Фото Музаффара Абдуллаева.

С первых дней на посту руководителя Узбекистана Президент Шавкат Мирзиёев уделяет огромное внимание повышению качества подготовки креативно мыслящих кадров, воспитанию молодежи в духе патриотизма и высокой духовности. Для достижения этих целей необходимо было коренным образом пересмотреть ситуацию в учебных заведениях страны, начиная от детских садов и заканчивая вузами. На всех этапах системы образования должны быть по максимуму задействованы передовые технологии, инновации и современные методики.

На прошедшем 23 августа 2019 года видео­селекторном совещании глава государства подчеркнул, что развитие школьного образования должно стать всенародным движением, отметив актуальное значение формирования идеи, основанной на принципе «От национального возрождения - к национальному процветанию». Так, за последние несколько лет стали заметно ощущаться проводимые в сфере просвещения реформы. Благодаря поступательной реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах искореняются недочеты, не находившие решения в течение долгого времени. Заметно улучшилась материально-техническая база образовательных учреждений, созданы Президентские школы, а также специализированные и творческие - для одаренных детей, названные в честь великих ученых, поэтов и писателей, расширяются грани международного сотрудничества в сфере.

Как известно, 2020-й объявлен в респуб­лике Годом развития науки, просвещения и цифровой экономики. Реализация намеченных преобразований идет полным ходом, несмотря на разразившуюся во всем мире пандемию коронавирусной инфекции. Узбекистан, как и десятки других стран, столкнулся с необходимостью поиска альтернативных методов обучения школьников и студентов. Посещение занятий в очной форме было отменено с выявлением первого заразившегося вирусом узбекистанца 16 марта текущего года. Беспрецедентные меры приняты в кратчайшие сроки. Перед ответственными структурами стояла задача обеспечить школьникам, их родителям и педагогам скорейший переход на дистанционную форму обучения.

Министерством народного образования организована специальная система получения знаний для учащихся не выходя из дома. Разработана цифровая образовательная платформа Kundalik, которая обладает необходимыми функциями для дистанционного обучения во всех школах республики. Это дало возможность ученикам не только не прервать учебный процесс, но и самостоятельно изучать предметы и общаться с педагогом онлайн. Подобные платформы активно применяются в странах с развитой системой образования. Таким образом, мы начали перенимать передовой опыт и внед­рять современные методы преподавания.

Прошло почти полгода с момента отмены очных занятий в школах. Очевидно, что, несмотря на достаточно высокую эффективность онлайн-обучения, традиционный формат занятий все еще является неотъемлемой частью формирования личности школьника, воспитания в нем таких качеств, как дисциплинированность и ответственность. Именно поэтому общественность, в частности родителей, волновал вопрос касательно возобновления привычных уроков в стенах школ. Все прояснилось 28 августа, когда Президент провел видеоселекторное совещание по вопросам подготовки к учебному году в общеобразовательных учреждениях. Глава нашего государства тогда дал указание правительству разработать всесторонне и глубоко продуманное решение, изучив мнение народа, посоветовавшись с родителями и учителями. Для этого МНО проведен опрос для детального изучения мнений, в котором приняли участие 5,5 млн родителей. 76 процентов респондентов выступили за осуществление учебного процесса традиционным способом (в школе), а 24 - отдали предпочтение дистанционной форме обучения в формате телеуроков.

С учетом результатов принято решение организовать учебный процесс в школах одновременно двумя способами. В нынешней ситуации это наиболее оптимально, так как нежелание родителей подвергать своих чад опасности заражения инфекцией вполне оправдано и риск в данном вопросе совершенно неуместен. К тому же, как показал опыт, посредством телеуроков и онлайн-платформ для получения знаний вполне возможно организовать эффективный процесс взаимодействия между учеником и педагогом.

Также в ходе совещания МНО поручено начать новый учебный год с 14 сентября с учетом решения Кенгашей и предложений родителей, а также разработать и апробировать схему действий в школах. Будет сделано все для быстрой адаптации и обеспечения безопасности детей, соскучившихся по школе за полугодовой перерыв.

К началу учебного года специалистами ведомства уже разработан типовой график расписания, адаптированный к условиям пандемии. Таким образом, время начала занятий установлено с тем учетом, чтобы не допускать одновременной переполненности и скопления людей (8.00 - для младших классов, 8.30 - для 5-8-х классов и 9.00 - для 9-11-х классов). А в целях защиты здоровья учащихся, предотвращения чрезмерного общения между ними, сохранения социальной дистанции не рекомендуется в начале учебного года проведение уроков физкультуры, допризывной военной подготовки, музыки, изобразительного искусства и рисования. Учебный материал по этим дисциплинам ребята будут осваивать посредством дистанционных телезанятий.

Начавшийся новый 2020/2021 учебный год, стартовавший 14 сентября, определенно не будет похож на все предыдущие. За последние несколько месяцев общество четко осознало, что не все обстоятельства зависят от нас самих. Важно воспитывать в себе умение адаптироваться к изменившимся условиям.

Так, в строгом соответствии с санитарно-гигиеническими правилами школы страны распахнули свои двери, возобновили работу также детские школы «Баркамол авлод», центры повышения квалификации и дополнительного образования. В общеобразовательной школе № 10 города Янгиюля на уроки пришли 2650 учеников, из них 258 первоклассников.

- Подготовка к новому учебному году проведена очень большая, упор сделан на соблюдение санитарно-гигиенических норм. На входе всем детям и учителям измеряется температура, руки обрабатывают антисептическими средствами, - говорит директор школы Гулнора Ахматгалеева. - Мы поздравили наших дорогих первоклашек, вручили им подарки Президента. На основе программы «Современная школа» многие образовательные учреждения, в том числе и наше, приобрели совершенно новый облик. Созданы необходимые условия для получения качественного образования, есть кабинеты информационно-коммуникационных технологий, музыки, химическая и биологическая лаборатории, библиотека, актовый и спортивные залы.

В городах и районах области в школах для комфорта учащихся организуются электронная библиотека, удобные столовые, медицинские пункты и стоматологические кабинеты. Есть отдельные помещения для занятий в кружках по кулинарии, парикмахерскому мастерству, танцам, секции по курашу и другие.

А на днях в административном центре Ташкентской области - городе Нурафшоне - в молодежном центре подготовка к учебному 2020/2021 году обсуждалась с участием директоров школ, руководителей районных и городских отделов народного образования, представителей общественных организаций и средств массовой информации.

- Открытия школ и возобновления очного обучения ждали и к нему готовились учителя, дети и их родители, - говорит руководитель областного управления народного образования Абдукамол Мамадалиев. - По мере возможностей подготовили школы к работе в условиях пандемии коронавируса.Огромное внимание уделено безопасности учащихся и педагогов. Ребята в зависимости от возраста будут приходить в школу в разное время. В школах при поддержке руководителей секторов появились современные спортзалы, компьютерные классы, мебель и многое другое.

Так или иначе пандемия не должна служить помехой для получения знаний. Несмотря на различные прогнозы мировых экспертов, мы должны продолжать двигаться вперед, ставить новые цели и достигать их.

Евгения Юн.
Сергей Мутин.