Снятие ограничений - результат демократических реформ

    Социальный срез 22 декабря 2020 318

    В уходящем году произошло знаковое событие в процессе построения подлинно демократического общества Узбекистана. Указом Президента «О мерах по реформированию порядка постоянной прописки и учета по месту пребывания» от 22 апреля 2020 года дан старт реформе в системе прописки.

    Термин «прописка», использовавшийся с 1932 года, стал настолько привычным в нашей жизни, что воспринимался как данность - необходимое ограничение. Наконец, точки над i расставил глава государства. 24 января 2020 года в Послании парламенту Президент призвал реформировать систему прописки, назвав ее кандалами на ногах граждан.

    К этому времени многие постсоветские государства давно отказались от системы, привязывающей граждан к определенному месту жительства и ограничивающей их свободу передвижения и выбор места жительства. И в стремлении к построению демократического общества Узбекистан просто не мог не реформировать эту процедуру учета.

    На общественное обсуждение Центром «Стратегия развития» был вынесен проект закона о совершенствовании системы постоянной регистрации в Ташкенте и столичной области. В нем предлагалось заменить термин «прописка» на «регистрация». Разработчики отмечали, что понятие «прописка», внедренное в советское время, сегодня не используется нигде в мире и в сознании граждан вызывает ассоциации с понятиями «ограничительный», «привязывающий к одному месту», «ущемляющий права» и «разделяющий».

    С принятием Указа Президента термины «постоянная прописка» и «учет по месту пребывания» заменены на «регистрацию по месту постоянного проживания» и «регистрацию по месту временного пребывания».

    Сегодня любой гражданин Узбекистана при смене прописки на регистрацию сможет свободно передвигаться по всей территории страны, жить и работать, приобретать недвижимое имущество, получать медицинские услуги, отдавать детей в детские сады и школы в любом городе или районе, подавать документы на получение социальных выплат, не находясь на месте постоянной регистрации, и не только.

    Реформирование системы прописки позволило снять социальное напряжение на селе, связанное с бедностью и отсутствием возможностей трудоустройства.

    Отдельным вопросом в старой системе прописки являлась покупка гражданами недвижимости в Ташкенте и столичной области. Недвижимость приобретали, однако такая покупка не давала гражданину никаких социальных прав по новому месту жительства. Возникали проблемы с устройством детей в детсады и школы, получением медицинской помощи.

    С 1 апреля текущего года это ограничение снято, и теперь любой гражданин, проживающий за пределами города Ташкента и Ташкентской области, может приобрести недвижимое имущество без каких-либо ограничений. Равные возможности для всех граждан - главный результат реформирования системы прописки.

    Еще одним позитивным результатом реформы стало создание возможности для постоянной регистрации родственников по первой и второй линии не только по месту постоянного жительства владельца недвижимости, но и по другим адресам, где имеется принадлежащая ему недвижимость. И с этим барьером гражданам приходилось сталкиваться, чувствовать свою ущемленность в гражданских правах, а то и обходить его не совсем законными методами.

    В пункте 5 Перечня категорий лиц, подлежащих постоянной прописке в Ташкенте и столичной области, оговаривалось право прописки на собственной жилплощади супруга или супруги, что породило неизвестное количество заключаемых фиктивных браков с последующим их расторжением после получения прописки. С этим боролись, в частности в 2016 году вносилось изменение в соответствующий пункт 5, по которому супруги должны прожить один год вместе, и после этого возникало право второй половины быть прописанной. Это хоть и снизило количество фиктивных браков, но послужило ущемлению прав тех, кто регистрировал брак для создания настоящей семьи.

    Реформа института прописки сняла все указанные ограничения, способные стать причиной регистрации фиктивного брака и ущемления прав добросовестных супругов. Также не оставлены без внимания права несовершеннолетних детей, лишенных родительской опеки и принятых в семью на воспитание (патронат). В отличие от усыновленных детей, которые в силу части 1 статьи 165 Семейного кодекса Республики Узбекистан приравнены к родным детям усыновителя, приемные не обладали таким правом. И приемные родители, проживающие в Ташкенте и Ташкентской области, не могли прописать их на постоянной основе по месту жительства по достижении 16 лет и получении паспорта. Теперь, согласно Указу Президента, приемные родители могут прописывать детей на своей жилплощади.

    Учет каждого гражданина по месту его жительства - один из способов регулирования и отслеживания миграции населения внутри страны.

    В целом реформа изменения правил прописки на регистрацию положительно сказывается на жизни населения, обеспечивая подлинно конституционные права граждан. Это также было отмечено Президентом в поздравительной речи по случаю Дня Конституции: «Благодаря устранению ограничений, связанных с приобретением недвижимости в городе Ташкенте и Ташкентской области, свыше 40 тысяч граждан смогли оформить на свое имя жилье, приобретенное в столичном регионе».

    Александр Зотов.
    «Правда Востока».

    No date selected
    апрель 2024 г.
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    8
    9
    10
    11
    12
    13
    14
    15
    16
    17
    18
    19
    20
    21
    22
    23
    24
    25
    26
    27
    28
    29
    30
    Use cursor keys to navigate calendar dates