероприятий разного уровня, разработаны проекты важных концептуальных документов, направленных на содержательное и институциональное расширение сфер взаимодействия в ШОС. 

Самаркандский саммит послужит весомым вкладом в определение ключевых параметров дальнейшего развития объединения, стратегических нарративов и императивов безопасности на пространстве ШОС, в поиск путей адаптации существующей модели сотрудничества и обес­печения безопасности к современным условиям трансформации международных отношений. 

Музаффар ДЖАЛАЛОВ,
ректор Университета Инха в Ташкенте:

- В последние десятилетия правительства многих государств, в том числе стран - участниц ШОС, для поддержания и ускорения экономического роста разработали цифровые стратегии и на постоянной основе оптимизируют их в зависимости от целей развития. К примеру, практически все страны Центральноазиатского региона (за исключением Туркменистана) приняли собственные программы по развитию цифровизации. В частности, в 2017 году Казахстан утвердил программу «Цифровой Казахстан», Узбекистан в 2020-м принял Стратегию «Цифровой Узбекистан-2030», Таджикистан в 2020-м принял Концепцию развития цифровой экономики.

Достижения одной из ведущих стран ШОС - Китая - в области цифровизации и внедрения новейших технологий в повседневную жизнь активно способствуют развитию цифровой экономики в странах - участницах организации, в том числе и в государствах ЦА. КНР в этой сфере является одним из крупных игроков. Такие технологические гиганты, как Alibaba, Tencent и Huawei, сегодня составляют глобальную конкуренцию Кремниевой долине. За относительно короткий срок эти компании превратились в гигантов сфер электронной коммерции и IT, услугами которых широко пользуются в Восточной, Юго-Восточной и Центральной Азии.

Особую роль цифровизации эксперты сегодня видят в развитии транспортной инфраструктуры стран - участниц Шанхайской организации сотрудничества, благодаря которой стоимость перевозок можно сократить на 30 процентов и увеличить пропускную способность транспортных маршрутов на 40 процентов. Расширить экономические возможности стран ШОС поможет совместное строительство мультимодальных транспортно-логистических центров, формирование сети индустриальных кластеров вдоль транспортных маршрутов государств - участников ШОС. 

Стремительная цифровизация порождает ряд злободневных проблем в области кибербезопасности. По оценкам экспертов, в 2021-м число кибератак в мире увеличилось на 50 процентов по сравнению с 2020-м. В прошлом году среди самых атакуемых отраслей в мире первое место занял сектор образования и исследований. Именно поэтому за последние годы сформировался единый подход, позволяющий ШОС возглавить международные усилия по выработке универсальных правил ответственного поведения государств в информационном пространстве, недопущению использования ИКТ в противоправных целях. Так, в 2021-м по итогам юбилейного саммита в Душанбе было подписано 30 документов, в числе которых План взаимодействия стран ШОС по вопросам обеспечения международной информационной безопасности на 2022-2023 годы.

Цифровизация - залог экономического развития и повышения инвестиционной привлекательности стран - участниц ШОС. С этой точки зрения принятие на Самаркандском саммите Комплексной программы по реализации Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств - членов организации на 2023-2027 годы будет содействовать повышению уровня многопланового партнерства между странами - участницами ШОС, в том числе и в сфере цифровизации.

*  *  *

В эти дни Узбекистан превратился в центр мировой политики. На переговорной площадке в рамках саммита ШОС собрались лидеры разных государств. Вместе с тем Самаркандский саммит четко демонстрирует приоритеты Узбекистана, нацеленные на экономическое развитие, региональную стабильность, инфраструктурные проекты, территориальную целостность. Наша республика привержена этим целям в любой организации и наднациональной структуре.

Записала
Евгения Юн.
«Правда Востока».