В жизни современного общества сфера услуг имеет важное значение. Сегодня уже практически не осталось предприятий и организаций, которые в той или иной мере не оказывали бы услуги. И каждый из нас ежедневно сталкивается с этой сферой: сотовые телефоны, интернет, услуги торгово-развлекательных центров, точек общественного питания, салонов красоты, консультационных, медицинских и учебных заведений, поездки и перевозки грузов разными видами транспорта... Все это многообразие сервисного обслуживания составляет понятие сферы услуг.
Сфера услуг - сводная обобщающая категория, включающая воспроизводство разнообразных видов услуг, оказываемых предприятиями, организациями, а также физическими лицами. Иначе говоря, это отрасли экономики страны, специализирующиеся на оказании коммерческих, профессиональных и потребительских услуг.
Являясь потребителями услуг, не каждый из нас понимает их значение. Сфера услуг по сравнению с материальным производством имеет ряд специфических особенностей.
Во-первых, в отличие от товаров услуги в основном производятся и потребляются единовременно и не подлежат хранению. Во-вторых, услуги нередко противопоставляются продукции, хотя и в промышленности возрастает роль обслуживания - ремонт оборудования, послепродажное обслуживание и другое, связанное с реализацией товаров. Можно сказать, что во многих случаях в услуге присутствует элемент продукции. Точно так же, как при продаже продукции присутствует элемент услуги.
Сфера услуг, ее масштабы, структура и уровень развития занимают особое место в оценке экономического статуса страны.
Сфера услуг - одна из трех составляющих экономики наряду с промышленностью и сельским хозяйством. По удельному весу сферы в ВВП можно судить об уровне прогрессивности экономики государства.
Постиндустриальная трансформация превратила сектор услуг в лидирующий по занятости и объему ВВП во всех развитых странах мира и в ряде развивающихся государств. В Узбекистане доля сферы услуг в ВВП по итогам 2020-го (по предварительным данным) равна 36,3 процента.
Уровень развития сферы услуг обеспечивает территориальную и социальную мобильность населения, освоение новых хозяйственных территорий, повышение эффективности производства и потребление материальных благ.
Практически по всем регионам отмечается положительное влияние на возрастание объема рыночных услуг, увеличение их удельного веса в структуре оказанных услуг таких видов, как финансовые и транспортные услуги, торговли и связи, включая информатизацию.
По предварительным данным, за 2020 год среди регионов по услугам торговли наиболее высокий удельный вес отмечен в Сурхандарьинской области - 38,5 процента, Ташкентской - 34,9, Бухарской - 33,4, Наманганской и Ферганской - 32,8, Кашкадарьинской - 32,7, Навоийской - 32,2, Андижанской - 30,6 и Джизакской - 30,2.
При этом финансовая деятельность наиболее развита в столице. Здесь доля услуг данной сферы составила 31 процент. Наряду с этим, уровень финансовых услуг в Сырдарьинской области также достаточно высок (30,6 процента) от общего объема оказанных услуг по данному региону.
Вместе с тем в столице республики зафиксирован наибольший удельный вес услуг связи и информатизации - 9,1 процента. Это обусловлено тем, что Ташкент - город с довольно развитой информационно-коммуникационной инфраструктурой. При сопоставлении с другими регионами здесь отмечены наибольшие показатели услуг по компьютерному программированию, консультационным и другим сопутствующим услугам (11,5 процента), в области информации (8,3), по составлению программ и телерадиовещанию (7,5), издательским услугам (6,8), производству кино, видеофильмов и телевизионных программ, звукозаписи и изданию музыкальных произведений (1,3). Телекоммуникационные услуги в структуре услуг связи и информатизации заняли относительно невысокий удельный вес, составив 64,6 процента.
Транспортные услуги наиболее востребованы в Республике Каракалпакстан (26,1 процента), а также в Самаркандской и Хорезмской (24,3), Ташкентской (23,7), Бухарской (22,5), Андижанской (22,4) и Кашкадарьинской (22,2) областях.
За прошедшие десятилетия ХХI века роль сектора малого предпринимательства в значительной степени повысилась из-за его способности изобретать новые товары и создавать рабочие места.
Субъекты малого предпринимательства стали неотъемлемой частью национальной экономики, преобразовались в ведущую силу для решения многих экономических и социальных вопросов, развития сферы услуг, обеспечения благополучной жизни людей.
За 2020 год объем услуг, оказанных субъектами малого предпринимательства, был равен 112,7 трлн сумов. В общем объеме произведенных рыночных услуг их доля составила 51,5 процента.
До 2010 года при формировании общего объема оказанных рыночных услуг учитывались объемы 32 их видов согласно Общегосударственному классификатору услуг по видам деятельности Республики Узбекистан (ОКУВД). Например, в состав финансовых услуг входили услуги по финансовому лизингу, предоставлению кредита и страхования. Общий объем прочих видов услуг включал 17 разных видов.
До 2016 года для формирования общего объема оказанных рыночных услуг велся статистический учет по 38 их видам согласно ОКУВД. Для обеспечения сбалансированного развития и диверсификации деятельности предприятий сферы, повышения конкурентоспособности и качества предоставляемых ими услуг постановлением Кабинета Министров «О Программе развития сферы услуг на 2016-2020 годы» от 26 февраля 2016-го определены 14 целевых параметров.
В связи с переходом на установленные международные стандарты отраслевой классификации и внедрением общепринятой в мире методики расчета структуры ВВП группировка основных видов услуг, входящих в целевые параметры Программы развития сферы услуг в Республике Узбекистан на 2016-2020 годы, была приведена в соответствии со Статистическим классификатором продукции (товаров, работ, услуг) по видам экономической деятельности (СКП), взаимосвязанным с Общегосударственным классификатором видов экономической деятельности (ОКЭД).
Для формирования общего объема оказанных услуг отслеживаются уже 70 видов согласно СКП.
Сегодня в республике активно развиваются новые виды услуг. Заметно возросло их значение для региональных экономик, в первую очередь в агломерациях городов.
Не так давно интерактивные услуги, например, такие как электронные банковские операции и интернет-магазины, были совершенно неизвестны потребителям. Сегодня они составляют неотъемлемую часть нашей жизни.
В современном информационном мире в результате широкого распространения сети Интернет, логистики, появления электронных платежных систем и электронного документооборота активно развивается новая форма осуществления деятельности - электронная коммерция. Все больше потребителей приобретают товары посредством интернета, а коммерческие организации так или иначе используют возможности данной сети при осуществлении предпринимательской деятельности.
В современных условиях сфера услуг способствует увеличению свободного времени, создает возможности для более полного удовлетворения и развития потребностей людей и общества, выступает важнейшим элементом формирования современного качества жизни.
Основным фактором, влияющим на развитие сферы услуг, выступает научно-техническая революция, которая способствует научно-техническому и технологическому прогрессу, увеличению доходов населения, стремлению людей к повышению качества жизни, увеличению свободного времени, урбанизации, переменам внутри семей (где почти все члены семьи работают, что приводит к необходимости появления новых услуг), усложнению покупательского спроса. Возрастание роли и влияния сферы услуг на экономику вызвало необходимость проведения исследований с целью их классификации и выявления уровня регулирования.
В настоящий момент классификация услуг по видам деятельности осуществляется в соответствии со Статистическим классификатором продукции (товаров, работ, услуг) по видам экономической деятельности Республики Узбекистан (СКП), утвержденным и введенным в действие постановлением Агентства «Узстандарт» от 19 января 2015 года. Технологический прогресс плодотворно влияет на многие виды услуг. Усовершенствование систем сервиса позволяет ускорить такие операции, как, например, прием платежей или выдача заказов, вовлечение потребителей в деятельность компаний путем внедрения самообслуживания.
С появлением на рынке новых видов услуг возникла необходимость их мониторинга для более полного и качественного учета.
На основании СКП Госкомстатом разработан детализированный перечень видов услуг по видам экономической деятельности. Например, для мониторинга логистической, транспортно-экспедиционной деятельности введен код услуг логистических центров.
Для отслеживания деятельности общественного питания, связанной с оказанием услуг на удаленных точках (включающую все предприятия и службы, оказывающие подрядные услуги по организации питания сотрудников компаний и частных лиц в помещении и на выездном обслуживании, а также осуществляющие обслуживание мероприятий разного назначения и розничную продажу готовой кулинарной продукции), введены услуги кейтеринга. Их виды различаются по месту, способу оказания услуг и их стоимости: событийный кейтеринг (питание гостей на частном празднике или торговая точка на общегородском празднике), питание в транспорте и социальное (образовательные и медицинские учреждения, корпоративное питание, в исправительных заведениях, армии и других).
В целях мониторинга деятельности субъектов электронной коммерции введены коды услуг по организации электронных торговых площадок, в том числе для осуществления электронной коммерции, а также услуг по хранению и обработке электронных документов и сообщений, в том числе в электронной коммерции.
Электронная торговая площадка - это программно-аппаратный комплекс организационных, информационных и технических решений, обеспечивающих взаимодействие продавца и покупателя через электронные каналы связи.
Электронный документооборот - это система автоматизированных процессов обработки электронных документов, реализующая концепцию «безбумажного делопроизводства».
Наряду с этим выделены в отдельные группы коды услуг, оказываемые субъектами, которые занимаются следующей деятельностью: услуги сюрвейера, аджастера, ассистанса.
Развитие сетевых информационных технологий открыло новые перспективы в сфере образования. Слияние современных методов образования и информационных технологий позволило сформировать новые интегрированные технологии обучения, в частности, основанные на интернет-технологиях. Дистанционное обучение включает возможность практически из любого места загрузить дополнительные материалы, подкрепляющие полученную с помощью электронных пособий теорию, передать выполненное задание, посоветоваться с преподавателем.
Для мониторинга развития дистанционного обучения введены коды услуг в области дошкольного образования, электронных школ по разным направлениям.
Перечень новых видов услуг достаточно обширен и будет увеличиваться в связи с динамичным развитием видов деятельности при использовании в них инновационных информационно-коммуникационных технологий.
До недавнего времени такие понятия, как каршеринг, валет-паркинг, кейтеринг, майнинг криптовалют, агротуризм, хостел, и другие виды услуг были известны только в странах Европы и дальнего зарубежья. Однако сегодня такие виды услуг ускоренными темпами начали развиваться в Узбекистане.
Появление на рынке новых услуг определяется перспективными требованиями потребителей и основано на последних тенденциях мирового научно-технического развития и прорывных инновациях. Сервисные инновации связаны не только с появлением новых или обновленных видов услуг, но и усовершенствованием самих процессов и технологических операций оказания услуг, что в целом направлено на повышение их потребительской ценности.
Считаем необходимым отметить, что процессы реформирования национальной экономики, проводимые под руководством Президента Шавката Мирзиёева, способствуют достижению сферой услуг высоких показателей, созданию предпосылок для ее развития.
В частности, в целях обеспечения ускоренных темпов роста сферы услуг в республике, дальнейшей поддержки предпринимательства и создания новых рабочих мест для населения в данном направлении постановлением Президента от 16 июня 2020 года утверждены меры по поддержке сферы услуг. Документов предусмотрено выделение кредитов в рамках программы «Каждая семья - предприниматель» для 67 видов деятельности (работ, услуг), которыми могут заниматься самозанятые лица в соответствии с постановлением главы государства «О мерах по упрощению государственного регулирования предпринимательской деятельности и самозанятости» от 8 июня 2020 года.
Реализация огромного потенциала, заложенного в отраслях, предоставляющих услуги, уже в современных условиях хозяйствования превращает сферу в важный и динамично растущий сектор экономики, основной источник новых рабочих мест, значимый фактор роста деловой активности и распространения передовых технологий, а главное - в существенное условие, повышающее уровень и качество жизни населения.
Абдугафур Мирзахидов.
Начальник управления Государственного комитета
Республики Узбекистан по статистике.
Елена Хан.
Заместитель начальника отдела
Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике.