Примечательно, что стратегические документы в стране разрабатываются по итогам комплексного изучения актуальных вопросов, в том числе волнующих население, анализа законодательства, правоприменительной практики и передового зарубежного опыта. Среди приоритетных задач - совершенствование государственного и общественного строительства, обеспечение верховенства закона и реформирование судебно-правовой системы, развитие и либерализация экономики, совершенствование социальной сферы.
В проекте указа Президента о реализации Государственной программы в Год поддержки молодежи и бизнеса определены меры и перечень нормативно-правовых документов, которые должны быть разработаны по таким приоритетным направлениям, как создание достойных условий для реализации потенциала каждого человека, обеспечение благосостояния населения путем устойчивого экономического роста, экономия водных ресурсов и охрана окружающей среды, обеспечение верховенства закона, организация государственного управления, ориентированного на честное служение народу.
В проекте Госпрограммы также поставлена цель содействовать созданию не менее 200 тысяч хозяйствующих субъектов, в том числе 90 тысяч предприятий и 110 тысяч индивидуальных предпринимателей. Это показывает, что Узбекистан стратегически ориентируется на усиление экономического роста путем создания благоприятной среды для бизнеса.
Так, изучен возможный экономический эффект от увеличения числа индивидуальных предпринимателей в стране до 110 тысяч. Оценка влияния данного фактора на рост валового внутреннего продукта (ВВП) основывается на регрессионном анализе с использованием метода наименьших квадратов, который используется для многих анализов экономического роста. Сам анализ сосредоточен на проблемах и последствиях, с которыми сталкиваются субъекты малого и среднего бизнеса в Узбекистане и ряде других стран. Попробуем очертить траекторию их развития в нашей республике и спрогнозировать влияние на экономику.
В ходе оценки использованы данные Азиатского банка развития по мониторингу малых и средних предприятий (МСП) за период 2018-2022 годов. Проведен комплексный сравнительный анализ с использованием таких показателей, как количество МСП и их вклад в ВВП, доля занятости в них, а также их доля в ВВП и объем банковских кредитов, выделяемых предприятиям в странах Юго-Восточной, Центральной и Западной Азии.
Результаты анализа подтверждают стратегическую важность МСП в экономическом развитии Узбекистана, показывая, что каждое вновь созданное малое или среднее предприятие может внести до 100 тысяч долларов в ВВП страны. Намерение правительства создать 110 тысяч ИП в текущем году - не просто количественная цель, а преобразующая экономическая стратегия, направленная на вливание свыше десяти миллиардов долларов в ВВП государства. Развитие и поддержка малого и среднего бизнеса являются краеугольным камнем Стратегии «Узбекистан - 2030», подчеркивая значительный поворот к стимулированию экономического роста.
Стратегией «Узбекистан - 2030» предусмотрено обеспечить последовательный перевод монопольных сфер на рыночные принципы, повышение доли частного сектора в экономике, создание наиболее благоприятных условий для свободной деятельности предпринимателей. В рамках работы планируется довести долю негосударственного сектора в экономике до 85 процентов, уменьшить в шесть раз количество (2,3 тысячи) предприятий, имеющих государственную долю. Также согласно документу намечено расширить возможности продвижения малого и среднего бизнеса на международные рынки, обеспечить микрофинансирование, поддержку инноваций и стартапов, а также внедрение в практику новых инструментов развития кооперации с крупным бизнесом.
Изученные данные позволяют четко увидеть картину меняющегося экономического ландшафта в Узбекистане и регионе в целом. За 2018-2022 годы вклад МСП в экономику нашей республики снизился: со 111 тысяч долларов в 2018-м до 74 в 2022-м. Этот период мониторинга имеет решающее значение для понимания проблем и возможностей, с которыми сталкиваются предприятия. Тем не менее в стране наблюдается стремительный рост числа МСП: с 2018-го по 2022-й увеличилось до 524 тысяч. Подобная тенденция говорит о том, что в бизнес-среде страны происходят большие изменения.
Рассмотрим опыт некоторых зарубежных стран.
Казахстан, к примеру, имеет наибольшее количество МСП в регионе, но их единый вклад в ВВП в 2022-м был ниже, чем в других странах, и составил 45 тысяч долларов. В Казахстане и Малайзии самое большое количество МСП среди стран Юго-Восточной, Центральной и Западной Азии. Однако с точки зрения вклада в ВВП выделяются такие страны, как Грузия, Таджикистан и Узбекистан, где на МСП приходится солидная доля всего ВВП. Кроме того, в 2022 году в Узбекистане и Сингапуре зафиксирована самая высокая доля ВВП, создаваемая МСП (вклад в ВВП составил 48 процентов). Кыргызстан вносил самый высокий вклад МСП в ВВП в регионе Центральной Азии, который превысил 230 тысяч долларов. В 2022 году в Казахстане произошел резкий рост: количество МСП выросло почти до двух миллионов, что на 25 процентов больше, чем в 2021-м, когда их было около 1,5 млн. Это стало возможным за счет стратегического решения по снижению порога уплаты НДС с 30 тысяч месячного расчетного показателя (МРП) до 20 тысяч.
Эффективности деятельности МСП способствует государственная поддержка. Резкий рост банковских кредитов, выделяемых предприятиям, как правило, во многом обусловлен повышенным вниманием правительств к малому и среднему бизнесу, а также признанием его в качестве решающего фактора для развития частного сектора, создания рабочих мест и внедрения инноваций. Правительствам стран следует создавать благоприятную среду для финансирования предпринимательства, уделяя приоритетное внимание конкурентоспособности МСП и предлагая им необходимую финансовую и техническую помощь.
МСП вносят большой вклад в борьбу с безработицей. Так, к примеру, в Узбекистане и Сингапуре в частном секторе занято более 70 процентов имеющейся рабочей силы. Гибкость рабочего времени, предлагаемая МСП, служит важным фактором, привлекающим людей к работе на таких предприятиях.
Большая деятельность направлена на создание стабильного и растущего среднего класса, что является неотъемлемой частью цели Узбекистана по достижению статуса страны с доходом выше среднего к 2030 году. Правительство признает: малые и средние предприятия являются ключевой движущей силой экономического роста и социальной стабильности, учитывая их значимую роль в решении проблемы с безработицей.
Практические меры по содействию в развитии малого и среднего бизнеса имеют решающее значение для изменения глобального экономического положения страны. Значительное место МСП в ВВП страны подчеркивает значительный местный спрос на их создание, сигнализируя о потенциальных изменениях в налоговой системе и сокращении теневой экономики.
МСП предлагают значительные экономические выгоды. А стратегический акцент на развитии малого и среднего бизнеса, особенно в Год поддержки молодежи и бизнеса, соответствуя целям Стратегии «Узбекистан - 2030», обещает заметные улучшения в сфере занятости и социально-экономических условий.
Таким образом, малый и средний бизнес расширяется, а вместе с ним набирают обороты инновации, сокращается бедность, растут возможности для людей. В результате все это содействует процессам диверсификации национальной экономики.
Прилагаемые усилия имеют решающее значение для стимулирования местной и глобальной конкуренции посредством расширения торговли, что, как ожидается, существенно изменит экономический ландшафт Узбекистана.
Рахматилла Убаев.
Саида Гуломова.
Эксперты Центра прогрессивных реформ.









