Соответствующие нормы закреплены в Уголовном кодексе, законах, регламентирующих службу в госорганах, и нормативных актах, определяющих статус служащего. В 2008 году Узбекистан присоединился к Конвенции ООН против коррупции, а в 2010-м - Стамбульскому плану действий по борьбе с коррупцией ОЭСР. В 2016-м постановлением Кабинета Министров от 2 марта утверждены Типовые правила этического поведения работников органов государственного управления и органов исполнительной власти на местах.

За последние годы в стране осуществлены значимые институционально-­правовые реформы. Приняты меры, направленные на предотвращение коррупции в системе госуправления, совершенствование организационных основ противодействия теневой экономике, повышение правового сознания и правовой культуры населения, формирование в обществе и среди государственных служащих нетерпимого отношения к коррупции.

В целях совершенствования этих мер оптимизированы механизмы обеспечения защиты прав и интересов граждан, открытости деятельности органов государственной власти и управления, общественного и парламентского контроля, оказания госуслуг, а также реформированы правовые основы взаимодействия правоохранительных и судебных органов с населением.

В 2017 году принят Закон «О противодействии коррупции», определивший правовые основы и меры по противодействию коррупции в госорганах, создана Республиканская межведомственная комиссия по противодействию коррупции. В 2019-м в палатах Олий Мажлиса образованы комитеты по противодействию коррупции и судебно-правовым вопросам.

Указами Президента «О мерах по кардинальному совершенствованию кадровой политики и системы государственной гражданской службы в Республике Узбекистан» от 3 октября 2019 года и «О дополнительных мерах по совершенствованию системы противодействия коррупции в Республике Узбекистан» от 29 июня 2020 года образованы уполномоченные органы в сфере противодействия коррупции - Национальный совет по противодействию коррупции, Агентство развития государственной службы при Президенте и Агентство по противодействию коррупции.

Рутинные нарушения

Один из видов коррупции, с которым постоянно сталкиваются граждане в повседневной жизни, - бытовая (в зарубежной практике используется термин мелкая или административная), порождаемая взаимодействием населения и государственных служащих.

Объективной стороной бытовой коррупции является принятие либо вымогательство служащими среднего звена денег, ценностей, подарков и услуг в материальной и нематериальной формах, возмездное содействие в решении каких-либо проблем, злоупотребление служащими собственным влиянием либо просто игнорирование требований закона. Охватывающее сферу рутинных взаимодействий граждан и власти (здравоохранение, образование, разного вида регистрации, военный призыв, личная безопасность, получение государственных услуг, льгот, пособий, судопроизводство и тому подобное) мздоимство - это всегда начальный этап для совершения более серьезных преступлений.

Формы и виды бытовой коррупции варьируются в зависимости от сфер, отраслей, регионов распространения и коррелируют с качеством кадрового потенциала госорганов (показатели уровня жизни, ментальности, социальной и правовой защищенности и т.д.).

К сожалению, несмотря на предпринимаемые усилия, такое негативное явление, как коррупция, в Узбекистане пока имеет место. Это подтверждают и международные рейтинги, и опросы общественного мнения, проводимые в 2018-2020 годах Республиканским цент­ром изучения общественного мнения «Ижтимоий фикр», Центр развития гражданского общества.

В международной практике выработаны действенные меры по предупреждению бытовой коррупции.

К их числу можно отнести следующие:

  1. Культивирование среди госслужащих деонтологических стандартов и антикоррупционных этических норм.

Формирование антикоррупционных общегражданских установок посредством принятия законов о госслужбе, предупреждении конфликта интересов, кодексах поведения госслужащих дополняется специальными мерами воспитательного характера и психологического воздействия, направленными непосредственно на последних (курсы, тренинги, семинары, акции, аттестации и другое).

Негативное отношение к коррупции в органах правопорядка легче культивировать в странах, национальная культура которых основана на уважении к гражданскому обществу (в западноевропейской цивилизации) или государству (в конфуцианской цивилизации).

Однако в большинстве стран транзитного типа существует устойчивый стереотип: благосостояние близких людей важнее нужд абстрактного «общества» или отчужденного государства. В такой культурной среде действия по воспитанию антикоррупционной ментальности приобретают формальный характер, воспринимаются как своего рода ритуал и не дают реального эффекта.

  1. Усиление материальных стимулов для госслужащих исходит из того, что слабое финансирование стимулирует коррупционное поведение.

Респектабельные условия службы заставят сотрудников дорожить службой и сознательно отказываться от коррупционной мотивации. В целях развития привлекательности стабильной службы для ее сотрудников стали создавать особо благоприятные социальные условия. Речь идет не только и не столько о высокой зарплате, как о социальных льготах, включающих льготное кредитование, качественное медицинское обслуживание (страхование), бесплатное высшее образование и высокое пенсионное обеспечение и другое.

  1. Формализация антикоррупционных административно-правовых мер и требований.

Это направление предполагает развитие общего антикоррупционного законодательства, а также закрепление антикоррупционных стандартов в специальных нормативно-правовых актах, регулирующих деятельность сотрудников госорганов. Правовые нормы, запрещаю-щие коррупционные действия, дополняются административными процедурами, направленными на предотвращение коррупционных отношений, минимизацию человеческого фактора.

  1. Создание действенных репрессивных мер и антистимулов для сотрудников, подверженных высоким коррупционным рискам.

Во всех странах в госорганах функционируют специализированные подразделения, предназначенные для профилактики и предупреждения нарушений законности в сфере государственной службы (инспекции, комиссии по соблюдению профессиональной этики, подразделения собственной безопасности, службы антикоррупционного комплаенса и другие). Для этих расследований нередко выделяются специальные сотрудники, работающие под прикрытием.

К примеру, с 1993-го в Скотланд-Ярде функционирует особое секретное антикоррупционное подразделение «отряд призраков», действующее под прикрытием коммерческой фирмы. В практике Узбекистана к такого рода институтам можно отнести «тайный клиент».

  1. Мониторинг уровня и образа жизни служащих на предмет выявления крупных расходов, несоразмерных зарплате, или склонности к дорого­стоящим увлечениям (прежде всего азартным играм).

Речь идет о применяемых более чем в 60 странах системах обязательного декларирования служащими имущества, доходов, расходов и интересов госслужащих, а также мониторинг их образа жизни вне работы.

  1. Антикоррупционные проверки и стресс-тесты для государственных служащих.

Стандартный общепринятый метод выявления склонных к коррупции сотрудников, который используется во всех странах мира, - специальные проверки, стресс-тесты на полиграфе, имитации подкупа. Для этого искусственно создаются ситуации, когда сотрудник может принять взятку, и следят, удалось ли ему преодолеть искушение. В Грузии, Казахстане, Молдове и более чем в 20 странах «тестовые проверки служащих» нормативно легализованы.

  1. Внедрение институтов личной и коллегиальной ответственности служащих, а также персональной ответственности руководителей подразделений госорганов.

Эффективности внутриведомственного контроля способствует принцип личной ответственности служащего за совершение коррупционного правонарушения. Практически во всех странах ведутся публично доступные реестры служащих, привлекавшихся к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности за коррупционные правонарушения. Установлен также запрет на занятие таковыми ответственных должностей в государственных органах.

Практически во всех странах функционирует институт коллегиальной ответственности служащих. При выдвижении обоснованных обвинений в коррупции против какого-либо сотрудника обязательной проверке со стороны служб собственной безопасности подлежит также работа его руководства, коллег и его подчиненных. В случае выявления фактов коррупции сотрудник увольняется в связи с утратой доверия, а руководитель, не сумевший предпринять действенные меры, несет персональную ответственность.

  1. Создание систем объективного внешнего контроля за деятельностью госслужащих и органов.

Поскольку внутриведомственный контроль за антикоррупционным поведением создает неоднозначные стимулы (либо профилактика, либо сокрытие), то он должен дополняться внешним контролем (общественный, парламентский, административный, финансовый, гражданский и другие). Речь идет об обес­печении гласности и открытости деятельности, а также высоком уровне подотчетности высших должностных лиц.

Большую роль в обеспечении этих мер играют системы антикоррупционного краудсорсинга, а также СМИ, неправительственные организации, общественные советы при государственных органах и непосредственно граждане, клиенты - получатели услуг. Антикоррупционные краудсорсинговые платформы типа I paid a bribe применяются более чем в 50 странах (Великобритания, Индия, Казахстан, Корея, КНР, Украина).

В зарубежных странах существуют и другие действенные формы контроля за деятельностью госорганов со стороны гражданского общества. Например, в Нидерландах ежегодно министр внутренних дел представляет доклад парламенту об обнаруженных фактах коррупции среди полицейских и принятых в их отношении мерах.

  1. Внедрение института поощрения граждан, способствующих выявлению фактов коррупции.

Во многих странах мира созданы системы поощрений граждан, фиксирующих противоправное поведение служащих и способствующих выявлению фактов коррупции. Речь идет прежде всего о выработке надежных алгоритмов выплаты вознаграждений добровольным информаторам, даже если они сообщают о фактах коррупции анонимно.

  1. Совершенствование госуправления и мер антикоррупционного администрирования.

Общепризнанно, что минимизации рисков коррупции способствуют:

l повышение открытости деятельности госорганов, обеспечение свободного доступа граждан к информации о решениях правительства, расходовании бюджета, государственных закупках, финансовом состоянии государственных органов и другое;

l внедрение принципов разумного или эффективного управления: эти меры осуществимы посредством проведения институциональных реформ и упорядочения законодательства, децентрализации и дебюрократизации процессов управления;

l повышение уровня активности гражданского общества, правовой грамотности населения и воспитание неприятия фактов коррупции.

* * *

Незамедлительного принятия также, на наш взгляд, требуют законы «О государственной гражданской службе», «О Кодексе этики государственного служащего», «О предупреждении конф­ликта интересов», «Об Агентстве по противодействию коррупции Республики Узбекистан», «О декларировании доходов, имущества и конфликта интересов государственных служащих».

Баходир Исмаилов.
Начальник Научно-образовательного центра противодействия коррупции
Академии Генеральной прокуратуры Республики Узбекистан, доктор юридических наук.