Рассмотрена деятельность Детского омбудсмана за 2024 год

На заседании рассмотрен Доклад Уполномоченного по правам ребенка (Детского омбудсмана) о состоянии соблюдения законодательства о правах ребенка государственными, в том числе правоохранительными органами в 2024 году.

Отмечено, Законом «Об Уполномоченном Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам ребенка (Детском омбудсмане)» совершенствована институциональная основа деятельности Детского омбудсмана.

Определено, что Омбудсман ежегодно представляет в палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан доклад о состоянии соблюдения законодательства о правах детей государственными, в том числе правоохранительными органами.

Данный доклад является первым, представленным Детским омбудсманом палатам Олий Мажлиса, в котором представлена информация о ходе реализации реформ по обеспечению интересов детей, в том числе Конвенции ООН о правах ребенка, Закона «О гарантиях прав ребенка» и других законодательных актов, соблюдении государственными, в том числе правоохранительными органами, международных стандартов и национального законодательства о правах ребенка.

Также в докладе нашли отражение основные достижения по проведению парламентского контроля Детским омбудсманом за соблюдением законодательства о правах детей в Узбекистане. В 2024 году количество обращений, поступивших в Детский омбудсман от наших соотечественников, граждан и омбудсманов иностранных государств, лиц без гражданства, общественных организаций и других юридических лиц, составило 1 064. Это означает о возросшем доверии к Институту детского омбудсмана и эффективности его деятельности.

Отмечено, что в 2024 году организовано 35 личных приемов Уполномоченного по правам ребенка, поступило 160 обращений от физических и юридических лиц.

На основе анализа и мониторинга обращений дан ответ в виде исполнительных документов о нарушении прав и законных интересов ребенка со стороны органов государственной власти. Также Детским омбудсманом в виде мер воздействия о нарушении органами государственной власти законодательства в области прав и законных интересов ребенка подано 9 предупреждений, 3 представления, 18 заключений и обращении о принесении ходатайства  об опротестовании 6 судебных документов.

По фактам насилия в отношении детей, выявленным в результате изучения обращений, возбуждено 14 уголовных и 18 административных дел. За физическое насилие над ребенком в образовательных учреждениях к административной ответственности привлечены 7 педагогов, а к дисциплинарной - 22.

За отчетный период 3 сотрудника правоохранительного органа были привлечены к дисциплинарной ответственности за жестокое обращение с детьми. Двое граждан привлечены к административной ответственности за оскорбление чести и достоинства ребенка.

В 2024 году на основе обращений граждан и сообщений судов о преступлениях, совершенных в отношении детей, Детский омбудсман и сотрудники его аппарата в качестве наблюдателей участвовали в судах по 46 гражданским, уголовным и административным делам.

В целях создания эффективного и удобного механизма подачи жалоб (сообщений) по всем вопросам, затрагивающим интересы детей, в центрах оказания социально-правовой помощи несовершеннолетним, действующим во всех регионах республики, а также в воспитательной колонии № 24 установлен ​​«Ящик Детского омбудсмана».

При этом внимание акцентировано на то, что налажена связь с Детским омбудсманом через платформу «murojaat.gov.uz», так как подобные механизмы связи служат надежной и эффективной защите прав детей.

Депутаты положительно оценили доклад Детского омбудсмана о деятельности в 2024 году, а также внесли ряд предложений и рекомендаций по дальнейшему совершенствованию его деятельности и обеспечению прав и свобод детей, гарантированных обновленной Конституцией и другими законами.

На заседании по докладу Детского омбудсмана выступили руководители фракций политических партий. Принято соответствующее решение.

Предотвратить случаи незаконного использования подземных вод

Депутаты постатейно во втором чтении рассмотрели законопроект, направленный на улучшение охраны подземных водных ресурсов.

Отмечалось, в последние годы в стране реализуются масштабные реформы, направленные на совершенствование системы управления водными ресурсами, обеспечение рационального использования воды для нужд населения и отраслей экономики, предупреждение вредного воздействия воды и устранение его последствий.

Наряду с этим возникает необходимость усиления мер по охране подземных водных ресурсов в связи с возрастающей потребностью населения в питьевой воде, несанкционированным бурением скважин, бесконтрольным и неучтенным использованием воды.

Документом вносятся изменения и дополнения в Кодекс об административной ответственности и в Налоговый кодекс, а также в Закон «О лицензировании, разрешительных и уведомительных процедурах».

То есть установление ответственности за незаконное бурение скважин на подземные воды и невыполнение требований инструкций по предотвращению опасных геологических процессов, взыскание налога в увеличенном размере от установленной налоговой ставки при заборе подземных вод без водоизмерительных приборов, заменить порядок выдачи разрешения на бурение скважин на подземные воды порядком выдачи разрешения на деятельность по бурению скважин на подземные воды.

После долгих обсуждений, вопросов-ответов законопроект был возвращен ответственному комитету.

Дополнительные возможности землепользователям

На заседании также постатейно во втором чтении рассмотрен проект закона «О внесении изменений и дополнений в Земельный кодекс Республики Узбекистан».

Проектом закона вводятся конкретные нормы, позволяющие разделить земельные участки сельскохозяйственного назначения на две группы в зависимости от вида использования: земли сельскохозяйственного назначения и земли, обслуживающие сельское хозяйство.

Также устанавливаются правовые нормы о строгой охране орошаемых земель, рассмотрении вопроса использования таких земель для других целей только в случае существенных изменений в водоснабжении и качестве почвы орошаемых земель.

Кроме того, предусматривается четко определить различие между земельными участками, находящимися в резервном фонде, и свободными земельными участками, в распоряжение органов государственной власти районов и городов вследствие прекращения права на земельный участок. В ходе подготовки законопроекта ко второму чтению на основе предложений депутатов ответственного комитета совершенствованы его нормы.

В частности, в проекте отражены правовые основы размещения объектов в соответствии с видами разрешенного использования земельных участков на землях сельскохозяйственного назначения.

Принятие законопроекта послужит обеспечению равенства и прозрачности в земельных отношениях, а также дальнейшему совершенствованию условий использования земельных участков.

Законопроект принят депутатами.

Будет отменена практика применения мер правового воздействия без решения вопроса об их виновности

После этого депутаты в первом чтении рассмотрели проект закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О профилактике правонарушений».

Отмечено, в последние годы в стране проводится системная работа по предупреждению преступлений, пресечению преступности, усилению профилактических мер в отношении лиц, входящих в группу повышенного риска совершения преступлений.

Данный законопроект предусматривает расширение практики предоставления государственной защиты лицам, которые могут пострадать от притеснений или насилия.

Проектом количество лиц, подлежащих профилактическому учету, сокращается с действующих – 6 до 3 категорий, а количество статей, подлежащих профилактическому учету за административные правонарушения - с 28 до 12, а также в связи с необходимостью дополняется 2 новыми статьями.

В частности, предусматривается включить лиц, привлеченных к ответственности за домашнее насилие по статье 592 Кодекса об административной ответственности и лиц, лишенных судом права управления транспортным средством за совершенное ими административное правонарушение.

В результате принятия законопроекта будет отменена практика применения мер правового воздействия к отдельным категориям лиц без решения вопроса об их виновности.

После бурных обсуждений законопроект принят депутатами.

Совершенствуется порядок осуществления благотворительной деятельности

На заседании концептуально в первом чтении рассмотрен законопроект, направленный на совершенствование порядка осуществления благотворительной деятельности.

Отмечалось, в последние годы в стране проведена определенная работа по оказанию всесторонней поддержки малообеспеченным слоям населения. В этом процессе не только государственные органы, но и наши граждане проявляют инициативу в проведении благотворительных акций, пожертвований и щедрости.

Однако действующее законодательство не дает возможности получить достоверную информацию о порядке сбора благотворительных пожертвований, прозрачности деятельности субъектов в этой сфере и использовании выделенных им средств. Также не установлена ответственность за нарушение порядка проведения благотворительности.

Это вызывает обоснованные возражения граждан, приводит к снижению доверия к негосударственным некоммерческим организациям, законно и добросовестно занимающимся благотворительной деятельностью, а также хищению средств отдельными лицами.

Данный законопроект предусматривает внедрение эффективных механизмов государственной поддержки субъектов благотворительной деятельности, прозрачность деятельности благотворительных организаций и повышение доверия к ним граждан, а также правовое регулирование сбора средств на реализацию благотворительной деятельности.

Проектом определены дополнительные механизмы государственной поддержки благотворительной деятельности, порядок сбора благотворительных пожертвований, организации и использования ящика для пожертвований, а также раскрытия информации о благотворительных пожертвованиях и обеспечения открытости этого процесса.

Принятие законопроекта послужит предотвращению правонарушений по сбору благотворительных пожертвований, обеспечению прозрачности деятельности благотворительных организаций и повышению доверия к ним граждан.

После долгой полемики проект закона принят депутатами.

Упрощается порядок исчисления суммы излишне начисленного налога

Депутатами рассмотрен проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан».

В последние годы в стране проведена масштабная работа по устранению бюрократических и административных барьеров в предоставлении государственных услуг, в том числе по поддержке жителей и предпринимателей, дальнейшему совершенствованию налогового администрирования.

Но наряду с этим возникает необходимость дальнейшего совершенствования системы социальной защиты, предоставления налоговых льгот отдельным категориям граждан, дальнейшего упрощения налогового администрирования.

Данным законопроектом вносятся изменения и дополнения в Налоговый кодекс, направленные на упрощение порядка исчисления суммы излишне начисленного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по другим видам налогов, предоставление налоговых льгот отдельным категориям лиц и дальнейшее совершенствование налогового администрирования.

Депутаты подчеркнули, что законопроектом совершенствуется правовая база для создания дополнительных удобств налогоплательщикам и защиты их законных интересов.

Также отмечено поощрение документом лиц, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также дальнейшее совершенствование налогового администрирования, направленного на рациональное использование водных ресурсов в сельском хозяйстве.

По мнению народных избранников, принятие данного законопроекта послужит созданию благоприятных условий для налогоплательщиков, дальнейшему совершенствованию системы социальной защиты, а также налогового администрирования.

Законопроект принят депутатами.

Новый этап сотрудничества Узбекистана и Азербайджана

В ходе заседания рассмотрен проект закона «О ратификации Договора между Республикой Узбекистан и Азербайджанской Республикой о союзнических отношениях (Ташкент, 23 августа 2024 года)».

Данный Договор подписан лидерами двух стран 23 августа 2024 года в Ташкенте по итогам первого заседания Высшего межгосударственного совета Республики Узбекистан и Азербайджанской Республики.

В результате проводимой нашей страной в последние годы прагматичной и открытой внешней политики Узбекистан установил добрососедские отношения с соседними государствами.

В этой связи в последние годы между Узбекистаном и Азербайджаном развивается сотрудничество в политической, экономической и культурно-гуманитарной сферах, а 23 августа 2024 года по итогам встречи глав двух государств подписан Договор между Республикой Узбекистан и Азербайджанской Республикой о союзнических отношениях. Благодаря этому удалось поднять узбекско-азербайджанские отношения до самого высокого уровня межгосударственного взаимодействия.

Настоящий Договор состоит из преамбулы и 24 статей, основные положения которых направлены на предотвращение враждебных действий двух стран, неучастия в каких-либо блоках или союзах, направленных против друг друга, а также мирное разрешение ситуаций вооруженных нападений со стороны третьих государств, дальнейшее развитие сотрудничества в борьбе с международным терроризмом, экстремизмом и организованной преступностью.

При этом документ охватывает внешнюю политику, парламентскую дипломатию, оборону и безопасность, развитие экономического сотрудничества и инвестиционной деятельности, «зеленую» и цифровую экономику, электронную коммерцию, энергетику, ИКТ, IT-безопасность и ИИ, транспортную систему, духовно-образовательную, культурную, социальную и туристическую сферы, дальнейшее развитие сотрудничества в рамках международных и региональных организаций и форумов.

Настоящий Договор послужит правовому закреплению нового этапа межгосударственных отношений, направленного на дальнейшее укрепление независимости, суверенитета, территориальной целостности и устойчивого экономического развития двух стран.

Законопроект принят депутатами и направлен в Сенат.