Наша страна всегда была колыбелью просвещения, являлась домом для ярчайших личностей. Так, например, в Самарканде и Герате трудились ученые, поэты, архитекторы, искусные ремесленники и люди других профессий. Листая страницы истории, можно с гордостью сказать, что, создав огромную и могущественную империю, Амир Темур заложил основы качественной системы высшего образования для расцвета духовной культуры и возрождения высоких традиций минувших эпох. Ну а лучшие традиции высшего образования получили свое продолжение в XV веке в Самарканде при правлении его внука Мирзо Улугбека.

Улугбек был великим ученым, меценатом науки и искусств, многое сделал для высшего образования. Он понимал огромную роль знаний в духовном развитии государства и стремился превратить города Мавераннахра в центры научной мысли. По его указанию искуснейшие мастера построили три знаменитых медресе в Бухаре, Самарканде и Гиждуване.

Первое датируется 1417 годом и сохранилось до нашего времени. На его воротах вырезана характеризующая ту пору надпись: «Стремление к знанию является обязанностью каждого мусульманина и каждой мусульманки».

Самаркандское медресе строилось в 1417-1420 годах в центре города на площади Регистан. Представляет собой одну из лучших построек средневекового Востока. Первоначально было двухэтажным с пятьюдесятью хужрами и двумя читальными залами. Каждая хужра состояла из спальни, комнаты для занятий и кладовой. По данным имеющихся источников, там занимались более ста студентов.

В Гиждуване медресе построили в 1433-м. Как и остальные два, это учебное заведение было своеобразным университетом того времени.

В них наравне с духовными предметами - тафсиром, хадисами, фикхом и прочими - изучались астрономия, математика, геометрия, медицина, география, поэтика, арабский язык, история. До постройки специальной обсерватории научно-практические исследования в области астрономии, математики и географии велись на площади Регистан.

Прошедшим обучение в медресе (в среднем 15-16 лет) и усвоившим программу обучения по основным предметам выдавалось соответствующее свидетельство - санад. Сохранилось одно из таких, заверенное подписью Кази-заде Руми, выданное в 1435 году некому Шамсаддину Мухаммаду Балхи.

По словам Зайниддина Васифи, знаменитого литератора XVI века, первым мударрисом (ректором) в медресе Улугбека был назначен мавлан Мухаммад Хавафи, который в 1420 году в день открытия этого учебного заведения прочитал такую высокоученую лекцию, что из присутствовавших 90 слушателей смысл смогли понять лишь сам Улугбек и Кази-заде Руми, также преподававшие там.

Фундаментальные лекции читали и такие ученые, как Гиясиддин Джамшид Каши, Али Кушчи, Ходжа Фазлулах Абу Лайс Самарканди, Абдурахман Джами и многие другие. В 1466-1468 годах лекции в медресе посещал великий узбекский поэт Алишер Навои.

Дипломы об окончании медресе Мирзо Улугбека признавались не только в Мавераннахре, но и во всех мусульманских странах. Например, выпускник медресе Мирзо Улугбека - Али Кушчи был принят на работу в должности профессора, а затем ректора в одном из вузов Стамбула, где получил возможность подготовить более 200 учеников.

Выпускники медресе Мирзо Улугбека преподавали и в таких странах, как Иран и Индия. Слава учебного заведения достигла Европы, где выдающийся французский мыслитель XVIII века Вольтер определил статус медресе Улугбека выше университета, считая его академией.

Медресе Мирзо Улугбека функционировало в последующие XVI-XVII века. Среди выпускников оказалось немало талантливых ученых и поэтов. Несмотря на это, во время междоусобиц в 20-е годы XVIII века многие жители вынуждены были покинуть родной город, а медресе Самарканда опустели. Только во второй половине XVIII века усилиями эмира Шахмурада учебный процесс в медресе был восстановлен.

И вот уже в начале ХХ века в Самарканде насчитывалось более 20 медресе. Деятельность каждого была прекращена в 1918 году. Однако традиции многовекового высшего образования в Узбекистане на этом не оборвались.

Выпускников медресе привлекли для создания высших учебных заведений нового типа. Так, например, в организации Самаркандского государственного университета большую роль сыграли выпускники бухарского медресе Мир Араб Абдурауф Фитрат и Садриддин Айни (последний также окончил другое знаменитое бухарское медресе - Кукельдаш).

Создание вуза нового типа происходило в период, когда письменность в Узбекистане была основана на арабской графике. Это позволило сохранить преемственность лучших традиций классической системы медресе. Вместе с тем одно из главных отличий университета от традиционной системы состояло в отсутствии технологического факультета, так как в этот период религия была отделена от государства. В результате в медресе Узбекистана стали преподавать только религиозные дисциплины.

Учитывая огромный опыт и богатые традиции в системе образования, в 1924 году принято решение о создании в Самарканде крупного вуза, где готовили бы педагогов новой формации.  В 1927-м последовало учреждение там Узбекского педагогического института, в 1930-м - его реорганизация в Узбекскую государственную педагогическую академию, в 1933-м - в Узбекский (а с 1961-го Самаркандский) государственный университет. Как и в медресе Мирзо Улугбека, в вузе нового типа особое внимание уделялось преподаванию светских наук и дисциплин.

За короткий период университету суждено было стать крупнейшим очагом высшего образования в Центральной Азии. Однако по мере развертывания и углубления процесса реконструкции и развития народного хозяйства, подъема культуры все более острой становилась потребность в квалифицированных специалистах соответствующего профиля, что в свою очередь выдвигало на первый план задачу расширенной подготовки педагогических кадров.

Торжественное открытие учреждения состоялось 22 января 1927-го. Здесь организованы четыре отделения: общественно-политическое, физико-техническое, естественно-историческое и лингвистическое. Эта первоначальная структура специализации студентов в дальнейшем подверглась существенным изменениям.

В преподавательский состав самаркандского вуза вошло немало местных научно-педагогических работников. В их числе литературовед Абдурауф Фитрат, языковед Гази Юнус, историки Пулат Салиев, Муса Саиджанов и другие.

Вышеупомянутое преобразование в академию в 1930-м свидетельствовало о признании растущих заслуг и авторитета вуза. Там функционировало 11 отделений: общественно-экономическое, языка и литературы, естественное, физико-техническое, педагогическое, политико- просветительное, дошкольное, школьное, внешкольное, растениеводства и животноводства.

Педагогическая академия в Самарканде сыграла важную роль в дальнейшем развитии системы высшего образования в республике.  За время существования (до 1933-го) коллективом проделана большая и плодотворная работа по организации учебного процесса, научно- исследовательской и общественной деятельности, укреплению материальной базы факультетов и подготовке специалистов с высшим образованием.

20 января 1933-го академия имени А. Икрамова преобразована в Узбекский государственный университет. В его состав поначалу входили шесть факультетов: исторический, филологический, физико-математический, химический, геолого-географический и медицинский. А уже в 1935-м на базе медфакультета создан самостоятельный Самаркандский медицинский институт имени академика И.П. Павлова.

После обретения Узбекистаном независимости исторический преемник медресе Мирзо Улугбека - Самаркандский государственный университет добился новых успехов в подготовке высококвалифицированных кадров для народного хозяйства республики. Открыты новые направления и специализации: социология, философия, экология, электроника, астрофизика и многие другие.

Университет выпускает специалистов, востребованных в разных сферах, воспитывает достойную молодую смену с большим профессиональным и нравственным потенциалом. Ученые СамГУ выступают с докладами на республиканских и международных конференциях. Ведущие специалисты университета проводят совместные исследования с коллегами из России, Англии, Германии, Франции, Италии, США, Турции и других государств.

Вуз дал путевку в жизнь многим выпускникам, работающим сейчас не только в Узбекистане, но и в странах ближнего и дальнего зарубежья. Некоторые достигли высокого делового и общественного статуса, являются руководителями региональных организаций, именитыми учеными и общественными деятелями. Так, среди выдающихся выпускников СамГУ поэты Усман Насыр, Хамид Алимджан, Айдын, ученые Убай Арифов, Яхъя Гулямов, Ибрагим Муминов, Улуг Турсунов.

Сегодня, в эпоху глобальных перемен и инноваций, профессорско-преподавательский состав во главе с ректором Рустамом Халмурадовым Самаркандского государственного университета с каждым годом активно совершенствует учебный процесс, внедряя современные инструменты и программы.

Имаш Гаджиев.
Доктор искусствоведения, доцент, член Союза художников Азербайджана, член Союза
дизайнеров Азербайджана, академик Академии наук «Турон» Республики Узбекистан.

Нигина Муллажонова.
Заведующая кафедрой инженерной графики
Самаркандского государственного университета, доцент.