На заседании предварительно обсуждены вопросы, которые предусматривается рассмотреть на очередном пленарном заседании Сената.

В частности, заслушана информация ответственных работников Министерства финансов об исполнении Государственного бюджета Республики Узбекистан по итогам первого полугодия 2021 года, внесенная Кабинетом Министров в Сенат Олий Мажлиса.

В частности, в отчетном периоде экономика республики выросла на 6,2%, а объем ВВП составил 318,5 трлн сумов.

Экономический рост обеспечен в промышленности на 8,5%, строительстве на 0,1%, сельском, лесном и рыбном хозяйствах на 1,8% и сфере услуг на 8,0%.

Уровень инфляции с начала года составил 4,4%, а по сравнению с соответствующим периодом прошлого года - 10,9%.

Доходы Государственного бюджета составили 74,9 трлн сумов, расходы - 79 трлн 332 млрд сумов, дефицит бюджета - 4,4 трлн сумов, что составляет 1,4% к ВВП, то есть выполнено на уровне установленного прогноза.

Возникший дефицит бюджета в размере 4,4 трлн сумов покрыт за счет средств, привлеченных международными финансовыми институтами для поддержки бюджета.

В структуре расходов Государственного бюджета социальные расходы составили 40,4 трлн сумов или 50,9% от общих расходов.

Доходы местных бюджетов выполнены на 16 560,0 млрд сумов или 118,8% к плану, за счет перевыполненной части плана доходов в распоряжении местных бюджетов остались дополнительные ресурсы в размере 2 625,0 млрд сумов.

Расходы местных бюджетов исполнены в объеме 28 051,9 млрд сумов или на 97,3% к плану.

В отчетном периоде из республиканского бюджета областям и местным бюджетам выделены регулирующие межбюджетные трансферты в размере 5 трлн 921 млрд сумов.

Участники заседания также обсудили ошибки и упущения, допущенные в процессе исполнения Государственного бюджета.

Задолженность по налогам в Государственный бюджет по сравнению с началом года увеличилась на 66,1% и составила 2 трлн 781 млрд сумов. Наибольший рост отмечен в городе Ташкенте (в три раза) и Кашкадарьинской области (60%).

Налоговая задолженность в местных бюджетах составила 2,8 трлн сумов и по сравнению с началом года увеличилась на 1,1 трлн сумов.

Излишние платежи в бюджет по сравнению с началом года увеличились на 14,2 млрд сумов, но остались на уровне 136,5 млрд сумов.

Из средств, направленных на расходы Государственного бюджета (81 трлн 875 млрд сумов), не освоено 6 трлн 543 млрд сумов.

Показатели неосвоения бюджетных средств остаются высокими в министерствах народного образования (193 млрд сумов), водного хозяйства (139 млрд сумов), здравоохранения (138 млрд сумов).

Вместе с тем, не на должном уровне организована работа по обеспечению и мониторингу исполнения индикаторов эффективности деятельности министерств народного образования, здравоохранения, водного хозяйства и Комитета по автомобильным дорогам, связанных с использованием бюджетных средств, утвержденных Указом Президента от 30 декабря 2020 г. № 4938.

В отчетном периоде по сравнению с соответствующим периодом прошлого года количество нарушений бюджетной дисциплины в системе Министерства дошкольного образования увеличилось в 8,5 раза, в системе Министерства народного образования - в 3 раза, в системе Министерства здравоохранения - в 2,9 раза.

В Комитете по автомобильным дорогам допущено незаконное расходование бюджетных средств в размере 59,3 млрд сумов, в Министерстве жилищно-коммунального обслуживания - в размере 24,1 млрд сумов.

В Сырдарьинской, Андижанской, Джизакской областях и Республике Каракалпакстан также выявлены нарушения закона в крупном размере.

В отчетном периоде с нарушением требований Закона «О государственных закупках» оформлены договоры и юридические обязательства в размере 55 млрд 251 млн сумов. Вместе с тем, выявлены случаи неучастия 1397 корпоративных заказчиков (64%) в государственных закупках на специальном информационном портале.

На заседании также был рассмотрен Закон «О неплатежеспособности», регулирующий отношения в сфере неплатежеспособности граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.

Сегодня не дают достаточного эффекта действующие законодательные нормы и существующие процедуры в вопросах вывода экономически несостоятельных предприятий и субъектов предпринимательства из состояния финансового кризиса, восстановления и оздоровления их деятельности.

Поэтому вместо действующего Закона «О банкротстве» был разработан Закон «О неплатежеспособности» в новой редакции.

Прежде всего, Закон расширен с точки зрения содержания, в соответствии с требованиями мировой практики термин «банкротство» заменяется термином «неплатежеспособность».

Закон содержит нормы по улучшению деловой среды и показателя «Разрешение неплатежеспособности» в отчете Всемирного банка.

Также в него включена практика неплатежеспособности не только индивидуального предпринимателя, но и физического лица в целом.

Предусматривается также привлечение средств коммерческих банков, финансовых организаций и других источников в целях восстановления платежеспособности должника.

Вводятся требования о взыскании в субсидиарном или солидарном порядке заемных средств, непогашенных из-за недостаточности имущества с лиц, приведших к банкротству в результате неправомерных действий должностных лиц должника.

Вводится практика неплатежеспособности физического лица, устанавливается порядок погашения задолженности в рассрочку.

Устанавливаются также требования, направленные на предупреждение неправомерных действий юридического или физического лица, в том числе освобождения от задолженности по мошенническим основаниям.

С одобрением Закона будет обеспечена возможность применения мер финансового оздоровления экономически несостоятельных предприятий путем процедуры оздоровления неплатежеспособности.

По рассмотренным вопросам приняты соответствующие решения Комитета.

Информационная служба Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.