В нем приняли участие члены Сената, председатели постоянных комиссий Навоийского областного Кенгаша народных депутатов, члены Комиссии по судебно-правовым вопросам и противодействию коррупции, руководители правоохранительных органов, пенитенциарных учреждений Навоийской области, соответствующих министерств и ведомств, представители хокимиятов и работники средств массовой информации.
На заседании предварительно обсуждены вопросы, включенные в очередное пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
В частности, рассмотрен Закон «О Государственной службе безопасности Президента Республики Узбекистан». Данный документ направлен на регулирование отношений в сфере государственной службы безопасности Президента Республики Узбекистан. Необходимость его принятия обусловлена следующими факторами:
деятельность Службы государственной безопасности Президента Республики Узбекистан, созданной в январе 2018 года, регулируется закрытыми постановлениями Президента Республики Узбекистан, открытых нормативных правовых актов нет;
не определен конкретный порядок применения огнестрельного оружия при исполнении служебных обязанностей военнослужащими Службы государственной безопасности Президента и других правоохранительных органов, привлеченными к обеспечению безопасности охраняемых лиц.
Принятие закона даст возможность создания прозрачной правовой основы для организации Службы государственной безопасности Президента, обеспечит права, свободы и законные интересы граждан во взаимоотношениях со Службой государственной безопасности Президента, а также приведения законодательства Республики Узбекистан в соответствие с международными соглашениями, подписанными со странами СНГ.
Кроме того, обсужден Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием законодательства об оружии».
С учетом важности и значимости общественных отношений, которые регулируются Законом, Комитет счел целесообразным отклонить Закон.
На заседании также был обсужден вопрос направления в Кабинет Министров Республики Узбекистан парламентского запроса о состоянии автомобильных дорог и искусственных сооружений в стране, а также исполнении актов законодательства по обеспечению безопасного движения транспортных средств.
Подчеркивалось, что на 13-м пленарном заседании Сената Олий Мажлиса 12 марта этого года сенаторы отметили, что нынешнее состояние дорог во многих районах плачевное, асфальтовое покрытие становится неудовлетворительным после дождей.
Комитет изучил состояние дорог и искусственных сооружений в стране, а также исполнение законодательства, обеспечивающего безопасное движение транспортных средств.
В ходе изучения выявлен ряд системных проблем и недостатков в этой сфере. В частности, по состоянию на 1 января 2021 года из 184,8 тыс. км дорог страны состояние 77,9 тыс. км или 42,2% требует ремонта.
Реконструкция и ремонт некоторых автомобильных дорог откладываются из года в год и так и не завершены.
Кроме того, причины, которые приводят к нецелевому использованию выделенных средств, также усиливают недовольство граждан нынешним состоянием дорог.
Принимая во внимание это и другие обстоятельства, Комитетом по вопросам обороны и безопасности определено направить парламентский запрос в Кабинет Министров Республики Узбекистан о состоянии автомобильных дорог и искусственных сооружений в стране, а также исполнении актов законодательства по обеспечению безопасного движения транспортных средств.
На заседании обсуждены и результаты изучения исполнения Уголовно-процессуального кодекса Республики Узбекистан в части обеспечения надежной защиты прав и законных интересов, заключенных в пенитенциарных учреждениях Навоийской области.
Отмечалось, что в Навоийской области действуют пять пенитенциарных учреждений, из которых две общие, две строгие колонии и одна колония-поселение.
В пенитенциарных учреждениях Навоийской области было проведено 2873 образовательных и психологических мероприятий по подготовке заключенных к освобождению и формированию у них нетерпимости к преступлениям. В течение 2020 года и первого квартала 2021 года не допущено совершение преступлений заключенными, отбывающими срок наказания в пенитенциарных учреждениях.
Как выяснилось, в отношении 519 положительно характеризующихся осужденных применены гуманитарные меры, 83 из них были условно-досрочно освобождены, у 123 наказания заменены на более мягкие, а 313 переведены в колонии-поселения, сообщает информационная служба Сената Олий Мажлиса РУз.
Регулярно спецпрокуратурой изучаются решения административных комиссий колоний о применении руководителями колоний в отношении осужденных мер дисциплинарного воздействия и применении гуманитарных актов. В результате в 2020 году опротестовано 18 незаконных решений руководителей колоний, 36 административных комиссий, а в первом квартале 2021 года опротестовано 27 незаконных решений руководителей колоний, восстановлены права 81 заключенного.
Однако, несмотря на усилия, прилагаемые для обеспечения прав и законных интересов заключенных и предупреждения совершения заключенными преступлений, некоторые проблемы и недостатки остаются. В частности, осужденные, отбывающие наказание в исправительных колониях, не полностью использовали свое право на трудовой отпуск.
По рассмотренным на заседании вопросам принято соответствующее решение Комитета.