В целях совершенствования государственного управления в системе здравоохранения, превращения первичного звена в систему раннего выявления и лечения заболеваний, ускорения работ по цифровизации, определения ближайших и долгосрочных перспектив развития сферы, увеличения объема и кардинального улучшения медицинских услуг, поддержки конкурентного и частного сектора, повышения знаний медицинских работников, развития образования и науки:
1. Одобрить предложения Кабинета Министров и Агентства развития государственной службы об определении основных направлений деятельности руководства Министерства здравоохранения и внедрении следующей новой системы управления:
а) министр здравоохранения Хаджибаев А.М.:
осуществляет общее руководство деятельностью организаций системы министерства и подведомственных структур, обеспечивает эффективную организацию их работы, несет персональную ответственность за полное выполнение возложенных задач и функций, принимает решения по вопросам, связанным с данными организациями;
организует деятельность учреждений экстренной медицинской помощи, республиканских медицинских (за исключением республиканских специализированных научно-практических медицинских центров) и медицинских образовательных учреждений, осуществляет оценку деятельности руководства, назначает на должность и освобождает от должности, осуществляет полномочия по проведению тендеров по закупке для них оборудования, лекарств и изделий медицинского назначения, а также реализует все меры, направленные на предупреждение коррупции в системе;
б) первый заместитель министра здравоохранения Иноятов А.Ш.:
несет персональную ответственность за оказание и качество медицинских услуг в пунктах семейного врача, семейных поликлиниках, многопрофильных центральных поликлиниках и больницах районов (городов) (далее – первичные медико-санитарные учреждения), их оснащение, а также повышение знаний и навыков медицинских работников;
утверждает штатные нормативы в первичных медико-санитарных учреждениях, квалификационные требования к врачам и средним медицинским работникам, стандарты оснащения и протоколы лечения, заключает договоры, осуществляет оценку деятельности их руководителей, выдвигает кандидатов, вносит обязательные к рассмотрению предложения по назначению на должность и освобождению от должности, осуществляет полномочия по проведению тендеров по закупке оборудования, лекарств и изделий медицинского назначения для данных учреждений, а также принимает решения касательно деятельности указанных учреждений;
в) заместитель министра здравоохранения Азизов А.А.:
несет персональную ответственность за цифровизацию, финансирование, внедрение и развитие государственно-частного партнерства в сфере медицины и принимает решения по данным вопросам;
проводит тендеры для реализации возложенных задач, заключает договоры, выдвигает руководителям государственных медицинских учреждений кандидатов по вопросам цифровизации, финансирования, государственно-частного партнерства, вносит обязательные к рассмотрению предложения по назначению на должность и освобождению от должности, а также самостоятельно принимает решения по вопросам работы с международными финансовыми организациями;
г) заместитель министра здравоохранения Собиров У.Ю.:
несет персональную ответственность за реформирование республиканских специализированных научно-практических медицинских центров (далее – республиканские специализированные центры) и областных многопрофильных больниц, обеспечение их взаимосвязи с первичными медико-санитарными учреждениями и налаживание системы работы на местах;
осуществляет полномочия по внесению к обязательному рассмотрению предложений по выдвижению кандидатов, назначению на должность и освобождению от должности руководства республиканских специализированных центров и их филиалов, разработке проектов по их оснащению, проведению тендеров и заключению договоров, распределению бюджетных средств и ордеров на бесплатное лечение в данных центрах, а также утверждению протоколов лечения;
д) заместитель министра здравоохранения Баситханова Э.И.:
несет персональную ответственность за разделение матерей и детей по группам риска, организацию адресной работы с ними, формирование здорового образа жизни среди населения;
осуществляет полномочие по привлечению грантов международных организаций по вопросам материнства и детства, координации деятельности органов исполнительной власти на местах, махалли, государственных органов в сфере молодежи, спорта и образования по здоровому образу жизни.
Министерству здравоохранения (Хаджибаев А.) в месячный срок исходя из основных направлений и внедряемой новой системы управления, указанных в настоящем пункте, утвердить:
распределение конкретных задач и функций заместителей министра здравоохранения;
совместно с Председателем Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимами областей и города Ташкента распределение конкретных задач и функций территориальных органов здравоохранения;
образовать в центральном аппарате министерства структурное подразделение для мониторинга постинвестиционного периода в рамках действующей штатной численности.
2. С 15 июня 2021 года увеличить в среднем в 3 раза размер средств, выделенных на душу населения, закрепленного за первичными медико-санитарными учреждениями для получения лекарств и изделий медицинского назначения.
Министерству финансов (Ишметов Т.) выделить на эти цели средства в размере 165 миллиардов сумов за счет оптимизации инвестиционных проектов в 2021 году и, начиная с 2022 года, предусмотреть в параметрах Государственного бюджета необходимые средства на расходы, указанные в настоящем пункте.
Председателю Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимам областей и города Ташкента совместно с Министерством экономического развития и сокращения бедности (Норкулов И., Бобоев А.), Министерством здравоохранения (Хаджибаев А.) в недельный срок определить средства, сэкономленные за счет оптимизации инвестиционных проектов в сфере медицины, в разрезе областей.
3. Министерству здравоохранения (Хаджибаев А., Иноятов А.):
а) совместно с Академией государственного управления (Бекмуродов А.) организовать двухнедельные учебные курсы по управлению в сфере медицины на основе передового зарубежного опыта и обеспечить до конца года обучение начальников областных, районных (городских) медицинских управлений.
При этом расходы, связанные с организацией учебных курсов, осуществляются за счет средств Фонда материального стимулирования и развития медицинских организаций;
б) совместно с Агентством развития государственной службы (Хасанов А.) в месячный срок внедрить рейтинг оценки деятельности руководителей всех организаций системы здравоохранения и ежеквартально вносить в Администрацию Президента Республики Узбекистан и Кабинет Министров его результаты;
в) совместно с Министерством финансов (Ишметов Т.), Министерством экономического развития и сокращения бедности (Норкулов И.) и Государственным фондом медицинского страхования (Шарипов Ф.) в месячный срок исходя из рекомендаций Всемирной организации здравоохранения утвердить перечень гарантированных объемов медицинской помощи в первичном звене и внедрить в практику во всех регионах.
4. АО «Узавтосаноат» (Умурзаков Ш.) в срок до 1 октября 2021 года создать и внести не менее 3 опытных образцов специальных автобусов, оснащенных оборудованием, необходимым для организации работ по адресной профилактике и скринингу населения на местах, особенно в отдаленных и труднодоступных территориях.
5. Установить, что с 1 июня 2021 года:
а) в структуры Министерства здравоохранения Республики Каракалпакстан, управлений здравоохранения областей и главного управления здравоохранения города Ташкента в рамках действующих штатных единиц вводится должность заместителя начальника по цифровизации и государственно-частному партнерству. При этом, в случае, если размер месячной заработной платы по предыдущему месту работы в государственных организациях лиц, назначаемых на данные должности, превышает нынешний, то за ними сохраняется размер месячной заработной платы по предыдущему месту работы.
Заместитель по цифровизации и государственно-частному партнерству в своей деятельности непосредственно подчиняется и подотчетен заместителю министра здравоохранения Азизову А. и Азизов А. несет персональную ответственность за результативность цифровизации деятельности Министерства здравоохранения Республики Каракалпакстан, управлений здравоохранения областей и главного управления здравоохранения города Ташкента, а также осуществляет оценку их работы;
б) в каждом пункте семейного врача, семейной поликлинике и многопрофильных центральных поликлиниках районов (городов) вводится по одной должности IT-оператора – медсестры, работающей с электронной системой. При этом данные должности формируются за счет штатных единиц, выделяемых в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 5 мая 2021 года № УП–6221 «О последовательном продолжении осуществляемых в системе здравоохранения реформ и создании необходимых условий для повышения потенциала медицинских работников»;
в) в других районных (городских) и во всех областных и республиканских лечебно-профилактических учреждениях вводится должность IT-оператора – медсестры в рамках их действующих штатных единиц.
6. Советнику Премьер-министра Умарову О.М., Министерству по развитию информационных технологий и коммуникаций (Садиков Ш.), Министерству здравоохранения (Азизов А.):
в двухнедельный срок разработать программу по обучению IT-операторов – медсестер и других работников системы здравоохранения с целью повышению их компьютерной грамотности;
на основе плана-графика организовать в IT-центрах районов (городов) бесплатные учебные занятия для IT-операторов – медсестер и других работников системы здравоохранения с целью повышения их компьютерной грамотности.
7. Министерству здравоохранения (Азизов А.) совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций (Пекось О.) и другими заинтересованными министерствами и ведомствами до 1 сентября 2021 года внести в Кабинет Министров проект постановления Президента Республики Узбекистан, предусматривающего утверждение Стратегии цифровизации сферы здравоохранения до 2025 года (E-health-2025) и «Дорожной карты» по ее реализации по годам с привлечением отечественных и зарубежных специалистов, а также организаций с большим опытом работы в сфере.
8. Утвердить План-график обеспечения современным компьютерным оборудованием государственных медицинских учреждений в 2021–2023 годах согласно приложению № 1.
Министерству финансов (Ишметов Т.) предусмотреть выделение средств, связанных с закупкой 17 400 единиц современного компьютерного оборудования, за счет средств международных финансовых институтов до конца 2021 года, а по недостающей части – в рамках средств, предусмотренных ежегодно в Государственном бюджете для Министерства здравоохранения.
Разрешить заместителю министра здравоохранения (Азизов А.), в порядке исключения, закупать современные компьютерные и информационные технические средства для цифровизации системы путем отбора наилучших предложений производителей.
9. Установить, что:
бюджетные средства, сэкономленные в результате централизованных закупок в Министерстве здравоохранения, направляются на реализацию и расширение проектов, ориентированных на цифровизацию медицинской сферы, привлечение ведущих отечественных и зарубежных специалистов и компаний в IT-сфере;
состав комиссии по государственным закупкам товаров (работ, услуг) в проектах, финансируемых за счет средств международных финансовых институтов и иностранных правительственных финансовых организаций, выделяемых на реформирование системы Министерства здравоохранения, утверждается Кабинетом Министров.
10. С 1 июля 2021 года в районных (городских) медицинских объединениях должность технического работника по компьютерному оборудованию заменить на должность инженера по компьютерной технической службе и возложить на него задачи по внедрению и развитию современных информационных технологий и коммуникаций.
При этом размер ежемесячной надбавки, выплачиваемой инженерам по компьютерной технической службе, устанавливается в размере не менее 100 процентов от должностного оклада работника.
11. Министерству здравоохранения совместно с Министерством финансов, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента в целях ускорения внедрения системы государственного медицинского страхования с 1 августа 2021 года поэтапно реализовать также в других регионах следующие меры:
проведение инвентаризации медицинского оборудования, предметов, компьютерной техники и других средств, формирование списка медицинских работников;
оснащение медицинских учреждений медицинской техникой, необходимой для оказания медицинских услуг, включенных в гарантированный пакет;
организация системы оказания бесплатных медицинских услуг, включенных в гарантированный пакет, по направлению семейного врача.
Заместителю Премьер-министра Мусаеву Б.А., Министерству финансов (Ишметов Т.), Министерству здравоохранения (Азизов А.) совместно с Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента в месячный срок внести конкретное предложение по оценке внедрения в других регионах отдельных элементов системы медицинского страхования.
12. Установить, что с 1 июля 2021 года требования, связанные с приемом на работу в негосударственные медицинские организации медицинских работников со стажем работы менее пяти лет, приравниваются к требованиям, установленным в государственных медицинских учреждениях.
Службе санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья (Юсупалиев Б.) в месячный срок пересмотреть санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы, установленные к зданиям и сооружениям при организации деятельности негосударственных медицинских организаций исходя из международных стандартов.
13. Утвердить План-график создания филиалов республиканских специализированных научно-практических медицинских центров в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте в 2021–2022 годах согласно приложению № 2.
Установить, что:
а) новые создаваемые филиалы организуются на базе медицинских учреждений в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте в рамках их действующих штатных единиц и выделенных средств, а также без статуса юридического лица;
б) заместитель министра здравоохранения Собиров У. и руководители республиканских специализированных центров несут персональную ответственность за осуществление филиалами:
раннего выявления заболеваний на местах, реализации профилактических мер, проведения «мастер-классов»;
внедрения современных методов диагностики и лечения, оказания высококачественных медицинских услуг, в том числе внедрения и развития телемедицины;
создания регистра болезней, проведения и внедрения в практику научных исследований, а также решения других вопросов касательно их деятельности (обеспечения медицинским оборудованием и инвентарем, укомплектования квалифицированными специалистами).
14. Министерству здравоохранения (Баситханова Э.):
а) с 1 августа 2021 года внедрить в Республике Каракалпакстан, областях и городе Ташкенте единую систему, обеспечивающую взаимодействие и координацию перинатальных и скрининговых центров, а также структур, ответственных за здоровье матерей и детей в первичных медико-санитарных учреждениях (семейных врачей, педиатров в составе «женских консультаций», пренатальных скрининговых кабинетов, «медицинских бригад» и других), предусматривающую следующие меры по комплексному наблюдению за беременными женщинами:
создание единой базы данных комплексного наблюдения за беременной женщиной;
введение перинатальными и скрининговыми центрами, а также структурами, ответственными за здоровье матерей и детей в первичных медико-санитарных учреждениях, необходимых сведений в единую базу данных, а также ведение медицинской карты беременных женщин;
предоставление необходимых консультаций беременным женщинам на основе сформированных данных;
б) совместно с заместителем министра здравоохранения Азизовым А. обеспечить постановку на учет беременных женщин на самых ранних сроках, создание до конца 2021 года единой электронной базы для ведения комплексного контроля за изменениями в их ежедневном состоянии;
в) совместно с Министерством дошкольного образования (Шин А.) и Министерством народного образования (Шерматов Ш.) в двухмесячный срок в целях налаживания правильного питания в дошкольных образовательных организациях и школах утвердить и ввести в практику начиная с 2021/2022 учебного года обновленный рацион питания и требования к субъектам предпринимательства, занимающимся данным направлением. При этом установить ограничения на реализацию на территории дошкольных образовательных организаций и школ всех продуктов питания, наносящих вред здоровью детей и оказывающих негативное воздействие на их развитие.
Службе санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здоровья (Юсупалиев Б.) в целях обеспечения здорового и безопасного питания детей в дошкольных образовательных организациях и школах усилить контроль за безусловным соблюдением установленных санитарных правил, норм и гигиенических нормативов.
15. Министерству финансов (Ишметов Т.):
выделить из Государственного бюджета в 2021 году 26 миллиардов сумов для дополнительного обеспечения лекарствами и изделиями медицинского назначения (витамином «К», сурфактантом и другими), необходимыми для обеспечения здоровья матерей и детей, женщин репродуктивного возраста, с 2022 года предусмотреть в параметрах Государственного бюджета средства, необходимые на расходы, указанные в настоящем пункте;
начиная с 2022 года выделить из Государственного бюджета дополнительно 8 миллиардов сумов на реактивы, реагенты, расходные материалы и сервисное обслуживание в целях полноценного и эффективного использования высокотехнологичного лабораторного оборудования в детских медицинских и родильных учреждениях.
16. Утвердить «Дорожную карту» по ускорению осуществляемых в сфере здравоохранения реформ согласно приложению № 3.
17. Принять предложение Министерства здравоохранения о разработке Стратегии развития системы здравоохранения Республики Узбекистан до 2030 года совместно с международными экспертами и организациями.
Кабинету Министров, Министерству финансов по обоснованным заявкам Министерства здравоохранения принять меры
по финансированию разработки «Стратегии здравоохранения – 2030» и расходов, связанных с привлечением зарубежных и отечественных экспертов, за счет средств резервного фонда Кабинета Министров.
18. Первому заместителю советника Президента Республики Узбекистан Туйчиеву Л.Н. совместно с Министерством здравоохранения (Хаджибаев А.), Агентством развития государственной службы (Хасанов А.) в месячный срок внедрить систему оценки деятельности заместителей министра здравоохранения, начальников территориальных управлений здравоохранения, а также вносить соответствующие предложения по итогам каждого полугодия.
При этом установить меры стимулирования руководителей, показавших результат, улучшивших качество обслуживания, удовлетворивших потребности населения, за счет средств организаций системы Министерства здравоохранения, а также меры в отношении ответственных, неудовлетворительно организовавших свою работу.
19. Внести изменения и дополнения в некоторые акты Президента Республики Узбекистан и Правительства Республики Узбекистан согласно приложению № 4.
20. Министерству здравоохранения совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести
в Кабинет Министров предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающие из настоящего постановления.
21. Возложить на министра здравоохранения Хаджибаева А.М., его заместителей Иноятова А.Ш., Азизова А.А., Собирова У.Ю., Баситханову Э.И., Председателя Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимов областей и города Ташкента персональную ответственность за эффективную организацию исполнения настоящего постановления.
22. Контроль за своевременным и результативным исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан Мусаева Б.А. и первого заместителя советника Президента Республики Узбекистан Туйчиева Л.Н.
О результативности осуществляемых мер ежеквартально информировать Президента Республики Узбекистан.
Президент Республики Узбекистан Ш.МИРЗИЁЕВ
Город Ташкент,
18 мая 2021 года.