Почему саммит актуален и что даст нашей стране участие в нем? Об этом аналитическая статья директора ЦЭИР.

В ракурсе глобальной экономики

В совместном заявлении Продовольственная и сельско­хозяйственная организация ООН (ФАО) и Всемирная торговая организация (ВТО) предупредили об опасности мер, направленных на борьбу с пандемией и ставящих под угрозу глобальную торговлю и продовольственную безопасность. Ситуация с COVID-19 может привести к усилению продовольственного кризиса. Совокупные последствия пандемии, вылившиеся в глобальную рецессию в 2020-м, в 2021 году способны значительно ухудшить ситуацию с голодом и неполноценным питанием.

В 2020 году около 49 млн человек в мире могут оказаться в условиях крайней нищеты. Снижение доходов в сочетании с нарушениями в цепочках снабжения способны вызвать в ближайшие несколько месяцев увеличение числа людей, испытывающих нехватку продовольствия или серьезные проблемы с питанием.

Все эти обстоятельства не могут не вызывать беспокойства у мирового сообщества. При этом в отличие от продовольственного кризиса в 2007-2008 годах нынешняя проблема заключается не в нехватке продовольствия, а в доступе к нему.

Продовольственная система охватывает все элементы (окружающая среда, людские ресурсы, факторы производства, процессы, инфраструктура, организации и т.д.) и все виды деятельности, связанные с производством, переработкой, распределением, приготовлением и потреблением продовольствия, а также результаты такой деятельности, в том числе социально-­экономические и экологические последствия.

Вызванное пандемией ухудшение глобальной экономической ситуации оказывает негативное влияние на продовольственные системы стран как со стороны предложения, так и со стороны спроса. Повысились риски сокращения производства и торговли, а также разрыва устоявшихся производственно-сбытовых цепочек, значительным рискам подвержены прежде всего трудоинтенсивные производства пищевой промышленности, торгово-логистическая сфера, предприятия общественного питания.

Стабилизация продовольственных рынков осложняется тем, что ряд стран в целях продовольственной безопасности ограничил экспорт агропродовольственных товаров, в том числе социально значимых продуктов питания. Как отметил Гендиректор ФАО ООН Ц. Донгю, неэффективные политические решения, в частности ограничение экспорта продовольствия некоторыми странами, могут спровоцировать продовольственный кризис и привести к широкомасштабной гуманитарной катастрофе. Такое положение дел свидетельствует о том, что мировые продовольственные системы работают с перебоями, и пандемия только усугуб­ляет ситуацию.

На фоне нарастающих проблем объявление Генеральным секретарем ООН Антониу Гутерришем о созыве в 2021 году Саммита по продовольственным системам становится весьма актуальным.

В своем обращении А. Гутерриш заявил, что многие продовольственные системы современного мира нуждаются в преобразованиях - в интересах людей, природы, климата и будущего человечества. Пандемия COVID-19 обнажила опасные перекосы нынешних продовольственных систем и поставила под удар жизнь и источники средств к существованию людей по всему миру, особенно наиболее уязвимых и незащищенных.

Главная цель саммита - повысить осведомленность и согласовать широкие обязательства и конкретные меры по преобразованию продовольственных систем для искоренения голода, сокращения связанных с питанием болезней.

Генеральный секретарь ООН призывает все мировое сообщество объединить усилия и кардинально изменить подход к производству, переработке и потреблению продуктов питания. И это не просто очередное мероприятие, а событие, которое ознаменует собой поворотный момент в международных усилиях по достижению Целей устойчивого развития к 2030 году.

Неправильное питание, в том числе обусловленное отсутствием постоянного доступа к достаточному количеству продуктов приемлемого качества, наносит ущерб здоровью человека. Не способствует его поддержанию и работа в тяжелых условиях, контакт с загрязняющими веществами в воде, почве и воздухе, употребление в пищу небезопасных или загрязненных продуктов. При этом примерно треть производимых в мире продуктов портится или выбрасывается.

Следовательно, только преобразование продовольственных систем для увеличения их устойчивости и запаса прочности способно изменить положение дел в мире к лучшему.

Сельскохозяйственный потенциал республики

Развитое и высокопродуктивное сельское хозяйство - главное условие обеспечения продовольственной безопасности любого государства. Среди приоритетных направлений Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан в 2017-2021 годах, - модернизация и интенсивное развитие сельского хозяйства. В 2019 году Указом Президента утверждена Стратегия развития сельского хозяйства Республики Узбекистан на 2020-2030 годы, которая охватила девять стратегических приоритетов, первым из которых стало обеспечение продовольственной безопасности населения.

Благодаря тому, что развитие сельхозпроизводства приобрело стратегический характер, Узбекистан добился значительного прогресса в сфере за счет увеличения продуктивности сельского хозяйства. Благодаря вниманию главы государства последние три года можно назвать периодом беспрецедентных комплексных реформ в аграрной отрасли, включающих внедрение рыночных механизмов и передовых технологий и переход к кластерной системе. Принимались меры по расширению посевных площадей, специализации районов на плодоовощеводстве, объединению производителей продукции в плодоовощеводческие кластеры и кооперации. В результате значительно повысился потенциал производства продовольственной продукции. Об этом свидетельствуют следующие показатели.

В 2017-2019 годах сохранялась тенденция постепенного сокращения удельного веса сельского хозяйства в ВВП (с 34 в 2017-м до 28,1 процента в 2019-м), что связано с дальнейшим расширением потенциала развития отраслей промышленности и сферы услуг. При этом снижение доли сельского хозяйства в ВВП происходило на фоне положительных среднегодовых темпов прироста продукции, которые составили 1,3 процента и были достигнуты благодаря структурным реформам и реализации мер по модернизации и интенсивному развитию сферы. Так, в 2019 году темпы роста производства сельскохозяйственной продукции составили 102,5 процента относительно 2018-го. В целом за 2017-2019 годы валовая продукция сельского хозяйства выросла в 1,5 раза, а на душу населения - в 1,4 раза (в ценах 2019-го). При этом продукция растениеводства увеличилась в 1,3 раза, продукция животноводства - в 1,7.

В 2019 году в Узбекистане объем внешней торговли продуктами питания составил 2,8 млрд долларов (или 3,6 млн тонн), из них около 46 процентов приходится на экспорт, 54 - на импорт. В структуре импорта 70 процентов от общего импорта продовольствия составили мука (453 тысячи тонн), картофель (282 тысячи), подсолнечное масло (192 тысячи), сахар (167 тысяч) и пальмовое масло (70 тысяч). В структуре экспорта преобладала плодоовощная продукция (1,4 млн тонн, или 75 процентов от общего объема экспорта). В частности, экспортировано 823 тысячи тонн овощей и 613 тысяч тонн - фруктов.

О высоком экспортном потенциале отечественной продовольственной продукции свидетельствует тот факт, что даже в условиях наиболее жестких карантинных ограничений Узбекистан сумел значительно нарастить ее экспорт. Так, по данным Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике, за январь-август 2020 года поставки узбекских овощей и фруктов на рынок РФ выросли на 57,7 процента по отношению к тому же периоду 2019 года и достигли 169,1 млн долларов, что стало рекордом плодоовощного экспорта. В тоже время наблюдался значительный рост экспорта плодо­овощной продукции в такие страны, как США - на 47,1 процента и Грузия - на 19,2.

По поставкам капусты в Россию в январе-марте 2020 года Узбекистан занял второе место, уступая лишь Китаю, а по поставкам лимона - четвертое после Турции, Марокко и Египта. Экспорт свежих цветной капусты и брокколи на рынок России вырос в 2,3 раза, на 75 процентов увеличился экспорт узбекского чернослива, в 5 раз увеличился экспорт кураги. Это позволило нашей республике занять второе место в рейтинге поставщиков этих сухофруктов в Россию после Турции, обойдя производителей ЕС, Таджикистана, Армении и Китая. Экспорт отечественных замороженных фруктов в Россию вырос в 3 раза, а свежей моркови - в 3,5.

Продовольственная политика нашей страны

Государственная продовольственная политика страны главным образом направлена на то, чтобы обеспечить продовольственную безопасность за счет собственного производства с учетом уровня доходов населения. Собственное производство полностью обеспечивает потребности граждан республики в мясных и молочных продуктах, овощах, фруктах и бахчевых культурах.

Узбекистан - одна из немногих стран, которая в период пандемии COVID-19 не стала ограничивать торговлю продовольственными товарами. Более того, в период пандемии сумела успешно мобилизовать свой агропродовольственный сектор, чтобы не только не допустить перебоев в обеспечении населения качественным продовольствием, но и задействовать высокий экспортный потенциал на мировых рынках. Кроме того, меры прямой поддержки населению в период карантинных ограничений позволили смягчить спад экономики и увеличили экономическую доступность продовольствия для узбекистанцев.

Помимо наращивания объемов производства и продуктивности в отраслях сельского хозяйства, также принимаются меры по совершенствованию системы управления пищевой промышленностью, в частности, по внедрению системы государственной поддержки производства отечественной пищевой продукции, конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках, с более высокой степенью безопасности.

Эти меры включают:

  •  увеличение объемов переработки сельскохозяйственных и пищевых продуктов на основе международных стандартов качества;
  •  создание условий для взаимовыгодных отношений между предприятиями, производящими агропродовольственные товары с предприятиями по их переработке, изготовлению и реализации;
  •  координацию работы по бесперебойному обеспечению сельскохозяйственных предприятий пищевой промышленности и экспортеров необходимым количеством качественного сырья;
  •  увеличение производства продукции в соответствии с требованиями международных стандартов на основе принципа «от поля до стола», расширение сферы деятельности организаций по их переработке и экспорту в соответствии с этими стандартами, ускорение сертификации экспортно ориентированной продукции;
  •  создание современных торгово-логистических центров, продвижение национального бренда местных продуктов питания на мировых рынках, повышение их конкурентоспособности и расширение экспортного потенциала;
  •  организацию выставок и ярмарок в респуб­лике и за рубежом продукции сельскохозяйственных, пищевых и перерабатывающих предприятий, дальнейшее увеличение присутствия отечественной продукции на международных рынках и привлечение к ней мирового внимания;
  •  принятие мер по обучению, переподготовке и повышению квалификации кадров, обладающих современными знаниями и навыками на основе аграрных инновационных систем для предприятий, выращивающих и перерабатывающих сельскохозяйственные и пищевые продукты;
  •  широкое привлечение зарубежных специалистов в области сельскохозяйственного производства и производства продуктов питания.

В рамках реформ в том числе реализованы меры, направленные на создание продовольственных резервов и обеспечение макроэкономической стабильности в случае, если возникнет угроза продовольственной безопасности страны. Все это стало возможным как благодаря системной и последовательной работе последних лет, так и экстренным мерам в период карантинных ограничений во время пандемии COVID-19.

Благодаря этому стала формироваться устойчивая продовольственная система, неуязвимая к внешним потрясениям и шокам, обеспечивающая и внутренний, и внешний спрос на продовольственные товары.

Свидетельством успешности проводимой в Узбекистане продовольственной политики является улучшение позиции в рейтинге стран мира по уровню продовольственной безопасности. Так, по индексу продовольственной безопасности (The Global Food Security Index) по версии аналитического агентства The Economist Intelligence Unit в 2019 году Узбекистан занял 71-е место в мире, поднявшись на девять позиций по сравнению с 2018-м.

Важно отметить, что эти меры позволили Узбекистану достичь значительного прогресса в достижении Национальных целей и задач в области устойчивого развития на период до 2030 года (ЦУР), в частности Цель 2 - «Укрепление продовольственной безопасности, улучшение рациона питания и содействие устойчивому развитию сельского хозяйства».

Ожидания от саммита

Перебои в работе мировых продовольственных систем и возможное усиление кризиса в результате пандемии COVID-19 ставят правительства всех стран мира перед необходимостью выработать новые международные согласованные усилия по обеспечению продовольственной безопасности.

В Узбекистане такие меры - первоочередные в Антикризисной программе для поддержания национальной экономики в период пандемии и после нее.

Вместе с тем в условиях возможного обострения продовольственного кризиса в мире крайне важно быстро переосмыслить применяемые методы производства, переработки, сбыта и потребления продуктов питания, а также утилизации отходов в Узбекистане. Это может стать поворотной точкой для того, чтобы перебалансировать и преобразовать продовольственные системы Узбекистана, сделав их более инклюзивными, стабильными и устойчивыми.

В связи с этим участие Узбекистана в Саммите по продовольственным системам позволит продолжить совершенствование национальной продовольственной системы в рамках комплекса первоочередных мер, направленных на удовлетворение насущных кратко- и среднесрочных потребностей людей и в конечном итоге будет служить обеспечению ее большей устойчивости.

Это также открывает для Узбекистана и ряд новых возможностей. Во-первых, - для расширения сотрудничества с международными организациями по реализации совместных мер в реорганизации продовольственных систем. Во-вторых, участвовать и внести свой вклад в выработку предложений по преобразованию продовольственных систем в региональном и мировом масштабе. В-третьих, позволит информировать мировое сообщество о проводимой политике по обеспечению продовольственной безопасности в стране и поделиться опытом и достижениями в деле успешного реформирования аграрной отрасли. В-четвертых, поможет еще больше укрепить взаимодействие и инициативы по усилению кооперации между странами Центральной Азии.

Предстоящая совместная работа позволит объединить усилия стран региона, повысит осведомленность и обеспечит согласование широких обязательств и конкретных мер в достижении устойчивых продовольственных систем.

Обид Хакимов.

Директор Центра экономических исследований
и реформ при Администрации Президента Республики Узбекистан.