Отрадно отметить, что все без исключения страны объединения отчетливо это понимают. Так, созданные в рамках ШОС механизмы взаимодействия и форматы сотрудничества предоставляют уникальную возможность сопряжения национальных интересов каждого государства-члена с интересами развития региона ШОС.  

Экономическая составляющая всегда присутствовала в качестве ключевой в повестке саммитов ШОС. Документы, подписанные на Самаркандском саммите это еще раз подтвердили. Среди них прежде всего следует выделить План совместных действий по развитию внутрирегиональной торговли, Программу стимулирования промышленной кооперации между деловыми кругами и Концепцию сотрудничества государств-членов ШОС по развитию взаимосвязанности и созданию эффективных транспортных коридоров.

Эти три важнейшие направления (торговля, промышленная кооперация и транспорт) определены в качестве главных драйверов развития сотрудничества на перспективу на обширном пространстве ШОС, которое занимает 60 процентов территории Евразии и четверть территории мира. В странах-участницах организации и ее партнерах проживает более 3,3 миллиарда человек, производится около четверти мирового ВВП. Регион ШОС охватывает динамично развивающиеся экономики мира с огромным человеческим, интеллектуальным и технологическим потенциалом, наличием больших, в значительной степени не использованных природных ресурсов.

Это огромнейший рынок для реализации совместных инновационных проектов в сфере промкооперации, цифровой экономики, торговли и транспорта. Международные эксперты оценивают ШОС как организацию, которая в ближайшие десятилетия продолжит свое развитие и станет локомотивом мировой экономики. Этому будут способствовать принятые на Самаркандском саммите документы. Сейчас налицо наличие огромного потенциала, для раскрытия которого страны-участницы согласовали пошаговый план совместных действий по развитию внутрирегиональной торговли. Представляется, что он будет включать меры, нацеленные на упрощение и унификацию торговых процедур, их цифровизацию, устранение барьеров, продвижение электронной торговли. Ожидается, что товарооборот со странами региона значительно возрастет после вступления Ирана в организацию.  

В успехах на экономическом треке особенно заинтересованы страны Центральной Азии, которые не имеют выхода к морю. Несмотря на то, что транспортная взаимосвязанность стран ШОС значительно укрепилась, страны региона, по оценке Всемирного банка, продолжают оставаться одними из наименее соединенных экономик мира. Созданные в рамках ШОС механизмы сотрудничества в сфере транспорта, как ожидается, должны в полной мере раскрыть транзитно-транспортный потенциал Центральной Азии. Этому будет служить принятие Концепции сотрудничества государств-членов ШОС по развитию взаимосвязанности и созданию эффективных транспортных коридоров, которая имеет важное значение для расширения сотрудничества в транспортном секторе.

В этом контексте, подписанное в рамках саммита Соглашение о реализации проекта строительства ж/д «Узбекистан - Кыргызстан - Китай» позволит значительно сократить путь и стоимость доставки грузов из/в Китай и повысить транзитный потенциал стран Центральной Азии. Еще один амбициозный проект, инициированный Узбекистаном - проект строительства трансафганского коридора «Мазари-Шариф - Кабул - Пешавар». Его реализация открывает прямой и экономически эффективный транспортный маршрут к морским портам Южной Азии и расширяет возможности для роста торговли.

Третье направление, которое призвано поднять экономический потенциал ШОС - стимулирование промышленной кооперации между деловыми кругами государств-членов объединения.

Фанил Кадиров,

заместитель директора Международного института Центральной Азии.