- Прежде всего несколько вопросов о начале вашей профессиональной деятельности. Как вы решили стать медицинской сестрой?
- Я с детства об этом мечтала. В юности я пересмотрела, наверное, все передачи о здоровье. Поступила в АДМИ, получила высшее сестринское образование и уже почти 30 лет работаю в этой сфере. Продолжала учебу в Японии. Наша профессия не легкая, но мы успевали все.
Бывали и трудности, бессонные ночи. Мы терпели, терпим. Потому что любим свою профессию.
Вообще это очень важно – вовремя определиться, кем ты хочешь стать. Сегодня, например, мне приходится подолгу разговаривать с выпускниками медицинских колледжей, которые еще ищут себя в профессии. Я узнаю у них, что им ближе – терапия, хирургия, рентгенология, реанимация, операционное дело. Сестра должна заниматься любимым делом. В противном случае она не сможет внимательно и с теплотой относиться к пациентам.
- Кому бы вы могли порекомендовать такую работу? Какими качествами должна обладать женщина, которая выбрала эту профессию?
- Сразу поправлю – не только женщина. Сегодня в нашу профессию все чаще приходят молодые люди. И они, к слову, отлично показывают себя в деле, надолго задерживаются в профессии. Что касается личных качеств, то речь должна идти о доброте, честности, открытости, желании помогать другому. И это не просто красивые слова. Поймите, в нашей профессии не бывает случайных людей. Ведь к каждому пациенту нужен особый подход. От того, насколько внимательно мы отнесемся к больному, грамотно и вежливо ответим на его вопросы, будет зависеть настрой пациента, его отношение к врачам.
Сегодня в Наманганском здравоохранении работают около 29 115 медицинских сестер разных специальностей. Это сестры стационаров, поликлиник, родильных домов, операционные сестры, анестезийные, процедурные, перевязочные, хирургические, сестры онкологии, сестры паллиативные, ухаживающие за людьми, которые доживают последние месяцы жизни.
В профессию все чаще приходят мужчины. Сегодня у нас работают 2 776 молодых людей. Некоторые ребята используют сестринскую профессию как некую стартовую площадку, чтобы потом поступить в институт на лечебный факультет и стать доктором. Но есть молодые люди, которые полностью себя реализовывают, получают высшее сестринское, работают старшими медицинскими братьями в отделении реанимации. Многие из них трудятся в лабораториях, на станциях скорой помощи, работают инструкторами лечебной физкультуры, массажистами. Мы молодых людей только приветствуем, ведь сестринское дело часто сопряжено с высокими физическими нагрузками.
- Медсестрам приходится сталкиваться с разными людьми - психически неустойчивыми, грубыми и даже агрессивными. Как представители профессии справляются с эмоциональным выгоранием?
Пациент — это человек, у которого что-то случилось, что-то болит. Или он стал инвалидом. Или ему поставили страшный диагноз, например, онкология. Если человек сталкивается с этой проблемой впервые, сначала у него возникает отрицание, которое может перерасти в агрессию. И поскольку большую часть времени уделяет пациенту именно медицинская сестра, а не доктор, все отрицание и негатив выливается на нее.
Бывают и другие случаи: пациент долго находится на лечении, и ты к нему прикипаешь. Пускаешь его в свое сердце, начинаешь за него переживать как за своего родного человека. И не дай бог, пациент умирает, например. У впечатлительной сестры тоже может случиться эмоциональное выгорание.
- Снизились ли случаи нападения пациентов на медсестер, особенно на сопровождении вызовов?
- Такие ситуации особенно часто случаются на станциях скорой помощи и в приемных отделениях. Часто поступают пациенты в алкогольном опьянении. Они ведут себя агрессивно, набрасываются с кулаками. Мы не можем им ответить тем же, ведь это противоречит всем канонам и этическим нормам. Бывает, больной может ударить медицинского работника под действием каких-то лекарственных препаратов. Он об этом не думает, а потом может и сожалеть об этом. И здесь мы никак не защищены.
Мы бы хотели в этом смысле иметь больше прав, но это палка о двух концах.
- Чего не хватает представителям вашей профессии для полноценной работы и ощущения полного удовлетворения? Повышения заработной платы, может, или более щадящего графика работы?
- Все у нас есть. Когда нас спрашивают, чего нам не хватает, отвечаем одно - признания. Мы поднялись на должный уровень, заработали себе имя, но признания все равно не хватает. В первую очередь все-таки обществом. Принято говорить: "Врач молодец, врач заслужил, спасибо врачу". Но большую часть времени больного ведет именно сестра. Да, она не проводит каких-то специфических манипуляций, но без ее участия процесс лечения не состоялся бы, об этом мало кто говорит. Поэтому мы так и остаемся невидимым фронтом. Очень важным, но невидимым.
Представьте себе пациента, который находится на больничной койке. Кого он зовет? Медсестру. Некоторые пациенты даже доктору порой стесняются какие-то вещи говорить. А с медсестрой они как с другом, никаких секретов 24 часа в сутки. Она потом полученную информацию анализирует и принимает решение - доводить ее до врача или нет.
- Последний вопрос: что бы вы хотели пожелать себе и своим коллегам в Международный день медицинской сестры?
- Из года в год я поздравляю медсестер с их профессиональным праздником. Приятно, что и врачи ждут этого дня, чтобы поздравить своих коллег, без которых им было бы очень непросто работать. Что я могу пожелать медсестрам? Конечно, благополучия, здоровья, семейного тепла и уюта. Спасибо вам за добрые дела, искренность, за вашу преданность профессии! С праздником!
Фируза Атаханова.