За прошедшие четыре года в Узбекистане было сделано немало в плане активизации участия граждан в общественно-политической, экономической и культурной жизни страны. Однако важным в стратегической перспективе остается фактор сохранения динамики, для чего необходимо будет провести всесторонний анализ не только достижений, но и выявленных проблем и формирующихся вызовов.
Кадры решают все
Первый вопрос, который возникает сразу же, - «Насколько полно уже использован имевшийся на момент запуска реформ потенциал мобилизации общества?» Если рассматривать его с кадровой точки зрения, то очевидно, что по некоторым направлениям, особо требующим высокого уровня классификации и знаний, потенциал мобилизации достиг своего предела.
Лидер Узбекистана неоднократно подчеркивал, что во многих сферах испытывается нехватка кадров, профессионалов высокого уровня. Решение этой проблемы, безусловно, требует принятия экстренных мер в системе образования, и они принимаются с момента начала в республике широкомасштабных реформ, в том числе принятия Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах. Так, за последние четыре года квоты приема в вузы были увеличены в три раза. В 2020-м в вузах Узбекистана выделено 162 364 места в бакалавриате и 10 425 - магистратуре.
Сложность кадрового вызова состоит в том, что подготовка специалиста высокого класса, который мог бы взять на себя ответственность за решение задач в системообразующих сферах, требует довольно много времени. В силу чего необходимо «стратегическое терпение» и дальнейшее наращивание инвестиций в систему образования, что в итоге должно повысить качественные параметры мобилизационного потенциала общества.
В то же время повышение мобилизационного потенциала общества через систему образования должно осуществляться параллельно с дальнейшим развитием традиционных и созданием новых сфер в экономике, которые могли бы принять подготовленные кадры. В противном случае страну может ожидать утечка кадров, как показывает опыт многих государств, не создавших полноценную цепочку, связывающую системы образования, науки и экономики. Создание подобной цепочки в Узбекистане особенно актуально в свете наступления нового технологического уклада, известного как Индустрия 4.0. (четвертая промышленная революция), которая создает принципиально новую промышленную и интеллектуальную среду и, следовательно, запрос на качественно новые виды кадров и философию развития.
Поколения Z и Millenials
Глобализация Индустрии 4.0. вносит новые измерения в вопрос мобилизации общества для дальнейшего развития государства. С одной стороны, как указывают многие эксперты и аналитики, новый технологический уклад, сопровождаемый цифровизацией, будет постепенно снижать запросы на дешевую низкоквалифицированную рабочую силу, которая была двигателем прогресса в XX веке. Это в свою очередь создает для многих стран проблему постепенного снижения качественной составляющей мобилизационного потенциала обществ с высоким процентом низкоквалифицированной рабочей силы для экономического и интеллектуального развития. Для Узбекистана этот тренд также представляет вызов в долгосрочной перспективе.
С другой стороны, утверждение Индустрии 4.0. открывает для Узбекистана позитивное измерение для мобилизации целого ряда сегментов общества, поскольку создается окно возможностей для так называемого поколения Z (1995-2010 гг.) -первого поколения, выросшего в эпоху цифровых технологий, интернета и смартфонов. В 2019 году численность его представителей составила 32 процента от населения планеты, и в ближайшем будущем именно они будут в глобальном измерении определять тенденции на рынке образования и труда, потребительские предпочтения, формировать политические, экономические и интеллектуальные элиты. В Узбекистане численность населения ниже трудоспособного возраста составляет 30,5 процента, что укладывается в общемировые тренды укрепления позиций поколения Z.
Бизнес в развитых и развивающихся странах уже начинает постепенно разрабатывать и продвигать ориентированные на ближайшие десятилетия планы. Узбекистану важно не упустить цифровое поколение, включив его потенциал в стратегии долгосрочного развития, что потребует проведения масштабных исследований данной возрастной группы с целью определения диапазона ее приоритетов, ценностей и жизненных планов, а также для сопоставления полученных результатов с результатами исследований, проводимых в странах с ведущими экономиками.
Касательно этой темы можно отметить выводы, к которым пришли авторы отчета «Rise of Gen Z: New Challenge for Retailers» британской аудиторско-консалтинговой компании Ernst & Young. Некоторые из них могут служить потенциальными ориентирами для Узбекистана в целях мобилизации для развития потенциала поколения Z.
Один из выводов исследования указывает, что новое поколение воспринимает себя как часть большой системы и чувствует ответственность за ее улучшение. Подобное восприятие кардинально отличается от предшествовавшего ему более эгоцентричного поколения Millenials. Это очень важный нюанс в плане реформ в Узбекистане, дающий возможность для привлечения молодого поколения, в большинстве своем неравнодушного к успеху системы в целом. При этом авторы исследования выделяют у поколения Z такие черты, как реалистичный взгляд на мир и интерес к инновациям, то, что его представители предпочитают проводить досуг в креативной манере. Они предприимчивы и спокойно воспринимают неудачу своего первого бизнес-проекта, рассматривая ее как возможность для дальнейшего обучения. Этот качественно новый человеческий ресурс открывает большие перспективы для мировой экономики, включая Узбекистан.
Можно сказать, что в Узбекистане уже реализуются некоторые проекты, которые затрагивают поколение Z. Речь идет о масштабной подготовке программистов, создании бизнес-инкубаторов и инновационных центров, Фонда поддержки развития цифровой экономики «Цифровое доверие». Можно отметить также принятие Стратегии «Цифровой Узбекистан-2030» и объявление 2021-го Годом поддержки молодежи и укрепления здоровья населения. Все это закладывает основы для реализации потенциала поколения Z в целях устойчивого развития страны.
Говорить и быть услышанными
Как показывает опыт ведущих стран мира, мобилизация потенциала населения для развития в качестве обязательного условия требует наличия гражданского общества. Именно гражданин, знающий и умеющий отстаивать свои права, обладает неравнодушием к развитию и будущему своей Родины, чувством ответственности и долга, он более открыт инновациям и преобразованиям. Наличие развитого гражданского и демократического общества придает социальной, экономической и политической среде высокий уровень динамизма и открытости, необходимый для свободной циркуляции идей.
Говоря о коренной модернизации, нельзя не затронуть достижения в области демократизации и защиты прав граждан. Сегодня ключевое значение имеют широкое информирование населения и мирового сообщества о ходе реализации реформ, осуществление наряду с парламентским общественного контроля за их исполнением. Залогом эффективности преобразований становится активное участие граждан в процессах развития государства и общества. Так, в рамках реализации Стратегии действий начато развитие института общественных обращений. За последние четыре года через этот уникальный механизм получено более 3,7 миллиона обращений от граждан по самым разным направлениям. Народные приемные Президента перешли на активную систему решения проблем населения, усилено такое взаимодействие и в регионах.
Сложно отрицать, что в этом плане Узбекистан нынешний и Узбекистан пятилетней давности - это два разных феномена. Отчетливо наблюдается развитие культуры блогов и социальных сетей, где люди могут высказать свои мнения и давать оценку происходящим событиям. Начали закладываться основы для принципиально новой журналистской школы, соответствующей критериям быстрого реагирования в освещении событий и специализации. Для отстаивания прав и интересов журналистского сообщества создан Общественный фонд поддержки и развития национальных массмедиа. Заявленная цель фонда - содействие созданию равных условий для средств массовой информации на медиарынке, их дальнейшему развитию, а также реализации прав журналистов и блогеров, создание механизмов самоуправления национального сообщества массмедиа.
Важно то, что представители гражданского общества в связке с журналистами и блогерами теперь могут не только высказывать свои критические оценки или предложения, но и быть услышанными органами власти.
Противодействие коррупции
Еще одним компонентом эффективной мобилизации общества в целях устойчивого развития выступает тотальная борьба с коррупцией, которая отравляет всю систему функционирования социума и подрывает веру людей в то, что они могут добиться чего-либо законным путем. Коррупция не только связана с незаконным получением доходов должностными лицами - она приносит с собой целый комплекс негативных последствий для общества. Практически всегда коррупция сопровождается непотизмом, кронизмом и клановостью, которые практически закрывают социальные лифты, создавая так называемое закрытое общество. Единственный выход для слома подобной системы - начать открытую и освещаемую СМИ борьбу с коррупцией, когда каждый гражданин может быть уверен в том, что его жизненный успех напрямую связан со стремлением к повышению собственных образовательного и профессионального уровней.
В Узбекистане борьба с коррупцией постепенно набирает обороты в течение последних нескольких лет. С первых дней на посту руководителя страны Президент Шавкат Мирзиёев делает упор на безотлагательное решение данного вопроса. Созданное в 2020-м Агентство по противодействию коррупции обозначено главным органом, ответственным за внедрение антикоррупционных стандартов и механизмов во всех сферах государственной и общественной деятельности.
Если в Узбекистане удастся не только побороть коррупцию, но и создать систему ценностей, в которой она будет рассматриваться обществом как крайне токсичное явление, то можно будет получить дополнительные дивиденды для ускорения процесса мобилизации законопослушных и талантливых граждан в целях развития, завоевать доверие молодого поколения.
Сохранить динамику прогресса
Значительный потенциал для мобилизации общества в целях развития содержит в себе использование возможностей внешнего фактора, а именно, улучшение международного имиджа страны. В этом случае необходимым представляется формирование устойчивой системы, выраженной в тесном взаимодействии государства, гражданского общества, национального бизнеса и зарубежных акторов, таких как международные правовые и финансовые институты, центры, организации, чье мнение и оценки влияют на имидж страны и ее место в рейтингах.
Улучшение имиджа Узбекистана и избавление от сформировавшихся за прошедшие годы в отношении него клише и стереотипов могут стать важными условиями повышения привлекательности страны для крупного международного бизнеса и инвесторов. Расширение сотрудничества с ними заметно увеличит возможности граждан, особенно молодого поколения, поскольку будут создаваться рабочие места не только в количественном, но и качественном плане.
Если удастся привлечь в страну ведущие высокотехнологические компании, которые принесут с собой инновации и решения, включат свои производства в Узбекистане в глобальные цепочки добавленной стоимости и поставок, это может стать мощным стимулом для повышения активности молодого поколения. Пример Китая показывает, как приход иностранных компаний в страну дает толчок развитию не только экономики, но и образовательной системы. Это привело к изменению мировоззрения молодого поколения, которое сегодня демонстрирует высокое стремление к получению знаний, открытию собственного бизнеса, изобретению и внедрению инноваций.
В Узбекистане важным шагом в данном направлении можно считать принятие 2 июня 2020 года Указа Президента «Об улучшении позиций Узбекистана в международных рейтингах и индексах, а также внедрении нового механизма системной работы с ними в государственных органах и организациях». На реализацию обозначенных в документе задач ориентирован специально созданный Республиканский совет по работе с международными рейтингами и индексами.
Конечно, работа по максимизации задействования потенциала общества для успешной реализации реформ представляет собой очень сложный процесс, и в данном случае важно сформировать концептуальное целостное видение того, как функционирует узбекистанский социум в рамках идущих преобразований, меняются настроения граждан в разных странах, возрастных и профессиональных группах, их ценностные ориентиры и планы. Все это требует постоянных социологических замеров для получения достоверных данных, опираясь на которые можно будет оперативно корректировать ход и качество выполнения реформ, повышая их гибкость и эффективность - слышать мнения граждан и налаживать каналы коммуникации с ними. Главное в реформах - сохранение постоянной динамики прогресса, поскольку иного варианта для их успешной реализации попросту нет.
Рустам Махмудов.
Эксперт Общенационального движения «Юксалиш».